Previous Entry Share Next Entry
Сакральный (коранический) дискурс ценностного соотношения между женщиной и мужчиной
sagitfaizov



Сагит Фаизов 

Права и статус мусульманки в российском обществе начала 21 в. (по материалам периодики и книжных изданий). Монографическое исследование.

Создано при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, грант 2006-2008 гг.

 

Глава 1    Доминирующие идейные установки относительно прав, статуса и социального комфорта мусульманок в конфессиональных СМИ

 

Сакральный (коранический) дискурс ценностного соотношения между женщиной и мужчиной

       Тема ценностного соотношения между женщиной и мужчиной крайне скупо освещалась в конфессиональных СМИ за обозреваемый период. Ниже представлены краткие экскурсы в эту тему нескольких авторов, касающиеся происхождения женщин и мужчин в сакральных текстах, предназначения и личностного потенциала женщины, особенностей ее положения в условиях конфронтации Запада и Востока. Акт творения Всевышним прародителей человечества многократно удостаивался упоминаний как символическое действие, положившее начало равенству женщины и мужчины.      
     В Коране насчитывается не менее двадцати аятов, сообщающих о сотворении человека.  Они провозглашают различные версии созидательного акта, если понимать их буквально: «Ведь Мы создали человека из капли, смеси» (сура 76:2), «... Из глины начал сотворение человека» (32:7-8), «Сотворил всякое живое существо из воды» (21:30). В качестве сырья для «изготовления» человека были использованы либо глина, либо вода, либо капля некой смеси, которая истолковывается богословами как смесь мужского и женского начал. Доминирования мужского начала в процессе  «лепки» в большинстве сур не видно. Но в суре 39  «Толпы» (аят 6) сообщается о сотворении людей «из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих». Напротив, в суре «Завернувшийся» (75:37-39) мужчина и женщина упоминаются вместе как созидаемая пара: «Разве не был он каплей семени источаемого? Потом стал сгустком, и сотворил Он его наилучшим образом, и сделал из него пару: мужчину и женщину». Сура провозглашает единовременное создание мужчины и женщины из одного источника – «сгустка», и это дает основание полагать, что созидательный акт Всевышнего не наделил кого-либо из двух первых человеческих существ каким-либо преимуществом, пусть даже символическим. Первый аят 4-й суры: «О люди! Бойтесь Вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил множество мужчин и женщин», - в толковании ряда авторитетных комментаторов  указывает на происхождение мужчины и женщины «из одного живого ядра» или «из одного-единственного живого существа» (1).  Сотворение первых людей из одной субстанции, описываемого как «сгусток» или «душа», трактуется современными богословами как источник их равенства и равной природной одаренности. Происхождение всего человечества из одной пары предопределило особенную взаимную причастность (родство) всех людей (2).   
     В коранической истории грехопадения Ева (не названная по имени) виновата в меньшей степени, нежели Адам: не она уговаривает  Адама съесть запретный плод, а Адам ее – по наущению Иблиса (змея). Из этого следует, что начальные сцены истории человечества  отмечены небольшим преимуществом Евы/Хаввы относительно Адама.     Первая наполовину божественная, наполовину человеческая драма, разыгравшаяся под сенью «древа вечности» не раз упоминалась в мусульманских СМИ по различным поводам. Но в статье имам-хатыба Рустама Батыра наблюдается любопытный случай, когда она артикулирована как отправная точка для неортодоксальных рассуждений  о достоинствах женщины (3). Роль Евы в истории грехопадения имам-хатыб оценил как заведомо выигрышную в сравнении с Адамом (4). Женское потомство Евы и Адама оказалось достойным почитания в степени не меньшей, нежели мужское потомство.  Ислам, писал имам-хатыб, изначально проявлял к женщинам особенную благожелательность. И выразилось это прежде всего в трактовке материнства как подвига и миссии, которые способны утвердить рай на земле: «Рай находится под ногами ваших матерей» (из хадисов). Но и за рамками своего главного призвания, в отношениях с мужчиной,  женщина занимает в учении ислама высокий статус. Ее любовь способна открыть мужчине путь к познанию Бога. Имам-хатыб цитирует средневекового мыслителя Ибн аль-Араби (5): «И вот если сей раб, страстно возлюбив женщину и стремясь к ней всей душой, увидит в ней свой образ, свою форму», - то, продолжает имам-хатыб «таким образом, он увидит именно Бога, не что иное, но увидит через любовную страсть и наслаждение соития». 
      Согласно аль-Ашари (6), одному из учителей веры в суннизме, женщина удостаивалась и пророческой миссии, напомнил Р. Батыр.     Но достойная женщины роль в обществе еще не освоена. Многие современные мусульмане считают, что удел женщины – семья и домашние заботы. Противники женского лидерства в обществе, как правило, цитируют аят, в котором говорится: «Мужья – попечители жен своих» (4:34). В действительности же  здесь речь идет об обязанности мужа содержать свою жену (7). (Каким образом жена, находящаяся на содержании у мужа, должна осуществлять свое лидерство вне семьи, имам-хатыб не поясняет.) Женофобы часто ссылаются на хадис: «…Если правители ваши будут худшими из вас, богачи ваши – жадными из вас, а делами вашими [будут заведовать женщины] ваши, то низ земли лучше для вас, чем ее верх», - но он, по словам имам-хатыба, «странноватый» и сомнительный. Между тем, женщина обладает таким потенциалом к самореализации, что за ней следует признать способность быть хоть главой государства, хоть духовным лидером. Ничто не должно препятствовать женщине, если она ощущает себя способной выступать с проповедями в мечети.
     Женщина тем более достойна почтения и почитания, что понятие «самости», «сущности» Бога выражается в богословии ислама словом женского рода – «зат», что «указывает на приоритет женского начала в Боге над мужским» (8). В том же ряду женственности священных слов находится «рахма» - «Божье милосердие», - которое восходит к понятию «материнской утробы», «женского лона» («рахм»).
     В заключение имам-хатыб произвел литературно изящную инверсию происхождения первой женщины из ребра Адама (по хадисам, в Коране этого нет). Он предложил считать генезис Евы от Адама не признаком ее ущербности, а превосходства, поскольку «глиняная твердь» Адама была всего-навсего «пробным камнем», расходным материалом для создания утонченной Евы/Хаввы – подлинного венца творения (9).
      Выдержанная в «галантном» духе, когда комплиментами в адрес женщин подменяются необходимые аналитические оценки, статья Рустама Батыра, тем не менее, обозначила некий повторный (после трудов татарского просветителя нач. 20 в. Мусы Бигиева) тематический прорыв в освоении интимного раздела мусульманского богословия, но не предложила какой-либо концепции в обозначенном дискурсе. Тезис имам-хатыба о познании Всевышнего через любовную страсть не находит подтверждения в цитируемом им изречении Ибн аль-Араби, нет подтверждения ему ни в Коране, ни в хадисах. За исключением разве что хадиса со словами Всевышнего: «Каждому своему рабу Я являюсь таким, каким он меня видит» (10). Но Коран призывает быть осторожным в допущениях относительно восприятия Всевышнего: «Превыше Он того, что Ему приписывают» (6:100). Не вполне удачной оказалась попытка имам-хатыба высказаться относительно перспектив освоения женщинами новых горизонтов самореализации. В частности, ощущается определенная непоследовательность в том, что, признав право женщины на духовное лидерство, он указал лишь на одну область этой миссии – проповеди.
     Приблизительно за два года до появления статьи Рустама Батыра тема происхождения женщины и ценностного сопряжения между женщиной и мужчиной в период начальной истории человечества (в экзегетике Корана) была поднята  в статье из ж. «Hawa», представленной на русском языке сайтом «ислам.ру». Не указанный редакцией сайта автор назвал праматерь человечества не только первой женщиной и супругой Адама, но и первой мусульманкой (без аргументов в пользу такого предположения). Фактически само ее имя, по версии автора, означает «источник жизни». Однако у слова «хава» есть и другое значение: оно обозначает красновато-рыжий цвет темного оттенка, и возможно, что имя Ева/Хава также связано с цветом кожи.
      История рождения и грехопадения Адама и Евы подробно излагается в Коране в трех местах: в суре 2 «Корова» (аяты 30-39), в суре 7 «аль-Араф» (аяты 11-25) и в суре 20 «Та ха» (аяты 116-123). Суть ее состоит в том, что Всевышний создал Адама из глины и научил его «именам», то есть дал ему знания, но запретил плоды одного дерева. Между тем, первый человек ослушался своего Господа... Во многих культурах и религиях можно найти следы истории Адама и Евы/Хавы, напоминает автор ж. «Hawa», хотя иногда она предстает в весьма искаженном виде. Автор считает важным, что история, содержащаяся в Коране и Сунне, кое в чем отличается от дошедшей до нас в Ветхом Завете, и, в частности: согласно Корану, как Ева/Хава, так и Адам виновны в неповиновении Аллаху в равной степени. Они оба поели плодов от «этого дерева», которое вовсе не обязательно было яблоней (11).
     Коранический Адам не мог отдать инициативу во вкушении плода с «древа вечности» в руки Евы/Хавы. Этот акт должен был стать символическим: он стал первым в цепи жестов доминирования мужчины над женщиной. Но, освободив себя от равенства, мужчина не освободился от ощущения своей вины в истории асимметричной эволюции его отношений с женщиной. В 2003 г. дагестанский журнал «Ислам. Вера. Совершенство» познакомил своих читателей с мусульманином из Швеции, бывшим дипломатом Мухаммедом Кнутом Бернстремом. Часть высказываний дипломата из интервью с ним касалась темы предназначения женщин и роли их в обществе. Основные его мысли: в религии не может быть принуждения, и отношение к женщине определяется этим правилом; нужно разграничивать национальные традиции, дискриминирующие женщину, и Коран, который дал женщине то, что «не давало ничто другое»; мужчина обязан содержать жен и именно в браке; женщины – наши сестры, милость Всевышнего и необходимость. Но «…женщин в исламе ждут великие цели, которые пока по разным причинам недоступны» (12).
     Несколько иная энергетика высказываний относительно предназначения женщины во вневременной парадигме или различных сторон социализации современной мусульманки ощущается в статье вице-президента Ассоциации мусульманских ученых-обществоведов, автора книги «Американские мусульмане: мост между верой и свободой» Муктедара Хана (2006 г.).       «Перемены, произошедшие в 20 в., - писал он, - принесли мусульманкам поистине суровые испытания. Они попадали под перекрестный огонь на всех направлениях. В конфликте западной и исламской культур или в гражданских войнах между секуляристами и сторонниками исламского пути мусульманки принимали на себя часть тех тяжелых испытаний, которые приносили эти конфликты… Трагедия и ирония – вот два главенствующих мотива, сопровождающих их существование. Временами они становятся жертвами тех, кто стремится защитить их, а иногда их угнетают те, кто стремится их освободить».
       Одно из важнейших положений мусульманского богословия о различении ценностных качеств женщины и мужчины сформулировано  американским ученым с ярко выраженным акцентом на их взаимозависимость: «Фактически в Исламе признается, что мужчины и женщины имеют фундаментальные отличия в своей природе. Это является человеческим проявлением Божественного. Когда мужчины тяготеют к абсолютизму, женщины стремятся к бесконечности, когда мужчины настаивают на справедливости, женщины предлагают милосердие и терпимость, когда мужчины ищут знаний, женщины стремятся к пониманию. Таким образом, сугубо мужское понимание без женского участия страдает однобокостью и является ущербным».  Но не угасающее взаимное недоверие между евроамериканской и мусульманской цивилизациями и явственно практикуемые двойные стандарты обеих сторон продолжают поддерживать известное отчуждение мужчин от женщин, женщин от мужчин, характерное для мусульманских сообществ. В женской среде неспособность цивилизаций к доверительному диалогу вызывает противостояние между вестернизированными и традиционалистки ориентированными феминистками.
      «Можно ли что-либо сделать в данной ситуации?» - спрашивает Муктедар Хан. Ученый предлагает несколько инициатив.  Во-первых, начать образовательную кампанию среди мусульман. Необходимо донести до них мысль о том, что если сегодня многие женщины в исламском мире лишены своих прав, дарованных им исламом, это не значит, что ислам хуже западных ценностей. Следует повышать информированность мусульман во всем мире о правах женщин на образование, равенство, достоинство, а также на свободу выбора и действий. Поскольку разговор о правах может вызвать негативную реакцию, сторонники расширения и укрепления прав женщин должны очень хорошо знать Коран и хадисы. Наконец, надо раскрыть глаза всей умме на недостаток женщин среди исламских богословов и юристов. Когда одни только мужчины интерпретируют Коран, хадисы и исламские юридические нормы, они делают это со своей точки зрения. Поэтому крайне важно, чтобы появлялось как можно больше женщин-богословов, которые могут развивать и излагать в текстах собственный подход (13).
     Взгляд на женщину как на воплощение столь же высокой и одухотворенной Божьей милостью миссии в истории человечества, как и мужской миссии, в изучаемое время не разделяли многие авторы. В частности, ряд публикаций дагестанских газеты «Ас-салам» и журнала «Ислам. Вера. Совершенство», касавшиеся темы предназначения женщины, исходили из того понимания вопроса, что женщине отведена ведомая роль в основных жизненных стратегиях: «Женщина по своей природе является более слабой во всех отношениях, нуждается в духовной поддержке» (мнение Мурада Сулейманова) (14), поэтому он обязан «следить за крепостью ее души и нравами» (Хадижат Баматова и др.) (15).
     В марте 2006 г. на страницах газеты «Ас-салам» появился очерк А. Анат «Жемчуг в обществе - женщина в Исламе», в которой был предложен характерный для традиционалистского мышления взгляд на предназначение и права женщин в исламе.
     «Сегодня, - писала А. Анат, - очень часто мы встречаем на страницах центральных СМИ высмеивание образа «забитой» мусульманки и пропаганду стремления к «свободе». Что такое «свобода» в их понимании - это падение нравов, уравнивание физических нагрузок с мужчинами и т. п., которые приводят к депрессиям на «западный» манер, бесконечный поиск «своего я», унижение женщины как личности… Думаю, что многих женщин от ислама отталкивает именно незнание их прав и обязанностей в исламе, то есть то, что во многих крепко и глубоко сидят стереотипы, будто женщина в исламе очень обделена и угнетена. Давайте попробуем разобраться, так ли это? Положение женщины в обществе - вопрос не новый и до конца не решенный. Позиция ислама по этому поводу - тема, представленная нашему читателю  (газеты «Ас-салам». – С.Ф.) недостаточно объективно».
     Анат напоминает об аяте: «Он - творец небес и земли, Он создал из вас супружеские пары и из животных создал также пары (самцов и самок), и так Он умножает вас этой мудростью, и нет подобного ему, и ничто не сравнится с Ним. Он объемлет все, что говорят Его рабы, и видит все, что они делают» (42:11) (16).  И добавляет:    «В исламе существует настоящее равноправие между мужчиной и женщиной. Что касается равноправия на «западный» манер, то ислам не принимает и отвергает подобное «равноправие» и «свободу». Никто не может отвергать, что существуют различия между мужчиной и женщиной в физическом отношении (мужчины более сильны физически, женщины более слабы и чувствительны). Что касается умственного и духовного развития, то Аллах предоставил как мужчинам, так и женщинам одинаковые права и возможности на пути самосовершенствования и приближения к Нему» (17).
     «Таким образом, - формулирует свое резюме А. Анат, - мужчина и женщина имеют общий корень, происхождение и судьбу; они обладают полным равенством в своем человеческом существовании, что дает им все соответствующие гуманитарные права - это защита жизни, чести, имущества и достоинства. Эти права неприкосновенны, не ущемляются и не оспариваются. Все права распространяются в равной степени на представителей любого пола. Все предписания и законы распространяются без исключения на всех».  
          Очерк А.Анат завершался ее беседой с доцентом Дагестанского государственного университета  Патимат Магомедовой-Расуловой, практикующей мусульманкой. Отсутствие в личном жизненном опыте  П. Магомедовой-Расуловой ощущения угнетения, препятствий к самореализации, присутствие удовлетворения от творчества, сочувствие к обделенным счастьем «европейским женщинам» - таков основной смысл высказываний собеседницы А. Анат. В заключение П. Магомедова-Расулова заявила, что  «ислам чрезвычайно высоко оценил все составляющие человеческого бытия. Почитание женщины исламом поднялось до высочайшего уровня. Даже дошедший до крайней степени бесстыдства человек не осмелится сказать, что идеи ислама по этим проблемам исходят из предпосылки, что женщина является неполноценным существом или же приложением к другому созданию, играющим в жизни несущественную роль. Если бы это было так, то ислам не уделял бы внимания образованию женщины в то время, как об этом сказано самым прямым образом. Уже одного этого, не затрагивая других вопросов, вполне достаточно, чтобы уяснить истинное положение женщины в исламе, занимающей важное место по отношению к Аллаху и в человеческом обществе после установления полного гуманитарного равенства, а также равенства во всех правах, непосредственно касающихся человеческого бытия обоих полов. Ислам установил определенные различия между мужчиной и женщиной по некоторым правам и обязанностям. Именно вокруг этого и поднимают страшный шум участницы женских конгрессов, некоторые писатели, «реформисты» и молодежь. Остается догадываться, какой «реформы» хотят они своим призывами, чтобы сделать женщину доступной добычей при любых обстоятельствах и заковать в «цепи» рабства!» (18).
     Публикация А. Анат – примечательное явление в дискуссии. Ее отличает полемическая заостренность и вера в проповедуемые принципы. Но вместе с тем наблюдается противоречие между утверждениями: «Не знают истины ислама» те, кто провозглашает, что «ислам абсолютно во всем уравнял мужчину и женщину», и  что «они (мужчина и женщина. – С.Ф.) обладают полным равенством в своем человеческом существовании». Другой недостаток очерка заключается в сугубой умозрительности рассуждений автора: цитируя аяты Корана, А. Анат забывает о том, как часто цитируемые и другие нормы священной книги мусульман нарушались на практике. (Ранее, в сентябре 2005 г., А. Анат в той же газете писала о необоснованном стремлении многих мужчин к господству в семье, см. об этом в посте «Взаимоотношения женщины и мужчины в браке и вне его».) Таким образом, публицистка, увидевшая было проблему болезненного сопряжения реального и идеального в исламе, возврашается к сугубо формальной интерпретации Корана (и хадисов), хотя перманентное распознавание меры приближения человеческого к божественному  и нормативному является серьезным и давним запросом умонастроений многих мусульман.
     Основные разногласия дискуссии о ценностном соотношении между женщиной и мужчиной проходили по линии, разграничивающей женщину, равную мужчине по изначальным задаткам и способной преодолеть сложившийся разрыв в личностных и социальных характеристиках между собой и мужчиной, и женщиной, «по своей природе более слабой», нуждающейся в руководстве мужчины во всех сферах самореализации. Признание за женщиной права на проповедь (Р. Батыр) является смелым шагом в сложившейся конфессиональной эпистомологии России, но многими компетентными читателями должно было восприниматься как арьергардное в сравнении с зарубежным опытом когнитивного освоения новых горизонтов женской деятельности. Обобщение искомых новых прерогатив женщины словосочетанием «духовное лидерство в обществе» обозначило общее направление модернизации ее статуса. Подмеченные Муктедаром Ханом фундаментальные различия между мужчинами и женщинами стали основанием для суждения о взаимной зависимости полов и призыва к осознанию их единства. Так в очередной раз была преодолена идея Вольтера, Дидро, Монтескье и Руссо (не только мусульманских консерваторов), что женщины не могут участвовать в общественной деятельности, поскольку они подчинены эмоциям и страстям и лучший удел для них – быть женами и матерями (19).

 

Сноски и примечания

 

1.        Значение и смысл Корана / В четырех томах. Москва, 2002. Т. I. С.241 (толкование Мухаммада Абду, Абу Муслима и Мухаммада Асада). Многие богословы отождествляли с Адамом «одну душу» («нафс») цитируемого аята (Там же).

2.       Там же. С. 242.

  1. Батыр Р. Венец творения, а не скверна мира! // Минарет: Российский журнал исламской доктрины 2007. № 1. С. 50-55. За полгода до появления статьи Р. Батыра казанский философ Айдар Хайрутдинов обвинил неких не названных им «умников мужского пола» в том, что они «сделали из женщины виновницу страданий и падения Адама»: Хайрутдинов  А. Муса Бигиев о браке, любви и сексе // Идель. 2006. № 4. С. 54.  
  1. Отметим два ошибочных упоминания грехопадения, когда под описываемой библейской версией грехопадения (плод с «дерева вечности» предлагает Адаму Ева) подразумевается кораническая: Хайрутдинов А. Муса Бигиев о браке, любви и сексе // Идел. 2006. №4. С.54; Гиматдинова Н. Кто ты, женщина? (Размышления в связи с празднованием Международного женского дня) // Идель. 2006. № 4. С.44. 

5.       Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Араби (1165-1240) – выдающийся арабский мыслитель и поэт, один из учителей суфизма.

6.       Аль-Ашари Абу-ль Хасан – арабский богослов (873 или 874 – 935 или 941), основатель калама, теоретического богословия.

7.       Иначе понимал этот аят известный богослов Йусуф Али (Индия, 19 в.): «Попечитель» («каввам») – тот, кто последовательно отстаивает дело другого, защищает его интересы и заботится о его делах; это также может означать следующее: тот, кто стоит на страже своих собственных дел и с постоянной решимостью отстаивает свои интересы (Значение и смысл Корана. Т. I. С. 264).

8.       В связи с этим важно иметь в виду, что Всевышний в Коране именует себя в третьем лице мужским местоимением «Он», а слово «зат» имеет широкое употребление вне связи с обозначениями Всевышнего.

9.       Красноречивое изложение противоположной точки зрения дано в книге Ф. Исака: «…Остается немало приверженцев старой точки зрения о том, что «Аллах сделал сделал мужчин и женщин неравными друг другу» <…> (Ф. Исак ссылается на мнения участников движения «Талибан» в Афганистане и периодического издания «Меджлис» в ЮАР. – С.Ф.). Сам факт того, продолжают защитники данной теории, что по мифу сотворения женщина была сделана из ребра мужчины, подтверждает идею вторичности, производности ее существования» (Исак Ф. Быть мусульманином. Москва, 2002. С. 196).

10.    Цит. по: Исак Ф. Указ. соч. С. 35.  

11.  http://www.islam.ru/woman/hava/ (19.05.2005). 

12.Ислам. Вера. Совершенство. 2003. № 5. С.5.

13.Международный форум исламского диалога «IslamXXI»

13.и http://www.islam.ru/woman/somop/(25.08.2006). 

14.    Сулейманов М. Основа семейного счастья //Ас-салам. 2005. № 20. С. 10.

15.    Баматова Х. Отношение к женам //Ас-салам. 2004.№ 24.  С. 11.

16.    См. также другой перевод: «Творец небес и земли; Он создал вам супруг из вас самих и из животных создал пары. И так Он умножает вас; нет ничего подобного ему. Он слышащий, видящий» (Значение и смысл Корана. Т. IV. С. 73 {перевод А.С. аль Манси и С. Афифи}).

17.    Далее, возвращаясь к мысли о равенстве мужчин и женщин,  она цитирует первый аят из суры «Ан-Ниса»: " О, люди! Бойтесь вашего Господа, Который со-творил вас из одной души (т. е. пророка Адама) и из нее сотворил пару ей - жену (т. е. Хаву), а от них распространил много мужчин и женщин. Вы все происходите из этой души. Бойтесь и чтите Аллаха, у Которого просите помощь во всех делах ваших и именем Которого вы друг друга упрашиваете, чтите родственные связи и храните их, не разрывайте их, близкие и далекие. Поистине, Аллах всегда наблюдает за вами! От Него ничто из ваших дел не скроется. Он воздаст вам за них! " См. также другой перевод: «О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, именем которого вы предъявляете друг к другу (свои права) и чтите родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами!» (Значение и смысл Корана. Т. I. С. 241-242 {перевод А.С. аль Манси и С. Афифи}). 

  1. http://www.assalam.ru/259/17-s.shtml (из газеты Ас-салам. 2006. № 6.).

19.    См. о позиции французских просветителей: Брайсон В. Политическая теория феминизма: Введение. Москва, 2001. С. 24. 

 

Фаизов Сагит Фяритович Права и статус мусульманки в российском обществе начала 21 в. (по материалам периодики и книжных изданий). Монографическое исследование. Ранее не публиковалось. Выше представлен первый параграф 1-й главы.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account