Previous Entry Share Next Entry
Права и статус мусульманки: терминологический справочник, источники, список литературы.
sagitfaizov


Сагит Фаизов 

Права и статус мусульманки в российском обществе начала 21 в. (по материалам периодики и книжных изданий). Монографическое исследование.

 

Создано при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, грант 2006-2008 гг.



Терминологический справочник к исследованию
 

Джамаат – сообщество мусульман, община; различаются мужской и женский джамааты.

Ду’а (дога) – молитва с просьбами о милости Всевышнего.

Иблис – именование Сатаны в исламе.

Иджтихад – толкование шариата богословами, юристами и общинами мусульман, в 11 в. христианского летоисчисления стало господствовать мнение о «закрытии дверей» иджтихада, со второй пол. 19 в. все более утверждается мнение о продолжении иджтихада.

Имам – человек, руководящий коллективной молитвой; постоянно практикующих имамов называют также «мулла».

Имам-хатыб – главный имам мечети; может исполнять обязанности ахуна, руководителя имамов округи (района или области).

Калым – деньги или какое-либо имущество, выплачиваемое родителям невесты женихом при бракосочетании; традиция калыма не соответствует нормам ислама, но иногда калым отождествляют с махром.

Мазхаб – религиозный толк (доктрина, школа) мусульманского суннитского права; в настоящее время существуют четыре толка (ханафитский, маликитский, шафиитский, ханбалитский); В среде российских и украинских мусульман распространен ханафитский мазхаб, для которого характерно лояльное отношение к отдельным компонентам адата, обычного права.

Махр – обязательный дар жениха невесте при бракосочетании, минимальный размер махра – 4,8 г. золота (33,6 г. серебра).

Минбар – возвышение у юго-восточной (передней) стены мечети (в России), с которого имам читает пятничную проповедь.

Мулла – постоянно практикующий имам.

Муфтий – высшее духовное лицо, облеченное правом выносить решения по религиозно-правовым вопросам и давать разъяснения по применению шариата; в России  муфтии возглавляют духовные управления региональных сообществ мусульман.

Никаб – женская  маска из тонкой ткани с прорезями для глаз.

Никах – молитва, читающаяся при бракосочетании; бракосочетание.

Паранджа – верхняя женская одежда с длинными ложными рукавами, сочетается с густой волосяной сеткой, закрывающей лицо.

Суннизм – одно из основных (другие: шиизм и хариджиты) направлений ислама; наряду с Кораном признает сунну (собрание рассказов о жизни посланника Всевышнего Мухаммада) и первых четырех халифов как праведных преемников посланника Всевышнего.

Умма – сообщество мусульман какой-либо страны или всех мусульман; в современной религиозной терминологии встречается различение мужской и женской уммы.

Хадисы – рассказы о жизни посланника Всевышнего Мухаммада, второй после Корана источник вероучения в исламе; совокупность хадисов образует сунну.

Хиджаб – стиль женской одежды, предполагающий укрывание тела женщины за исключением лица, кистей рук и пяток (в более строгом толковании предполагается закрывать и лицо); изолированный от окружающих образ жизни женщины.

Хиджра – мусульманское летоисчисление, начинающееся с 16 июля 622 г. христианского летоисчисления, когда состоялось переселение мекканской общины мусульман в Медину.

Чадра – женское покрывало, в которое женщина закутывалась с головы до ног.

Шариат – свод норм исламского законодательства и этических предписаний.

 

Список использованных периодических изданий

 

Журналы 

Башкортостан кызы (Уфа)

Ватандаш (Уфа)

Женщина Дагестана (Махачкала)

Идел (Казань)

Ислам. Вера. Совершенство (Махачкала)

Йылдыз (Симферополь)

Къасевет (Крым)

Минарет: Российский журнал исламской доктрины (Нижний Новгород)

Минги Тау (Нальчик)

Мусульмане (Москва)

Народы Дагестана (Махачкала)

Социс: Социологические исследования (Москва)

Сююмбике (Казань)

Татарстан (Казань)

Newsweek (Москва)

 

Газеты 

Авдет (Симферополь)

Азна (Уфа)

Ас-салям (Махачкала)

Все об исламе (Москва)

Газета (Москва)

Горянка (Нальчик)

Земское обозрение (Саратов)

Ингушетия (Ингушетия)

Ислам минбаре (Москва)

Кабардино-Балкарская правда (Нальчик)

Независимая газета (Москва)

Нур уль ислам (Казань)

Республика Татарстан (Казань)

Российская неделя (Москва)

Cеверная Осетия (Владикавказ)

Сердало (Ингушетия)

Татарские новости (Москва)

Южный Федеральный (Ростов-на-Дону, Москва)

Янъы дюнья (Симферополь)

 

Сайты  

arabeski.globalrus.ru

arraid.org

assalam.ru

Credo.Ru

ingush.ru

islam.ru

islamdag.ru

islaminkbr.narod.ru

islamnews.ru

islamnn.ru

mk-piter.ru

mkset.ru

mtss.ru

mufti.ru

news.ru

regionulsu.ru

rbtl.ru

regnum.ru

religio.ru

tatural.isnet.ru

tamada.com.ru

targim.ru

umma.ru

zeminfo.ru

 

Библиография

Аляутдинов Ш. Ислам в вопросах и ответах. М., 2003;

Антипова А.С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении // Социс: Социологические исследования. 2007. № 3. С. 111-118;

Ахильгова Э.С. Семейно-правовое положение женщины в мусульманских странах / Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003;

Арапов Д.Ю. (сост.) Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). М., 2001;

Арапов Д.Ю. (сост.) Императорская Россия и мусульманский мир / Сб. ст. М., 2006;

Бабич А.-Г. Многоженство: Советы и комментарии. М., 2006;

Балтанова Г.Р. Мусульманка. М., 2005;

Бараева З.М. Женщина в мусульманском обществе: проблемы трансформации социального и правового статуса / Автореф. дис. … канд  философ.  наук. Махачкала, 2003;

Баш, Х. Права женщин в исламе. Казань, 2001;

Бигиев М.Дж. Женщина в свете священных аятов Благородного Корана // Бигиев М.Дж. Избранные труды в двух томах. Казань, 2006;

Брайсон В. Политическая теория феминизма: Введение. М., 2001;

аль-Бухари М. Сахих: Краткое изложение. Т. I, II. М., 2002;

Вагабов М.В. Ислам и семья. М., 1980;

Воронина О.В. Феминизм и гендерное равенство. М., 2004;

аль-Газали, М. Права человека в исламе. М., 2006;

Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990;

Ермаков И. (сост.), Микульский Д. (ред.) Ислам в России и Средней Азии / Восточный сборник «Лотос» № 1. М., 1993;

Женщины и мужчины: гармония в равенстве / Пер. с англ. СПб., 2000;

Жеребкина И. «Прочти мое желание…»: Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000;

Значение и смысл Корана / В четырех томах. М., 2002;

Ибрагим Т.К., Султанов Ф.М., Юзеев А.Н. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. Казань, 2002;

Икбал, М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М., 2002;

Исак, Ф. Быть мусульманином. М., 2002;

Исламская идентификация. М., 2001;

Кузнецова-Моренко И.Б., Салахатдинова Л.Н. Ислам и мусульмане в общероссийских и татарстанских телевизионных программах // Социс: Социологические исследования. 2006. № 2. С. 120-124;

Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995;

Лобье П. де Социология религиозного феномена: Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Шмидт. М., 2000;

Логашева Ж.Б. Ислам и коранический идеал женщины // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001. С. 319-326;

Любовь и секс в исламе: Сборник статей и фетв. М., 2004;

Максуд, Р. Ислам. М., 2006;

Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998;

Наливкин В.П., Наливкина М.В. Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы. Казань, 1886;

Нурси, Б. С. Путеводитель для женщин. Казань, 2003;

Нуруллина Г. (ред.-сост.) Женщина в исламе. М., 2007;

Омельченко Е. Гендерное измерение: образы и практики бытового ислама // http://regionulsu.ru/books/drugoe_pole/part;

Пальванова Б.П. Эмансипация мусульманки: Опыт раскрепощения женщины Советского Востока. М., 1982;

Права женщины в Киргизстане: мусульманские традиции, исламские ценности и современное право. Бишкек, 2001;

Пушкарева Н.Л. Гендерная проблематика в исторических науках // Введение в гендерные исследования. Ч. 1. Харьков, Спб., 2001. С. 277-311;

Рахман Х.У. Хронология исламской истории: 570-1000 гг. от Р.Х. Нижний Новгород, 2000;

Сабирова Г. Как стать и остаться мусульманкой: опыт разных поколений // Устная история и биография: Женский взгляд. Москва, 2004. С. 1-16;

Сахедина, Абдулазиз Исламское богословие христиано-мусульманских отношений // Христиане и мусульмане: проблемы диалога / Хрестоматия. М., 2000. С. 149-168.

Смысловой перевод Священного Корана на русский язык Эльмира Кулиева. Медина, 1425  х. (2004/2005);

Современный ислам: культура и политика. М., 1994;

Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. М., 2004;

Степанов В.В., Тишков В.А. Россия в этническом измерении (по результатам переписи 2002 г.) // Социс: Социологические исследования. 2005. № 9. С. 64-74;

Сукдео Р. Тайны за паранджой: Ислам, женщины и Запад. СПб., 2005;

Султанмагомедов С.Н., Гаджиев М.П. Подарок новобрачным. Махачкала, 2003;

Сюкияйнен А.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986;

Текуева М.А. Гендер как социокультурный конструкт адыгского общества / Автореф. дис. … д-ра ист. наук. Махачкала, 2006;

Текуева М.А. Мужчина и женщина в арабской культуре: Традиции и современность. Нальчик, 2006;

Ушаков В.Д. Фразеология Корана: Опыт сопоставления фразеоречений Корана и арабского классического языка. М., 1996;

Фаизов С.Ф. Женщина и Коран. О запретах, которых нет // газ. "Голос Крыма". 2004. 18 июня;

Фаизов С.Ф. Документы Всероссийского мусульманского национального совета о сопротивлении феминистическому движению российских мусульманок в регионах в 1917 г. // Отечественные архивы. 2004. № 6. С. 67-70;

Фаизов С.Ф. Движение мусульманок Крыма за права женщин в 1917 г., контуры забытой свободы //www.kirimtatar.com/;

Фаизов С.Ф. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. Нижний Новгород, 2005;

Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социс: Социологические исследования. 2005. № 6. С. 36-44;

Фрэйджер, Р. Мудрость ислама: Знакомство с жизненным опытом исламской веры и практики. Москва, 2005;

Хаттаб, Х. Справочник мусульманской женщины. М., 2002;

аль-Хашими, М. А. Личность мусульманки в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны. М., 2003;

Хидоя: Комментарии мусульманского права. Т. I. Ташкент, 1994;

Череватенко В.И. Права женщин в аспекте прав человека и гендерное равенство: правозащитная деятельность и исследования: О деятельности женских организаций по укреплению гражданского мира в России // http://www. gender.ru/russian/public/lunyakova/2003/15.shtml;

Шайхуллин Т.А. Памятка мусульманке. Казань, 2001;

Эрсан, О. Женщина в исламе: Ее права и достоинства. М., 2006;

DiCaprio L., Wiesner M. Lives and Voices: Sources in European Women’s History. Boston, New York, 2001.

Фаизов Сагит Фяритович Права и статус мусульманки в российском обществе начала 21 в. (по материалам периодики и книжных изданий). Монографическое исследование. Ранее не публиковалось. 




Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account