Previous Entry Share Next Entry
Онфим на коне: быть или не быть?
sagitfaizov
Сагит Фаизов

Онфим на коне: быть или не быть?



Побывав кентавром [1], мальчик Онфим решил отделить от себя лошадь – на 200-й бересте.



В. Янин об этом: «Грамота № 200 почти целиком заполнена рисунком маленького художника, уже знакомого нам своей «творческой манерой». Маленький художник мечтал о доблести и о подвигах. Он изобразил некое подобие лошади и всадника на ней, который копьем поражает брошенного под копыта лошади врага. Около фигуры всадника помещена пояснительная надпись: «Онфиме». Мальчик Онфим нарисовал свой «героизированный автопортрет». Таким он будет, когда вырастет: мужественным победителем врагов Новгорода, смелым всадником, лучше всех владеющим победоносным копьем» [2].
Но мальчика нет и на этой грамоте. Рисунок на бересте является иллюстрацией к шестой притче царя Соломона, к его 12-15 стихам: «Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими, коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. За то внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления».


Описание рисунка и надписей.


В центре изображения находится схематически нарисованный конь, на котором стоит человек с трехпалыми руками. Одной рукой он держит уздечку, другой – некий длинный предмет, как-бы привязанный к носу трехпалого же человека, лежащего «под копытами» коня. В правом верхнем углу бересты начертан ряд из 12 букв: А Б В Г Д Е Ж Зело Земля И I К. Ниже их и справа от человека написано: Онфиме. Фонема «ф» передана буквой «фита» (с числовым значением 9) [3].



Маркеры проекции.


Хотя предмет, соединяющий двух персон на рисунке, очень мало похож на копье, можно догадаться, что лежащий под ногами коня человек отнюдь не получает помощи от «всадника», а, напротив, находится в состоянии гибели в результате поражения его оружием «всадника» или копытами коня.
У каждой из персон по 6 пальцев, у обоих вместе – 12, на загривке лошади изображены некие отростки, графически и числом (3) аналогичные пальцам персон. Думается, что пальцы являются знаками единиц, та или иная совокупность которых маркирует порядковые характеристики 6-й притчи: 6:12-15.
Совокупное числовое значение изображенных в правом верхнем углу бересты букв равно 39 (сумма 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2*), конечное числовое значение имени Онфиме равно 2, сумма 39 и 2 равна 41. Столько же слов в стихах 12-15. Возможен и другой подсчет: 39 имеет конечное выражение, равное 3; конечное числовое значение имени Онфиме равно 2; сумма 3 и 2 есть пять, у числа 41 конечное значение также равно 5.
В ряде букв, написанных в правом верхнем углу, нет буквы «фита» со значением 9, всего в записях бересты 18 букв (18 равны 9) - числовые обозначения 12 и 15 имеют своей конечной суммой 9.


Буква «Д» в этом ряду изображена как незавершенная «звезда Давида», которая является основным элементом «печати Соломона».

*У буквы «»  числовое значение 10, у «К» - 20, но ноль в числовой энигматике факультативен, учитывается лишь в отдельных случаях, в зависимости от контекста.

1. См. об  этом: Сагит Фаизов Береста мальчика Онфима и Скрижали Завета // http://www.proza.ru/2014/06/12/64; http://sagitfaizov.livejournal.com/100604.html
2. http://www.bibliotekar.ru/rusPochta/6.htm (из книги В. Янина Берестяная почта столетий. 1979).
3. Cм. изображение бересты: http://www.bibliotekar.ru/rusPochta/6.htm (Также: правая половина буквы «Ж» очень напоминает букву «Я», а буква «К» своей графикой очень близка к букве «В».)


Опубликована 12 июня 2014 г.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account