Previous Entry Share Next Entry
Документы женского мусульманского движения 1906-1917 гг. 4 часть
sagitfaizov






Сагит Фаизов

Публикация, сборник документов в электронном формате, является дополнением к изданию: Фаизов, С. Ф. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. Нижний Новгород, 2005.

Председатель.
    Господа! Заседание можно вести лишь при условии, что будете слушать выступающего без шума. Поступило предложение: «Сейчас пусть женщины не выступают более десяти минут». С. 340.
Кто за принятие этого предложения, пусть поднимут руку. (Большинством голосов принимается условие о десяти минутах.) Еще одно предложение поступило: «Пусть из женщин выступят две, а из мужчин один». (Голоса из зала: «Нет, нет». Шум. В это время хазрет Каримулла Айдаров, стоящий на трибуне, начинает выступление.) .
К. Айдаров.
    Уважаемое собрание! Это Всеобщий мусульманский съезд. Проблемы, которые здесь рассматриваются, должны быть решены с точки зрения ислама. Женский вопрос как очень важный вопрос следует рассматривать именно с исламской точки зрения. Известно: ныне нашим женщинам не прививается воспитание, ведущее к счастью. Они начисто лишены такого воспитания. Я по этому поводу лишь несколько соображений хотел бы высказать. Решения, зачитанные Ильгамией-туташ, никоим образом не противоречат шариату. Эти решения не противоречат исламу. Все они - благоприятные правовые нормы.
Дорогие братья! Наши женщины очень неравнодушны к различным формам воспитания. Давайте о них говорить в проповедях с минбаров мечетей. Надо разрешить женщинам входить в мечеть. Пусть они послушают проповеди о религии и нации. Пусть они поймут важность и этого права. Было бы правильно, если бы это включили в доклад*. (*То есть доклад И. Туктаровой.) Во-вторых, о докладе Фатимы-туташ. Фатима-туташ говорила лишь о двух пунктах. В одном пункте говорится: многоженство  должно быть отменено. В силу того, что здесь есть один непонятный момент, я бы хотел изменить формулировку этого пункта. Многоженство есть нечто, обнаружившее себя на последней меже. По шариату многоженство обставлено известными базовыми условиями. Однако в жизни их не принимают во внимание. Эти шариатские нормы вовсе не принимаются во внимание. Вследствие чего я хотел бы изменить этот пункт следующим образом: «Несправедливо распространившаяся практика многоженства находится в противоречии с шариатом, и с ней следует решительно покончить». (Аплодисменты.)
Муса-эфенди уже выступил с разъяснениями относительно полного равенства женщин и мужчин. Спасибо ему за это. По означенному вопросу Муса-эфенди указывал несколько аятов. Говорит: мужчины и женщины должны быть равны в свидетельских показаниях. «И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то мужчину и двух женщин»**. (** Коран, 2, 282.) Приравнивание двух женщин одному мужчине в аяте священного Корана этому не противоречит, так как не ограничивает свидетельские полномочия женщин. Свидетельствование проистекает из их способности пребывать в вере, основывается на этом. Однако способность пребывать в вере свойственна не одним только женщинам; мужчинам это тоже свойственно. Главное, между мужчинами и женщинами должно быть равенство. На этом основании я не вижу никакого смысла для утверждения, что две женщины должны быть равны одному мужчине.
Буквально говорится: «…Устроил между вами любовь»***. (*** Коран, 30, 21.) Из этого священного аята следует право женщины на развод; ведь в основе брака то, что людей связывает: влюбленность, любовь. То есть говорится: если нет любви, то в отношении развода женщина будет представлять собой лишь воплощение имущественного права. Однако, как понимать, что между мужчиной и женщиной есть не только влюбленность, любовь? Я здесь скажу следующее: зачем так напрягаться, чтобы уравнять мужчин и женщин? В шариате есть норма «снятия». Мы здесь не должны оставлять проблему в таком виде, так как останутся различные неясности. Поймите сами, уважаемое собрание! Права женщин доверены выбору мужчин. «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими, и за то, что они расходуют из своего имущества»****. (**** Коран, 4, 34. Другие переводы: «Мужчины – защитники и кормильцы женщин, так как Аллах дал одному больше, чем другому, и потому что они поддерживают их из своих средств» (Mahmudul Hasan Gender Issue: An Islamic Approach // www.islam-bd.org//articles/) и «Мужья – попечители [своих] жен за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества» // Значение и смысл Корана: В четырех томах. / Переводчики: А.С. аль Манси, С. Афифи. Т. I. Москва, 2002. С. 264.) Муса-эфенди и сам это прочитал. Однако он «стоят над» разъяснил преимущественно как служение мужчины женщине. Такие функции, как создание полезного, обеспечение одеждой, жильем, управление возложены на мужчин. Если такие большие обязанности возложены на мужчин, то каким образом мы должны сказать о равенстве прав мужчин и женщин?  (Шум в зале.)
Председатель.
    Было решено давать по десять минут. Хазрет говорил двенадцать минут. (Вновь шум в зале. Часть зала кричит «долой», другие – «просим». Выступавший, выждав некоторое время, под шум и гам покидает трибуну.)
Разия-ханым Саймания (Вероятно, Сулеймания. – С.Ф.)
    (Зал встречает ее аплодисментами*. Шум-гам не прекращаются.) Господа! Потерпите, проявите терпение – самую малость, выслушайте меня! Я лишь коротко хотела бы высказаться по означенному вопросу. У нас есть право высказаться о наших правах. Я мать, и поэтому хотела бы, чтобы мои мальчики и девочки имели равные права. Дети мои равны друг другу, и так должны жить. На этой почве я хочу сказать: пусть права мужчин и женщин будут равны. Вот только это я хотела вам сказать. (Аплодисменты.)
Колмухаммад Уразаев.
    Я аплодисментами встретил доклад Ильгамии-туташ. Единственно, к решениям по этому докладу я хотел бы от имени казахов сделать одно добавление. У нас, казахов, есть обычай возвращения калыма. Однако он каждый раз становится поводом для волнения. Поэтому: «Если калым уплачен за какую-либо девушку, а девушка, нареченная жениху в раннем возрасте, изъявит несогласие жениху, то она вправе не идти за него замуж».
Рауза-ханым Султангалиева.
    Господа! Я, будучи делегаткой-мусульманкой, хотела бы изложить Вам лишь одну просьбу. Вы до сих пор слушали доклады духовных и иных лиц и встречали их пожелания без слов, без шума. Таким же образом, без тяжбы, дали бы и нам удовлетворение наших желаний и прав. Я сегодня прочитала в одной из русских газет: «В свободной России женщины должны жить в равенстве с мужчинами и свободными». Вот если бы и вы  покончили с нашим бесправием. Если бы дали нам наши права, не дожидаясь, когда мы прекратим о них ходатайствовать. С этого дня достойный внимания важнейший вопрос должен быть разрешен надлежащим образом. Если бы находящиеся здесь наши старшие дядья, отцы, не вступая в тяжбы по этому вопросу, выказали уважение к нашим правам, - в форме, делающей честь любому народу, прошедшему через цивилизованные дискуссии. Я только об этом вас прошу. (Аплодисменты.)

Нигматулла-хазрет Тимушев.

Уважаемое собрание! Поскольку времени мало, я хотел бы высказать лишь два-три замечания о прочитанных докладах. Ильгамия-туташ прочитала решения Казанского съезда. В одном из прочитанных ею пунктов сказано: «К   моменту бракосочетания и у жениха, и у невесты на руках должны быть свидетельства об отсутствии у них инфекционных заболеваний». Уважаемое собрание, позвольте! При принятии этого решения следует подумать, как оно будет воплощаться на практике. Ведь реализация этого пункта – чрезвычайно затруднительное дело. Удивительно! Когда я выдаю свою дочь замуж, как я смогу показать ее докторам? (Шум. Кричат: “Раз такое дело, не выдавай замуж”.) Уважаемое собрание, простите! И вы не сможете дорогих своих детей, раздев, показать доктору.

Во-вторых, заявлено: “Во время бракосочетания жених должен дать письменное обязательство, что не возьмет вторую жену при наличии первой”. Предлагать такие решения на почве свободы прискорбно, должен сказать. Удивительно! Хотят отнять право, закрепившееся за мужчинами. (Голоса: “Долой”, “Долой”. Некоторые аплодируют. )

Председатель.

Хазрет, продолжайте излагать Ваши соображения, не теряйте времени.

Хазрет (продолжает выступление).

Вы матери, нежные девушки, вместо того, чтобы тянуть к себе право, данное мужчинам, и вместо того, чтобы объявить его протоворечащим справедливости и уничтожить, - я сказал бы желающим этого: не идите замуж в качестве второй жены. (Голоса, шум в зале. Некто кричит: “Отцы их продают.”) Уважаемое собрание, разрешите, пожалуйста. (Шум в зале продолжается.)

Председатель.

Пожалуйста, возьмите выведите сюда тех, кто создает шум-гам и баламутит собрание. Следует определить, делегаты Вы или нет. Не аул же здесь.

Хазрет (продолжает выступление.)

Уважаемое собрание! Докладчицы изложили то, что есть их слезы и сокровенные чувства. Верно, я не оспариваю, есть люди, творящие бесправие. Однако следует искать причины этого бесправия. Их получше надо изучить. По моему мнению, причина здесь одна. И женщины этим же озабочены. Вот чем: отсутствие должного воспитания у мужчин. Если бы смыслы Корана были поняты, то и многоженство не было бы причиной мучений.

Говорят: “Нас не воспитали, на нас не смотрели по-человечески.” Удивительно! Мужья, которые ограничивают Ваши права, сами какое воспитание видели? Они подобны вам. Нашим мужчинам и нашим женщинам в первую очередь воспитание требуется. Воспитание, воспитание! Вассалам!* (*В данном случае: «И все!»)  Другое мало что значит. Будет воспитанность – и не будет злоупотребления правами в пределах шариата. Прошу достопочтенных братьев: вместо рассуждений об уравнении женщин с мужчинами во всем придерживаться в повседневности аятов открытого всем Корана. Полагать, что есть равенство прав, значит бросить эти аяты под ноги и топтать их. В Коране проблемы многоженства и наследства отражены. Эти проблемы сюда включать нежелательно. Доказательствам Мусы-эфенди не хватает базового довода. Поэтому я прошу на этом съезде, не придавая слишком широкого значения женскому вопросу, учитывая, что положение, социальные и национальные права противоречат ясно изложенному шариату, решение о равенстве женщин и мужчин исключить.

Амина Мухитдинова.

Уважаемые господа! Когда мы сюда приехали и когда женский вопрос был включен в повестку дня, мы не думали, что последует такая тяжба и торговля. Мы предавались размышлениям о разном: как достичь красивой жизни, как вместе с мужьями в дни святой свободы взяться за работу. И все эти наши мысли,    оказывается, лишь мечта. Мы, оказывается, полностью заблуждались, вынашивая такие свои мысли. Когда начали обсуждать женский вопрос, почти все выступавшие мужчины предложили придерживаться при взгляде на эту проблему точки зрения шариата. Однако шариат по-разному можно толковать. При обсуждении проблемы многоженства сторонники применения шариата сами высказывали отличающиеся друг от друга толкования. Их мысли по данной проблеме не соответствуют друг другу. Во-вторых, на проблему следует смотреть и с исторической точки зрения. Многоженство встречалось не только в исламе. В древности оно встречалось у всех, ныне прогрессивных, европейских народов. Например: у англо-саксонских народов и других. Это у них в течение долгого времени определяло их образ жизни. И с развитием культуры прекратилось. И у древних наших арабских племен существовало. Брали помногу жен, и не было никакого ограничения. К времени появления пророка нашего у арабов не было никакого наставления в практике многоженства. Однако пророк наш изложил решение об ограничении, выказав огромное уважение к женщине и чтобы эту практику ввести в какие-то рамки. Для арабов это, конечно, создало большие трудности. Так же, как и вам представляется трудным вместо четырех жен ограничиться одной. (Аплодисменты.) И поскольку вера арабов в ислам была совершенной, они согласились вместо многих жен иметь четыре. К сожалению, вы на аналогичное не согласны. Если многоженство до сих пор имело место, ныне оно невозможно. Мы ведь ныне должны поступать по совести. В любой стране эти обычаи исчезали со сменой эпох. И у вас нет другого выбора, кроме как отменить оставшиеся от старины обычаи.

Поднимался тут и вопрос о наследовании. «Они не знают Корана», - говорят, и заявили: «При рассмотрении любого желаемого вопроса пинают шариат». Однако такие мысли - и высказывания в защиту таких мыслей – я считаю унижением для себя. И для всех мусульманских женщин.

Если коснуться вопроса наследования. Хорошо известно, как жили женщины в давнем арабском мире. Когда рождалась девочка, они считали это унизительным событием и закапывали девочек в землю. Они не имели права наследования. Хорошо известно, как жили женщины в давнем арабском мире. Пророк наш, заботившийся о женщинах, счел своим святым долгом дать им такие права.  Для детей женского и мужского пола назначил их отдельные доли. И до наших дней мусульманки дожили в согласии с таким установлением. В раннее время женщинам не давалось ни копейки, мужчины соглашались признать за ними право наследования. Сейчас вы затрудняетесь разрешить проблему наследования. Говорят: в нашем Коране есть на это известные правила.  Однако, господа! Ни в коем случае нельзя забывать: некоторые из правил Корана устарели. На них нужно смотреть как на исторические реликвии. Например: в Коране сказано: проворовавшемуся отсекайте руки*. (* Сура 5, аят 38: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха. Поистине, Аллах – великий, мудрый»; комментарий Аль- Маудуди (XX в.): «Правоведы придерживаются разных мнений относительно того, за кражи чего именно это наказание не следует применять. Так, Абу Ханифа (VIII в., основатель ханифитского масхаба. – С.Ф.) делает исключение для кражи фруктов, овощей, мяса, вареной пищи, зерна на поле, предметов развлекательного назначения и музыкальных инструментов, а также для животных на вольном выпасе и общественных средств. Такие кражи караются иначе» // Значение и смысл Корана… Т. I. С. 385.) Но в жизни вы это делаете? Сейчас этого нет. Коли так, то я не понимаю вашей позиции в вопросе наследования. (Некоторые лица в зале поднимают шум, другие аплодируют.) Я скажу: мы здесь не совершаем преступления. Напоследок скажу: мы рассчитываем в единстве нашем заложить кирпич в основание здания - будущего объединения всех мусульман мира. Если же нет, если скажете: не позволим вам кирпич заложить, то вы вправе вести дискуссию как полагаете нужным. (Бурные аплодисменты.) С. 345-347.

Из: Бөтен Русия мөселманларының 1917 елда, 1-11 майда Мәскәүдә булган гомуми съездының  протоколлары. Петроград, 1918

Иллюстрация-заставка: Дом Асадуллаева (портал) в Москве, в котором состоялись заседания Всеобщего всероссийского мусульманского съезда в мае 1917 г. Сведения о фотографии: Автор: Ерней - собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5967117 (в аннотации к снимку по указанному адресу портал дома назван "ворота", что ошибочно).

Фаизов Сагит Фяритович, составитель, переводчик.


13 апреля 2017 г.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account