Previous Entry Share Next Entry
Документы женского мусульманского движения 1906-1917 гг. 2 часть.
sagitfaizov




Сагит Фаизов

Публикация, сборник документов в электронном формате, является дополнением к изданию: Фаизов, С. Ф. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. Нижний Новгород, 2005.


Программа Татарской партии (Милли фирка). Июль 1917 г. Фрагмент.
Права человека и гражданина. […]
12. Все граждане России без различия пола, народности и вероисповедания должны быть равны перед законом. Таким образом,  мужчина или женщина, русский, татарин, поляк, еврей, армянин, мусульманин, лютеранин, католик, православный, штундист – все должны получить одинаковые права; сословные различия должны быть уничтожены. Звание дворянское, мещанское, крестьянское, купеческое и иные должны быть отменены. На их место должно быть установлено одно общее для всех звание российских граждан.
Hablemitoğlu Ş., Hablemitoğlu N. Op. cit. S. 604. Фотокопия отпечатанного типографским способом текста.
Прошение уполномоченных от башкиров Бураевской волости Бирского уезда Уфимской губернии Исполнительному комитету Всероссийского мусульманского совета. 12 июля 1917 г.*
Уполномоченных от граждан башкир вотчинников деревень Бураевой, Дюсьметевой, Чишмы Бураевой, Мустафиной и Тураевой Бураевской волости Бирского уезда Уфимской губернии Ахметхана Ахмадеева и Ахмадуллы Сибагатуллина Дюсьметевых жительств в первой деревне Бураевой прошение.
1-10 мая 1917 г. в г. Москве Всероссийский мусульманский съезд резолюцией своей принял: равнение женщин с мужчинами в наделении наследством мусульман, в удалении хидзап** (закрывании себя от посторонних не брачных и не родственных мужчин), при вступлении в супружеский брак обязательность личного присутствия жениха и невесты для личного обоюдного соглашения на брак друг друга, и до совершения брака освидетельствование обоих брачующихся жениха и невесту врачем в способности к брачной жизни и много прочих соображений. Таковая резолюция мусльманского съезда, как к отмене самой нашей мусульманской веры по магометанскому обряду, почему доверители наши и мы ни в коем случае соглашаться с таковыми мнениями московского мусульманского съезда не можем на том основании, что наша мусульманская вера по магометанскому закону создана и существует уже со времени пророка нашего Магомета, и остался таковой закон Шаригат неизменно, навсегда, т. е. до окончания земной жизни наших магометан на точном основании Шаригата, закона магометанского по книге Аль-коран  в силу , которого Шаригата женщины во всех отношениях принимаются за половину, именно: две женщины равны одному мужчине; женский пол с 15-летнего возраста не может показываться посторонним мужчинам не родственным, а жениху – до совершения брака супружеского между ними, а так равно и освидетельствовании жениха и невесты недопустимо; если же и утвердится вышеобъявленная резолюция Всероссийского мусульманского съезда, то и тогда действительными магометанами, т. е. верующими в Бога и пророка Магомета, выполняться не будет, а только создаст таковое утверждение в среде мусульман множество бесполезных неприятностей, выполнявший же таковую резолюцию отрешается от мусульманства.
Ввиду изложенного, представляя при сем копию доверенности и удостоверение местной волостной управы о численности наших доверителей, покорнейше просим Исполнительный комитет Всероссийского мусульманского съезда настоящее наше прошение вместе с названной резолюцией внести в Учредительное собрание перед которым ходатайствуем все религиозные дела доверителей наших, мусульман, оставить на применении Шаригата, закона магометанского, на усмотрение наших магометанских духовенств.
В том подписуемся: Ахметхан Ахмадеев Дюсьмеметов*** и Ахмадулла Сибагатуллин Дюсьмеметев.
ГАРФ. Ф. 3923. Оп. 1. Д. 1. Лл. 122-122 об. Подлинник. Машинопись.
____________________________________________________________
* В левом верхнем углу 1 листа документа (122 уч. лист) указана дата получения документа адресатом: 27 сентября 1917 г.
** Так в документе, имеется ввиду хиджаб.
*** Так в документе, фамилия в этом случае оканчивается суффиксом «ов»; подписи написаны от руки, весь остальной текст – машинописный.
Платформа Казанского мусульманского комитета. Июль 1917 г. Фрагмент.
П. 10. Уравнение женщин с мужчинами во всех правах.
Революция и национальный вопрос. Т. III. М., 1930. С. 327.
Решения I Всеказахского съезда, состоявшегося в Оренбурге. 21-26 июля 1917 г. Фрагмент.
Резолюция по женскому вопросу.
В политических правах женщины должны быть равноправны с мужчинами, и им предоставляется полная свобода в выборе мужа.
Калым (выкуп) за невесту уничтожается.
Свататься можно только за девицу, достигшую 16 лет. Мулла может венчать* невесту не моложе 16 лет и жениха не моложе 18 лет, причем обряд венчания должен совершаться муллой только в личном присутствии жениха и невесты.
Вдова может выходить замуж по своему желанию за кого угодно**.
Вторую жену можно брать только с согласия первой. В случае же ее несогласия муж должен дать ей развод и содержать ее до выхода замуж.
Не должно быть браков между родственниками ближе 7 колена.
Революция и национальный вопрос. Т. III. М., 1930. С. 363.
* Так в тексте. Под «венчанием» авторы резолюции или переводчик, готовивший текст для сб. «Революция и национальный вопрос», подразумевают чтение «никаха», молитвы, благословляющей заключение брака. «Никахом» мусульмане называют также весь обряд бракосочетания.
** Клаузула направлена на преодоление обычая аменгерства (левирата), по которому вдова была обязана выходить замуж за брата покойного мужа.
Решения I Всебашкирского съезда, состоявшегося в Оренбурге. 19-27 июля 1917 г. Фрагмент.
По женскому вопросу вынесено решение, - что женщины должны участвовать в выборах и быть избираемыми наравне с мужчинами. Также должна быть усилена культурно-просветительная работа среди них.
Революция и национальный вопрос. Т. III. М., 1930. С. 329.
Решения второго Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося в Казани. 22-31 июля 1917 г.
По женскому вопросу.
Женская фракция второго, состоявшегося в Казани мусульманского съезда вынесла на своем заседании следующее решение в связи с подготовкой в связи с подготовкой к Учредительному собранию.
В процессе подготовки к Учредительному собранию женщины должны действовать в единстве с мужчинами. Поэтому во всех организациях, созданных для подготовки к Учредительному собранию, от больших до малых, женщины должны быть задействованы.
Выслушав доклад Оренбургского духовного управления и принимая во внимание затруднения, испытываемые духовным собранием в женском вопросе, фракция женщин 2-го съезда нашла необходимым изменить свое решение от 27 июля о том, что она не будет участвовать в обсуждении женского вопроса.
Принимая во внимание возможность того, что в этот исторический отрезок времени невыясненность женского вопроса может повредить нашему национальному и культурному движению на его верном пути и боясь того, что темная часть населения во время выборов как в Учредительное собрание, так и в национальный парламент, может действовать во вред нации, а также находя, что женский вопрос не является вопросом, затрагивающим интересы одних лишь женщин, а вопросом всей нации, и ввиду чрезвычайной ответственности положения, фракция женщин-делегаток 2-го съезда вынесла решение:
2-й мусульманский съезд счел необходимым претворять в жизнь, начиная с этого дня, решения 1-го съезда, за исключением пунктов о наследовании и свидетельстве, и поручает Шариатскому суду действовать в соответствии с этим решением.
О Шариатском суде.
2-й мусульманский съезд, выслушав запрос Шариатского суда: «Решения первого и второго всеобщих мусульманских съездов в конечном итоге доступны пониманию. Шариатский суд обязан претворять в жизнь Коран, правильно его понимая. Господа, вы доверяете этому Шариатскому суду действовать, опираясь на правильное понимание и толкование Корана?» - после дискуссии единогласно вынес решение о правомочности Шариатского суда действовать, опираясь на правильное понимание и толкование Корана».
Hablemitoğlu Ş., Hablemitoğlu N. Op. cit. S. 512-513. Фотокопия отпечатанного типографским способом текста. Перевод с татарского С.Фаизова.

Протоколы Всероссийского всеобщего мусульманского съезда, состоявшегося в Москве 1-11 мая 1917 г.* (* Бөтен Русия мөселманларының 1917 елда, 1-11 майда Мәскәүдә булган гомуми съездының  протоколлары. Петроград, 1918. Перевод с татарского и других тюркских языков С.Фаизова.)

Приветствия

Муса Бигиев.

Уважаемое собрание!  Перед нами много дел, которые предстоит осуществить и проблем,  которые предстоит решить. Мы должны подойти      к нашим священным задачам со  всей  ответственностью.  Осуществить все  наши      стремления и  надежды возможно, только если мы возьмемся за дело со всей решительностью. Этот съезд работает благодаря  усилиям  наших уважаемых женщин. (Бурные аплодисменты.) С удовольствием выражаю им      свое почтение.  (Аплодисменты.) Я  обязан  выразить  им  большую      признательность. Ранее мы были как бы хромыми, сейчас мы можем передвигаться на двух ногах и обе руки на  месте*. (Аплодируют.) С. 3-4. (*Селим аль Бустани: «Женщины – основа культурного здания, и создать нацию без этого фундамента невозможно. Народ, который стремится к развитию и не разрешит женского вопроса, подобен человеку, пытавшемуся путешествовать на одной ноге» Цит. по: Ислам и женщина Востока: (История и современность. Ташкент, 1990. С. 182-183.)

От составителя и публикатора: выделение ряда слов и предложений в короткой речи М. Бегиева - технического происхождения, в протоколах этого нет.

Леонас* (* П.С. Леонас, литовский общественный деятель, член ЦК кадетской партии.).

Граждане и гражданки свободной  России! …Пусть мусульмане России возьмут в свои      руки свою  будущность  и  сами определяют, чего они от нее хотят.      (Аплодисменты.) Литовский народ     имеет     желание, чтобы      многомиллионный мусульманский народ в нелегком труде созидания      свободы, приближения её торжества соединил свою  силу  с  силами всей России.  Так как только   через объединение регионов России, её народов возможно, если они хотят  -  в  соответствии  со   своими   представлениями   - осуществление идеи   народной   республики   с   её   свободами  и благородным управлением через Учредительное собрание. (Аплодисменты.)  Пусть  российские   мусульмане   и      другие российские  нации сами выбирают ту форму самоорганизации,      которую считают приемлемой.  Таково наше  желание.  Не  могу  не      сказать в дополнение к этому желанию об одной нашей радости.  Об      участии женщин в работе этого  политического  съезда,  признании      тем самым  почётной  роли  женщин  в  социальной  и политической      жизни. (Аплодисменты.) Я бы хотел прибавить  несколько  слов  от      себя к своему официальному поздравлению,  если позволите.  Волей судьбы я провёл 13 лет  среди  мусульман  Ташкента,  Самарканда,      (Маргинана?) в должности судейского чиновника.  И оттуда я увёз      очень хорошие впечатления.  Тамошние мусульмане очень усердны  в      работе, хорошо знают свою историю и культуру,  не теряют надежды      на суверенность и свободу.  В связи с чем от своего  имени  хочу      сказать: Да       здравствует       свободный      мусульманский      народ! (Аплодисменты.) С. 27-28.

Председательствующий.

Эту     речь    мы    переведём    на тюрко-татарский язык,   отпечатаем   и    распространим    среди присутствующих. Сейчас  слово  предоставляется представительнице       казанского съезда   российских   мусульманок    Захиде-туташ Бурнашевой.

Захида (по-татарски).

Друзья мусульмане! Позвольте передать вам горячий  "салям" от ваших матерей и сестёр,  участвовавших в       работе казанского съезда мусульманок. 24-27 апреля в Казани ваши       матери и   сёстры   обсуждали   бесправное   положение   женщин,       вынужденных пробавляться сплетнями, и в результате обсуждения им       удалось принять согласованные решения.      Они приняли эти решения в надежде,  что  вы,  их  отцы,       одобрительными аплодисментами согласитесь с ними.  В этом случае       можно будет рассчитывать,  что наше  социальное  и  политическое       положение изменится к лучшему. От этого свободного съезда+ ждут       многого, ждут многих свобод для мусульманок.  Они  верят  также,       что нельзя  будет  говорить  "это  женщина",  "это  мужчина",  а      останется одно имя - "человек". (Очень бурно аплодируют.) С. 30.

Гаяз Исхаков.

Господа!    Прошу    вас    приветствовать       присутствующую на   нашем   собрании   высокую  гостью  -  дочь       Гаспринского Шафику-ханум.  (Бурные аплодисменты.  Шафика-ханум,       подойдя к    столу   президиума,   выражает   благодарность   за       приветствия и аплодисменты.) С. 34-35.

Председатель.

…Слово предоставляется представителю «Мавла фирка» Хасану Гата Габуши. Для выступления отводится десять минут.

Хасан Гата Габуши.

…Среди тех,  кто приехал сюда  из  деревни,  не будем скрывать,  вероятно,  есть  люди  испытывающие  неловкость из-за пребывания здесь не укрытых  чапаном  женщин.  Только  не нужно этого   бояться,   уважаемое   собрание!   Их   целомудрие

заключается не в том,  что они ходят,  прикрывшись чапанами,* или      сидят взаперти в комнатах,  их чистота и целомудрие распознаются по свету их сердец.  (Бурно аплодируют.) Для  разъяснения  этого приведу один  пример:  можно  закрыть пивные и кабаки,  но

этого недостаточно,  чтобы  пьяницы   бросили   пить;   так   же завёртывание наших женщин в чапаны*, принуждение их к хождению в хиджабе* само по себе не оберегает их  целомудрия.  Быть  может, пришло время зажечь их сердца.  Наши мусульмане,  следуя хадису*

"Аль хокума заля  аль  моэмин"*  (* «Стремление к мудрости – долг мусульманина».), не  затрудняясь  и  не  боясь, набирались знаний,  рассеявшись по разным странам.  И,  пожив там, вернулись, не забыв  свою  национальность,  сохранив  свою  веру. Потому не забыли, что наши учителя и учительницы создали хорошую начальную школу.   Наши ученые  показали   себя    подлинными наставниками. И   если   наши   женщины  присоединяются  к  этой общенародной деятельности,  то прогрессивное развитие российских мусульман получит самую прочную основу. Если вы пойдете этим путем,  то,  сохранив свою нацию, свою веру и всё своё достояние, обретете счастье. (Бурно аплодируют.) С. 40-42.

Председательствующий.

Слово     в      порядке      очереди предоставляется Анне-ханум Мартушас.

Мартушас.

Полноправные господа и дамы!  Поздравляю съезд от имени литовских женщин!  Мы,  литовский народ, и вы, мусульмане, должны взяться за руки и быть товарищами.  Наши народы  испытали много трудностей. Речи выступавших до меня ораторов о горестях и бедах, которые претерпели их  народы,  я  выслушала  с  глубоким волнением. Пожалуй,  мы  непременно  должны  вести  дело к тому, чтобы наши  народы  обрели  независимость,  получили  право   на политическую самоорганизацию.   Я  от  имени  сообщества  женщин свободной Литвы  чистосердечно  поздравляю   этот   съезд.   Мое желание: чтобы   это   чистосердечное,   горячее   и   радостное приветствие отозвалось в сердцах всех  сидящих  здесь  мужчин  и женщин. Прежде лишенная прав мусульманская женщина во весь голос объявила здесь,  что женщинам следует дать дорогу и дать  права. Мы полагаем,   что  каждое  отдельное  сообщество  каждый  народ поднимутся до  полного   гуманизма   и   великих   целей   всего человечества - но только через освоение норм цивилизации. Так же мы полагаем,  что  прогрессивность   и  совершенство  нации, ее  культуры достижимы  только  через  совершенство  всех ее членов. Этот прогресс и эта культура до сих пор стоят на  одном  месте, - так как  до  сих  пор женщины, составлявшие половину населения, не могли приобщаться  к  занятиям  мужчин.  Не  имея  прав, не  имея возможности оказывать влияние на движение по пути прогресса, они были преградой  развитию  культуры,   тормозили   прогресс.   И, напротив, теперь к    делам    управления,    к    реформаторской деятельности должны быть привлечены новые творческие силы – силы женщин-мусульманок. Эти  новые  силы  могут  быть  привлечены  к прогрессивному движению в  направлении  совершенного  гуманизма. Чистосердечно поздравляю   съезд, верю, что   в  дальнейшем  наши народы будут помогать друг другу, будут поддерживать равноправные и дружественные отношения.(Аплодисменты.) С. 54-55.

Котляревский* (* С.А. Котляревский, комиссар Департамента по делам иностранных вероисповеданий Временного правительства.).

...Нам  очень  радостно      видеть, какое место занимают на вашем съезде женщины. Вы знаете, господа, что Восток долго ломал голову над  этой  проблемой,  так      же, как  до  сих  пор  - Европа.  Когда европейские исследователи       Востока писали о предстоящем подъеме культуры Востока и  пытались      давать оценки,  то они терялись перед этой проблемой.  И, наконец,      эта проблема разрешилась. Слава и почет мусульманам России ! Ведь они сделали  то,  что  не  смогли  сделать  идущие  впереди тюрки Турции. Помню,  в 1909 году при посещении Турции председатель парламента Турции  Ахмед  Риза   рассказывал мне,  насколько чревата опасностями эта  проблема.  В  этой  связи  вы,  отставив предрассудки, сделали  большой  шаг  вперед в направлении полного гуманизма, чего не было еще ни на Востоке,  ни в  Европе. Это  и ваша, и наша глубинная и радостная инициатива,  получившая толчок для движения вперед на этом съезде.  Думаю  также,  что  на  этом съезде проявит себя национальная и духовная сила мусульман. Пусть навсегда мусульмане сохранят свой  могучий  творческий  дух, пусть мусульманские народы  сохранят  в  своей душе все лучшее,  то, что служило добру,    пусть   сохранят    свой      сложившийся за  многие  столетия уклад,  приемлемую самобытность;      желаю им  идти  дорогой  свободы  и   культуры,   сохраняя   свою      самобытность !  Светлой  дороги  вам !  Да здравствуют мусульмане     России !  Да   здравствует мусульманское   войско   !   (Бурные      аплодисменты и голоса: "Да здравствуют!") Стр. 69.

Габдулла Ходжаев.

Среди решений туркестанских мусульман есть  и  такое  решение, чтобы  просить  вас,   братьев наших, достигших высокой  степени  культуры,  помочь  нам.  Таким       образом, я обращаюсь к  вам,  имея  в виду,  что  вы  наши  старшие      братья. Братья,  я  приглашаю  вас в богатый Туркестан,  где в      избытке нищих   и   голодных; приезжайте   в   Туркестан,   чтобы       поработать с нами и нас,  отставших ваших родственников, повести      за собой из сегодняшнего настоящего в  светлое  будущее.  Не  за      собой ,  а  рядом  с  собой вы должны нас вести. Вы сильны - и мы      станем рядом с вами сильными.  И к сестрам-мусульманкам я  хотел      бы здесь обратиться. Вы, сестры,  все воодушевлены желанием помочь      женщинам-мусульманкам. Вы поднимаете проблему положения  женщины.       Но все  же  не  забывайте  о  среднеазиатских женщинах.Вы должны      помочь их просветить. Раньше мы  приглашали  учительниц  от  вас,      однако в  то  время  женщин-учительниц  в  Туркестан не пускали.      Теперь вы должны сами поехать туда. Мы вас ждем. Туркестан примет      вас в свои широкие объятия как дорогих гостей, дорогих товарищей      и с вами вместе будем работать. (Аплодисменты.) С. 52.

Фаизов Сагит Фяритович, составитель, переводчик.

Иллюстрация-заставка: Дом Асадуллаева (портал) в Москве, в котором состоялись заседания Всеобщего всероссийского мусульманского съезда в мае 1917 г. Сведения о фотографии: Автор: Ерней - собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5967117 (в аннотации к снимку по указанному адресу портал дома назван "ворота", что ошибочно).
13 апреля 1917 г.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account