Previous Entry Share Next Entry
Золотоордынская тамга и пирамида с крестом на стенах Хотинской крепости
sagitfaizov
Сагит Фаизов

Золотоордынская тамга и пирамида с крестом на стенах Хотинской
крепости




Декоративный пояс стен Хотинской крепости ни разу не рассматривался в научной литературе, а в путеводителях упоминался в качестве необычного феномена, но не заслужил сколь-нибудь развернутой характеристики. Лишь в путеводителе Д.А. Деркачука и Б.А. Тимощука по крепости была сделана попытка классификационной репрезентации орнамента: «Снаружи их (стены. – С.Ф.) украшают выложенные из красного кирпича четыре полосы, каждая из которых состоит из нескольких квадратов, вписанных один в один, и расположенных над ними в четыре ряда ступенчатых пирамид, завершенных крестами. Такие мотивы часто встречаются в украшениях декоративного искусства, особенно в народном искусстве Подолии» (1). В двух предложениях реплики уважаемых авторов присутствуют сразу четыре описательные ошибки и одна содержательная. Полосы состоят не из нескольких квадратов, а из множества изображений, опоясывающих крепость (до разрушения части стен и перестройки крепости, квадраты и пирамиды, видимо, занимали поверхность стен по всему их периметру); «квадраты» на самом деле являются прямоугольниками; они не вписаны один в один, а имеют различное соотношение ширины и длины и каждый внутренний прямоугольник соединен с примыкающим к нему внешним четырьмя линиями по углам; ступенчатые пирамиды расположены в четыре ряда лишь на отдельных участках стен, доминирует же двухрядное расположение. В содержательной оценке авторы так же небрежны: мотив «хотинского прямоугольника» (далее – без кавычек) в «украшениях декоративного искусства» не встречается, а мотив ступенчатой пирамиды с крестом в различных модификациях характерен для вышивки, тканевого и коврового орнамента многих народов. В Украине он, судя по экспозиции Национального музея истории Украины и Государственного музея украинского декоративного искусства, известен преимущественно за пределами Подолии.




Ознакомление автора этих строк с декоративными, нумизматическими и геральдическими памятниками, сакральной символикой венгерского, крымскотатарского, молдавского, польского, румынского, русского, татарского, турецкого и украинского народов второго тысячелетия, предпринятое им с целью выявления аналогичных орнаментов, привело его к убеждению, что прототипом прямоугольного орнамента является тамга (другие названия: нишан, мöhеr) золотоордынских, крымских и казанских ханов, а в основе пирамиды с равносторонним четырехконечным крестом лежит контаминация голгофы, восьмиконечного православного креста и тетраграмматона.

Основные черты сходства хотинского прямоугольника с тамгой: цикличность (повторяемость) прямоугольника в его внутренней структуре (имитация кругового принципа построения текста тамги), соединение каждого внутреннего прямоугольника с примыкающим к нему внешним посредством перемычек (имитация аналогичных перемычек в линейной и буквенно-графической структурах тамги), акцентированное обозначение центра изображения посредством совмещения трех небольших вертикальных прямоугольников в одном горизонтальном (имитация герба хана, состоявшего из трех соединенных в верхней части вертикалей, или центрального, ключевого слова тамги) (2).

Сходство пирамиды, завершенной крестом, с голгофой заключается в двухчленности изображения (горакрест) и ступенчатости пирамиды. Однако полному сходству мешает четырехступенчатость пирамиды (каноническая символизация Голгофы допускает изображение одной, двух или трех ступеней) (3).
Более полно рисунок «хотинской пирамиды» совпадает с трансформированным изображением восьмиконечного православного креста, лежащим в основе условного двенадцатиконечного плана «небесного Иерусалима», известного, в частности, по русскому православному Лицевому Апокалипсису XVII-XVIII вв. (4)


Символизация Иерусалима в этом случае была достигнута путем совмещения оснований двух четырехступенчатых пирамид-крестов. Три нижние ступени каждой из таких пирамид соответствуют трем перекладинам восьмиконечного креста, верхняя ступень тождественна верхней части столба. Близкая по изобразительному решению трансформация четырехконечного креста в ромбовидную пирамиду наблюдается в кайме лимбургской ставротеки (X в.) (5).


Трансформации восьми- или двенадцатиконечного креста в «небесный Иерусалим» в русской средневековой иконописи отмечены М.П. Румянцевым (6). Из орнаментов народного декоративного искусства наибольшее сходство с хотинской пирамидой имеют четырехступенчатые пирамиды молдавских ковров, завершенные «цветущими» православными крестами (7). На украинском рушнике, вышитом в местечке Кролевец (Черниговщина) и представленном в экспозиции Национального музея истории Украины, родственная хотинскому образцу пирамида с равносторонним крестом на вершине насчитывает три ступени.
Основным источником рисунка и смысловым аналогом хотинской пирамиды, если рассматривать ее отдельно от креста, по моему мнению, является тетраграмматон-тетраксис, усовершенствованное великим геометром Пифагором древнееврейское, каббалистическое обозначение высшего божества и его атрибутов, получившее известность в Европе в XV-XVI ст. (8).
Основные четыре варианта тетраграмматона-тетраксиса включают в себя четыре буквы, располагающиеся по пирамидальному принципу: на первой строчке – одна буква, на второй – к ней добавляется вторая и т. д. Каждый из основных четырех вариантов такой шифрограммы насчитывает 10 повторяющихся букв (1234). Пятый вариант включает в себя одиннадцатую букву «Шин», и она в сочетании с четырьмя другими буквами первого варианта превращает тетраграмматон в имя – ЙеХоШуах (Иисус). Именно такой вариант тетраграмматона (со звездочками вместо букв) представлен на плащанице из Кирилло-Белозерского монастыря, датируемой XV в. (9).


Тетраграмматоны с 10 буквами также имели хождение в христианской среде, второй вариант, в частности, отождествлялся с Святой Троицей. Заказчик хотинского орнамента имел в виду 10-буквенный символ: хотинская пирамида состоит из 10 выделенных красным контуром «кирпичей», и расположение их тождественно расположению букв в тетраграмматоне (1+2+3 +4).

Можно предполагать, что он поздразумевал в своем знаке и Святую Троицу, наиболее близкий сердцу христианина смысл из сакрального содержания всех четырех 10-буквенных тетраграмматонов, практикуемых вне Каббалы, и слово «Сущий» (третий тетраграмматон), и слово «Господь» (четвертый тетраграмматон). (В первом, если он не включал в себя букву «Шин», подразумевались огонь, воздух, вода и земля) (10).


Судя по характеру кладки самих стен и выкладки изображений, тамги и пирамиды возникли в процессе строительства (или реконструкции) стен крепости в одно и то же время, явились результатом целостного по замыслу творческого акта. Соответственно, шесть полос грандиозного артефакта заключают в себе некое совокупное смысловое качество. Тамга, принадлежащая тюрко-исламской культуре, и пирамида с крестом, принадлежащая христианской культуре, соседствуют здесь в дружественном равновесии: четыре полосы тамги могли бы доминировать над двумя полосами пирамид, но более высокое расположение пирамид и локальный переход их в четырехполосную конфигурацию снимают доминирование соседствующих знаков. Равновесие двух знаков прочитывается как констатация гармонии и призыв к равновесию двух культур. Тот же смысл, адресованный уже только христианам, католикам и православным, прочитывается и в контаминации ясно обозначенного равностороннего общехристианского креста с неявно обозначенным православным. Признанный в католическом мире и постепенно утверждавшийся среди православных тетраграмматон с его изначально доминирующей идеей мировой гармонии должен был подкреплять соответствующую смысловую посылку других знаков. (Тамга в своей изобразительной, внеписьменной ипостаси также выражала идею гармоничного мироустройства.)
Кто был заказчиком и автором философско-политической декларации, начертанной на гигантском свитке стен Хотина? Пожалуй, тот же человек, которому историки с достаточным основанием приписывают реконструкцию стен крепости во второй пол. XV в.: господарь Стефан III (годы правления: 1457-1504). Ни один другой господарь не правил Молдавией так долго, как он, вполне заслуженно вошедший в историю с именем «Великий» (11). Последовательный сторонник мирных решений политических проблем, Стефан Великий искусство дипломатии ценил гораздо выше, нежели искусство войны, и предпочитал договариваться там, где многие другие предпочли бы воевать. Дружил с крымским ханом Менгли-Гиреем, и симпатия именно к нему отразилась в обобщенном образе ордынской тамги на стенах Хотинской крепости.




Выкладка многих сотен крупных знаков – с точным соблюдением их собственного размера и рисунка, расстояний между знаками и составленными из них рядами - должна была серьезно осложнить работу строителей. Владетель, решившийся без видимой практической нужды записать при помощи 29 тыс. красных кирпичей свой особенный символ веры, видел за политическим интригами и сиюминутными успехами глубинный смысл всех вещей. Присутствие тетраграмматона в его монументальной графике выдает в нем мыслителя, стремившегося примирить мистический рационализм Пифагора с православием. Более чем вероятна связь его тетраграмматона с антитринитарными идейными течениями, получившими распространение в Восточной Европе в XV-XVI ст. Известные контакты дочери Стефана Елены («Волошанки»), снохи великого князя Московской Руси Ивана III, с антитринитаристами подсказывают, что в доме господаря Стефана дух конфессионального реформаторства оказывал влияние даже на воспитание детей. Домашняя интеллектуальная атмосфера, вероятно, была во многом предопределена брачно-династическими связями Стефана: первая жена господаря Евдокия происходила из дома киевских Олельковичей, известных покровителей антитринитаристов, вторая жена Мария Мангупская происходила из крымского княжества с сильнейшими эйкуменистическими традициями. Заметим также, что сват и главный соперник Стефана Великого в борьбе за звание «единственного защитника» православия после взятия Константинополя Мехмедом Фатихом (1453) Иван III также длительное время покровительствовал антитринитаристам. Трагические судьбы их дочерей, двух Елен (дочь Ивана III была замужем за великим князем Литовским Александром Казимировичем) несли на себе тот же отблеск сложной идейной и военно-политической борьбы в Восточной Европе во второй половине и на исходе XV в., который окрасил стены Хотина в красно-керамический цвет многозначительной шифрограммы.

Сноски и примечания.

1. Деркачук, Д.А., Тимощук, Б.А. Хотин: Путеводитель. Ужгород, 1977. C. 33.
2. См. образцы тамг: Kurat, A.N. Topkapi Sarayı Müzesi Arşivindeki Altın Ordu, Kırım ve Türkistan hanlarına ait yarlık ve bitikler. Istanbul, 1940. 15, 43, 95 s.
3. См. о символизации Голгофы и образцы орнаментальных «голгоф»: Качалова, И.Я., Маясова, Н.А., Щенникова, Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. Москва, 1990. Табл. 229; Маясова, Н.А. Древнейший покров митрополита Ионы // Древнерусское художественное шитье: Материалы и исследования. Вып. X. Москва, 1995. С. 27, 29; Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов. Москва – Харьков, 2002. С. 21, 22; Treasures of the Czars from State Museums of Moscow Kremlin. London, 1995. P. 62, 146.
4. Cм.: Кудрявцев, М.П. Москва – Третий Рим: Историко-градостроительное исследование. Москва, 1994. С. 212.
5. Осипов, Ю.А. Эмалевые дробницы саккоса митрополита Алексея //Декоративно-прикладное искусство: Материалы и исследования. Вып. IX. Москва, 1993. С. 33; ставротека – футляр для хранения небольшого креста.
6. Кудрявцев, М.П. Москва – Третий Рим: Историко-градостроительное исследование. Москва, 1994. С. 211.
7. Коворул молдовенеск. Кишинэу, 1990. Табл. 134.
8. Шейнина, Е.Я. Энциклопедия символов. Москва – Харьков, 2002. С. 37-38.
9. Лихачева, Л.Д. Шитые произведения из собрания Кирилло-Белозерского монастыря, связанные с родом Голицыных // Древнерусское художественное шитье: Материалы и исследования. Вып. X. Москва, 1995. С. 104.
11. О смысловых пластах этого знака см.: Шейнина, Е.Я. Указ. соч. С. 37-38.

О заслугах Стефана перед молдавским народом свидетельствует памятник ему, воздвигнутый в центре Кишинева. В 2004 г. Молдавия отмечала 500-летие со дня смерти великого господаря.

Фотоизображения крепости из: http://sightseen.turistua.com/ru/card/1716/; http://poputchik5.ru/xotinskaya-fortress/ (блог Татьяны Погребняк);

Стефан Великий: изображение извлечено из статьи Википедии "Стефан III Великий", User: Herbythyme

                                           

Публикации статьи на бумажном носителе:
Золотоордынская тамга и пирамида с крестом на стенах Хотинской крепости // Джерела з історії Хотина та Хотинщини: матеріали Міжнар. наук. конф. (м. Хотин, 17 жовт. 2005 р.). Чернівці, 2006. С. 99-105; Тамга Менгли-Гирея и пирамида с крестом на стенах Хотинской крепости // Касевет. 2007. 32. С. 38-40; Золотоордынская тамга и пирамида с крестом на стенах Хотинской крепости //Средневековые тюрко-татарские государства. Казань, 2010. Вып. 2. С. 178-181.


Опубликована 17 января 2011 г.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account