Previous Entry Share Next Entry
Мистическая символика Ивана Грозного и ее прочтение Борисом Годуновым
sagitfaizov

 

Сагит Фаизов

Осада и штурм Казани как мистерия
     Описанная А.Л. Юргановым мистерия опричнины не была первой и, пожалуй, не была последней большой мистерией предпоследнего Рюриковича. Первая масштабная акция, осуществленная на основе сценария, подчиненного мистической хронологии, мистико-символической математике и трансформированному пониманию священных текстов состоялась под Казанью в августе-октябре 1552 г.  

     Осада Казани длилась 43 дня, и она должна была длиться именно 43 дня. С. Х. Алишев в своей известной монографии определяет длительность осады в 41 день, начиная с 23 августа [Алишев, 1995, c. 143]. Но Иван Грозный мог отсчитывать ее от 21 августа (следующего дня после своей переправы через Волгу), и в этом случае 2 октября шел 43-й день осады. В 4-м пророчестве Иезекииля, особого почитавшегося Грозным ветхозаветного автора, в котором Господь сообщал Иезекиилю о своем намерении осаждать Иерусалим, Он говорил избранному пророку: «Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их. И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева. И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе» [Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. 4: 4-6]. («Беззаконие дома Израилева» - карта Иерусалима, начертанная на кирпиче и изображающая осаду города [Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. 4: 1-3].) Иезекииль, таким образом, должен был «осаждать» Иерусалим в течение 430 дней (и лет). По правилам мистико-символической математики (1), адептом которой был Иван Грозный, десятикратное уменьшение или увеличение числа не меняло его мистической сущности и смысла. Поэтому 430 дней «осады» были равны 43 дням, которые держал в уме главный воевода русского войска, размышляя над картой Казани и окрестностей города. Военно-стратегическое и тактическое исполнение видения или расчетов Ивана Грозного давалось ему и войску с большим напряжением сил – ввиду героического сопротивления защитников города, но и в процессе их исполнения 22-двухлетний царь прислушивался к голосу Иезекииля. Два пролома в стене крепости в день штурма, обеспеченные взрывами пороховых зарядов, находятся в очевидной связи с двумя проломами в стене Иерусалима, которые были сделаны по указанию Господа перед тем, как войско провинившегося града было «развеяно по всем ветрам» [Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. 12: 3-14].

     Разрушение тайника с резервуаром воды под кремлевской стеной взрывом 4 сентября также имеет свою сюжетную параллель в книге Иезекииля: до того, как в стене осажденного града были сделаны два пролома, Господь привел пророка «ко входу во двор… и вот, в стене скважина. И сказал мне: сын человеческий! прокопай стену; и я прокопал стену…» [Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. 8: 7-8].

     4 сентября шел 15-й день осады Казани (от 21 августа), но число 15 особенное в системе знаков мистико-символической математики: оно воплощает в себе, в частности, ход времени и в силу этого неизбежность наступления событий, обозначенных им. Другие важные для Ивана Грозного значения этого дня: исполнилось ровно 22 года со дня его духовного рождения (он был крещен 4 сентября 1530 г.), а цифра 22 прочитывается в системе мистико-символической математики как сочетание двух двоек (2 + 2), то есть как четверка (4), но для Грозного было важно и то, что две четверки 15-го дня осады образовывали восьмерку (8). Приведенные выше порядковые значения пророчества Иезекииля относительно подкопа и скважины: 8: 7-8. Цифры, обозначающие два стиха, образуют 15 (2).

     День духовного рождения Грозного и день физического рождения в их взаимной сакральной связи были также спроецированы царственным именинником на сценарий (план) осады: известно, что процесс подкопа под кремлевскую стену занял 10 дней [Алишев, 1995, с. 134], но это означает, что дело было начато 25 августа (вероятно, в ночь на 26-е) – в день физического рождения Ивана Грозного (родился он в ночь на 26-е). Даже количество заложенных в подкоп бочек (11) находится в символическом хронологическом контексте: в день взрыва шел 11-й день от дня 22-летия физического рождения царя Ивана Васильевича (3). 43-й день осады, подсказанный царю пророчеством Иезекииля, обещал царю удачу не только в контексте экзегетики, но и в контексте «царской» математики: ведь октябрь был тогда вторым месяцем года и второе октября (02.02) должно было пройти под знаком числа 4 – наиболее благоприятного для царя символа в любимом им царстве магических цифр (4).

 

Альфа и омега: год 7100
     Мистерия осады и штурма Казани, театрализация войны с собственными подданными (опричнина или вторая большая мистерия) и театрализация осуществления самой царской власти (Симеон Бекбулатович на престоле – третья большая мистерия) обнаруживают в Иване Грозном человека, наделенного особой пристрастностью к созданию чрезвычайно сложных интеракционных концептов, которые для него имели особую метафизическую и некую (аномальную) эстетическую ценность, но в которых различие между жизнью и мистерией стиралось до такой степени, что царствующий режиссер терял ощущение реальности. Вместе с тем, видимо, способностью к проникновению в сферу действия трансцендентных начал он был наделен не в меньшей степени, чем жестокостью. Он сумел предугадать все завоевания России на два столетия вперед после своей смерти и оставил на этот счет своего рода завещание в символах Большой государственной печати (5). Но он угадал и год, в котором прервется его династия – год смерти царевича Дмитрия. Запись с датой он оставил в Александровой слободе и записал в топографии тамошнего царского двора (как и свое политическое завещание, записанное в значительной мере в топографии печати). Видеть первую запись можно на рисунке художника из свиты датского посла Якоба Ульфельдта [Ульфельдт, 2002, с. 319] (Илл. 3).

     На этом рисунке, помимо двух соединенных верхним мостом высоких башен, архитектурного образа Небесного Иерусалима (относительно небольшого крестообразного сооружения с изображением круга на перекрестье), в центральной части двора можно видеть необычной формы композицию, составленную наполовину из строя стоящих друг против друга людей, наполовину из помоста, практическое назначение которого непонятно. Линия этой полуархитектурной композиции при взгляде сверху образует греческую букву «альфа» (с какой-то высокой точки обзора и сделан рисунок, буква «смотрит» на зрителя своим «бочком», выполненным в виде сторон равнобедреннего треугольника, одного из символов христианства, низ буквы находится справа от зрителя). С этой буквой, как известно, сопрягается другая, последняя, буква греческого алфавита – «омега», и вместе они образуют афоризм «альфа и омега» - «начало и конец». «Омега» в плане царского двора изображена его оградой, она по эллипсовидной кривой объемлет «альфу» и все другие постройки резиденции, включая архитектурный образ Небесного Иерусалима. Заявленная топографией двора символико-вербальная формула является сакральной: она воспроизводит слова Господа, обращенные к св. Иоанну в его Откровении (Апокалипсисе): «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откровение св. Иоанна. 21:5). Эти слова были произнесены в день Страшного суд, когда Иоанн видел уже «святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откровение. 21:2), в котором «спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откровение. 21:24). Так Господь объявлял св. Иоанну о завершении всей предшествующей истории человечества «ибо прежнее прошло» (Откровение. 21:4). Этот день, когда врата Небесного Иерусалима уже открыты для спасенных, мы и видим в иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» (Илл. 1).

     Для постройки двух букв Ивану Грозному понадобилось гораздо меньше усилий, чем Стефану Великому, ближайшему родственнику его деда, для выкладки тетраграмматона и тамги на стенах Хотинской крепости [Фаизов, 2010, 180], но все же, очевидно, нужен был какой-то неординарный мотив для такого строительства и для того, чтобы жить со всей своей челядью внутри буквы «омега». Разгадка мотива находится как в самих буквах, так и в эсхатологических настроениях, сопровождавших русское общество в течение всего правления Ивана Грозного. Думается, буквы нужно прочитывать не только как напоминание об Откровении, но и как напоминание об их символико-прообразующем смысле в системе любимой Грозным мистической математики. Буква «альфа» имеет своим числовым значением цифру 1, буква «омега» - 70. Вторая буква при проекции записи на цифровые значения должна прочитываться раньше, чем первая, поскольку она крупнее и «обнимает» первую, соответственно конечное число в записи – 71 (70 + 1). То есть Иван Грозный указал тогда наблюдаемое и переживаемое столетие в отсчете от сотворения Адама – 71-е. Но в сопряжении с формулой «альфа и омега» ключевое смысловое значение приобретают последний час, день и год указанного им столетия, час или день, или год «конца» - конца света, Апокалипсиса. 7100-й год начинался 1 сентября  1591  и заканчивался 31 августа 1592 г. Вечером 31 августа  1592 г. или на рубеже между 31 августа и 1 сентября и должно было состояться шествие к Небесному Иерусалиму, изображенное на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя». 

     Оно не состоялось. Можно думать, что Иван Грозный ошибся, хотя он относил себя к немногим, знавшим, что «альфа» и «омега» впервые указывают число столетий от дня сотворения Адама, и поскольку предшествующие расчеты относительно предполагаемого «конца света», указывавшие на 1561/1562 или 1568/1569 гг. [Юрганов, 1998, с. 369], не оправдались, то он тем более был уверен в правоте своего видения эсхатологической перспективы.

     Спасение и вхождение во врата Небесного Иерусалима могли последовать только после Страшного суда. В обращенных к небесам буквах своего двора добровольный александровский пленник не ограничился предсказанием «конца света», но записал также и надежду на спасение. Как отмечалось выше, буква «альфа» на рисунке состояла из двух частей: строя людей (временный компонент) и помоста (постоянный компонент). Если мысленно представить топографию двора и контуры буквы без строя людей, то есть «прочитывать» только помост, то на месте буквы «альфа» появятся буквы «алиф», «та» «ра» арабского (или татарского) алфавита; при этом вертикаль буквы «алиф» будет совпадать со спинкой буквы «альфа» (на рисунке находится в горизонтальной проекции), несколько удлиненный хвост буквы «алиф» заходит за вершину «альфы» и идет параллельно вершине, буква «та» является вершиной «альфы», но ее левый хвост выходит за пределы «альфы» и |возле крыльца трехэтажного здания| переходит в букву «ра», |помост, соединяющий трехэтажное здание с двухэтажным|, две башни в левой части двора в поле записи представляют собой две точки над «та», а мост с колоколами, соединяющий их, подсказывает существование связи башен с нижним помостом. Арабо-татарские буквы находятся и в первом, и во втором пластах их прочтения в очевидной смысловой связке с буквами греческого алфавита. Буква «алиф» - первая буква арабского и татарского алфавитов – подобно «альфе», знаменует смысл «начало», но в сочетании с буквой «та» указывает на слово «ахират», обозначающее пребывание в раю спасенных после «Дня весов» (Страшного суда). То есть «алиф» и «та» вместе символизируют начало вечной жизни раба Божьего Ивана – в пределах Небесного Иерусалима. Буква «ра», на мой взгляд, соединена с буквой «та» формально (не случайно эти буквы состыкованы на |крыльце|). «Ра» на самом деле связана с буквой «алиф» (которая на письме никогда не имеет видимой связки влево) и является – во втором пласте кодировки – последней буквой имени Александр. Думается, что здесь в первую очередь заявлена аппрезентация имени и образа эллинского царя и полководца Александра Великого, которого Иван Грозный аттестует своим другом: второе значение слова «ахират» - «друг» (в земной и загробной жизни). Дополнительная аппрезентация названия Александровой слободы очевидна.

     Буква «альфа» находится в родстве с «алифом» не только в композиционном отношении, но и в референтной связи: она знаменует собой, помимо начала земной жизни (истории), начало жизни в Царстве Божием. На это указывают 30 человек, находящиеся внутри треугольника «альфы» - символа христианства. Мы видим здесь тех же 30 избранников, которых ждут «комнаты» возле храма Небесного Иерусалима в пророчестве Иезекииля и на головы которых готовы возложить венцы ангелы на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя».

     Расположение буквы «та» выше горизонтального «хвоста» буквы «алиф», смещение начала буквы «та» влево – с тем, чтобы образовался скос, направленный к вершине буквы «алиф», подчеркнутая лапидарность записи позволяют констатировать, что рассматриваемая буквенно-символическая конструкция является тугрой Ивана Грозного (6) (Илл. 4).

     Числовые значения букв тугры аппрезентуют осаду Казани и указывают на 4 сентября 1552 г.: «алиф» (1) и «та» (400), или (4), при сложении образуют число 5, «алиф» (1) и «ра» (200), или (2), при сложении образуют число 3; сумма 5 и 3 равна 8, числу, под знаком которого прошел день духовного рождения Грозного и взрыва тайника под кремлевской стеной. Упование на второе рождение Иван Грозный связывает с главным достижением своей земной жизни – так же как в иконе «Благословенно воинство Небесного Царя».  

 

Свидетельство пророка  
      Известно, что живший в том же XVI ст. Нострадамус производил свои предощущения и предсказания от бронзового треножника, в который он вглядывался, когда находился в состоянии «инспирации». Грозный, угадывая будущее, вглядывался в прообразовательные смыслы чисел, и опыт его казанских вычислений и прообразовательных действий подсказывал ему, что ему многое открыто в области трансцендентного. Можно ли считать случайным, что именно в том году, на который приходились в предчувствиях Грозного третий и четвертый год Апокалипсиса (по календарю, исчислявшему время от сотворения Адама) (7) был убит царевич Дмитрий и пресеклась династия Рюриковичей? Можно. Но с равной долей вероятности можно предположить, что он ошибся только в распознавании того, какое именно событие, которого он должен страшиться, ожидает его в 1591 или 1592 г. И вместе с тем важную коннотацию во всем, что связывает Александровский двор и гибель царевича, составляет то обстоятельство, что в 1591 г. о наследии Ивана Грозного много размышлял человек, близкий  покойному царю и его опричник – Борис Годунов. И год, и день смерти царевича (15 мая), если рассматривать их в системе символов, заданных Грозным, подсказывают, что к 1591 г. бывший опричник уже освоил мистическую составляющую царского наследия. Как известно, в XVI – XVII ст. при записи дат вначале указывался год, затем месяц и затем день. Соответственно, царевич Дмитрий был убит «мая в 15-й день». Май – девятый месяц сентябрьского года и пятый месяц январского года. Практика применения символической хронологии в России допускала исчисление времени (лет, месяцев и дней) в системе  европейского календаря [Кириллин, 1988, с. 80]. Сочетание цифр дня убийства в контексте этой системе: 5:15*. Пророк Иезекииль, на которого Иван Грозный «полагался» больше, чем на других пророков, и прообразовательная связь с которым принесла Грозному целое царство, воспроизводит в 15 стихе 5 пророчества обращенные к падшему Иерусалиму слова Господа: «…Когда Я произведу над тобою суд во гневе и ярости, и яростных казнях». Порядок записи стиха: 5:15. Полная запись даты убийства царевича: 1591515. Несложно видеть трехкратное повторение числа 15, особо почитаемого в системе мистико-символической математики, сумма трех 15 равна 45. Если прибавить к 45 оставшееся число 9, то получится 54. Отцу царевича в 1584 г., когда он умер (был убит) шел 54-й год.

     Подобное совпадение можно было бы счесть случайностью, если бы оно не предварялось точно такой же связкой между пророчеством и днем смерти (убийства) самого Грозного. Царь умер (был убит) 18 марта 1584 г. День и месяц события прочитываются как 3:18 (марта в 18-й день). В стихе 3:18 пророчеств Иезекииля Господь говорит, обращаясь к пророку: «Когда я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих». Полная дата смерти царя (1584318) в прообразовательном контексте   связывает прошлое и будущее, но заявляет такое будущее, которое зачеркивает вероятность одоления царем посмертных мытарств. И обрекает самого сочинителя числовой конструкции 1584318 на точно такую же участь. Первые три цифры, также, как тугра царя, указывают на день 22-летия крещения Грозного и взрыва тайника под стеной казанского кремля: 15:8 (15-й день осады и указанная выше совокупность чисел дня духовного рождения; очевиден перевертыш двух чисел относительно пророчества Иезекииля, под знаком которого прошел день 4 сентября 1552 г. – символическое зачеркивание прообразовательной связи между пророчеством и днем 4 сентября {8}). Последние две цифры ряда 1584318, помимо своего собственного значения - указателя дня, приобретают значение смысла «конец». Две средние цифры (4 и 3) должны прочитываться как их сумма – 7 (число лет, оставшееся до 15 мая 1991 г.). На мистерии Грозного его бывший опричник отвечал своими мистериями, менее масштабными по числу по числу жертв, но еще более циничными (9).

 

Третий правитель
     В свое спасение предпоследний Рюрикович верил и не верил, страхи его, связанные с ожиданием Страшного суда, были велики.  С особой силой они проявили себя в 1561, 1562 гг., когда некоторые поступки царя «не поддавались разумному объяснению» и он, в частности, отправился в объезд по селам, оставив на престоле своего сына Ивана, написал завещание [Юрганов, 1998, с. 369]. Последовавшее учреждение опричнины было самым непосредственным образом связано с психоэмоциональным состоянием царя в полосе времени, которое его оппонент А. М. Курбский называл «временем отмщения» [Юрганов, 1998, с. 373]. В 1563 г. Грозный еще не знал, какие инвективы в его адрес прописывал Курбский в посланиях к старцу Псково-Печерского монастыря Вассиану Муромцеву, но о четырех строках Нострадамуса, адресованных в середине 1550-х гг. «неведомому третьему правителю… снежной страны, убившему своих соратников», старость которого «только ад охранит» [Нострадамус, ц. III, к. 59], он, болезненно внимательный к прорицаниям и прорицателям, наверняка знал (10). И не только защищался от предсказания знаменитейшего в третьей четверти XVI ст. провидца, предугадавшего, в частности, смерть и причину смерти короля Генриха II (умер 10 июля 1559 г.), но, похоже, состязался с ним в искусстве футурологии (11). К примеру, ему было важно, чтобы рисунок двора в Александрове был сделан так, чтобы западный читатель книги Ульфельдта мог «прочитать» символику двора; об этом нужно было позаботиться, а для получения буквы «альфа» нужно было построить людей, хотя  в целом с посольством Я. Ульфельдта обращались бесцеремонно. Соединение в имени и фамилии Нострадамуса (Мichel Notre Dame)  имени Богоматери и имени Михаил (архангела и святого) должно было в глазах мистика Ивана Грозного, автора покаянного канона архангелу Михаилу, окрашивать особенным сакральным ореолом слова и буквы, написанные потомком библейского Иакова.

 

Библиография 
Алишев С. Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв. Казань. Татарское кн. изд-во.1995. – 160 с.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва. Российское Библейское общество. 2002. – 1296 с.

Дидон, Анри Иисус Христос. Харьков: Фолио, Москва: АСТ. 2000; интернет издание под названием «Общая хронология жизни Иисуса» //  http://mystudies.narod.ru/library/d/didon/chronology.html

Зимин А.А. В канун грозных потрясений. Предпосылки первой Крестьянской войны в России. Мысль. 1986. – 333 с.

Иностранцы о древней Москве. Москва XV – XVII веков. Москва. Столица. 1991. – 432 с.

Квливидзе Н.В. «Блаженно воинство Небесного Царя» // http://www.pravenc.ru/text/149329.html (публ-я 2009 г.)

Кириллин В. М. Символика чисел в древнерусских сказаниях XVI в. // Естественно-научные представления Древней Руси. Москва. Наука. 1988. С. 76-140.

Кудрявцев М.П. Москва – Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. Москва. Сол Систем. 1994. – 256 с.

Морозов В. В. Икона «Благословенно воинство» как памятник публицистики XVI века // Произведения русского и зарубежного искусства XVIXVIII века. Материалы и исследования. Москва. Искусство.1984. С. 17 – 31.

Нострадамус Центурии. СПб., 1999. – 188 с.

Перевезенцев С.В. Утверждение Святой Руси // http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=7546 (публ-я 2007 г.)

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Москва. Изд-во «Наука». 1981. – 431 с.

Сиренов А.В. К вопросу об изображении реальных лиц на иконе «Блаженно воинство Небесного Царя» // http://www.kreml.ru/ru/science/conferences/2009/power/thesis/Sirenov/

Ульфельдт, Якоб Путешествие в Россию. Москва. Языки славянской культуры. 2002. – 616 с.

Фаизов С.Ф. Золотоордынская тамга и пирамида с крестом на стенах Хотинской крепости // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 2. Казань. Институт истории АН РТ. Ихлас. 2010. С. 178-181.

Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. Москва. Мирос.1998. – 448. с.

 

Примечания

1. О феномене мистико-символической математики в средневековой Руси, ключевых цифрах и отдельных правилах см.: [Кириллин, 1988]. О понимании кратности в м.-с. математике см. на с. 79-80 указ. ст-и.

2. Символизированное понимание порядковых чисел речений Библии, видимо, было характерной чертой образа мыслей образованных русских людей позднего средневековья. Так, дьяк Иван Тимофеев, рассказывая о погроме Новгорода войском Ивана Грозного в своем «Временнике», сопоставлял 7008-й год (год погрома, по европейскому календарю - 1570) с 78 псалмом, повествующим о Божьем гневе на Иерусалим, а следующий год, когда царь «простил» новгородцев, - с 79 псалмом  [Юрганов, 1998, с. 379]. Здесь примечательно, что символико-мистические связи чисел маркируют деятельность Ивана Грозного.

3. Позже Иван Грозный повторит «счастливое» число 11 в погроме Великого Новгорода, который длился со 2 января по 13 февраля 1570 г. Дата начала погрома по европейскому календарю – 15700102, дата завершения – 15700213, разница между этими двумя числами равна 111, которое после десятикратного сокращения равно 11. «Счастливый» под Казанью числовой ряд 8:15 Грозный перевернет «против Новгорода» в дате начала погрома (без средних нулей): 157102, где после числа 15 следует 8 (7 + 1). Подразумеваемый здесь стих 15:8 из Книги пророчеств Иезекииля в 1584 г. Борис Годунов «повернет» против самого Ивана Грозного. См. об этом далее в тексте и прим. 8.

4. Число 4 стало одним из ключевых символов Большой государственной печати 1583 г. и в связке с другими символами стало средством энигматической репрезентации завоеваний Казанского и Астраханского царств, походов на Великий Новгород и Псков. Этот дискурс рассмотрен мной в ст-е, представленной в 3-й выпуск сб. «Средневековые тюрко-татарские государства».

5. Сюжет рассмотрен мной в ст-е, представленной в 3-й выпуск сб. «Средневековые тюрко-татарские государства».

6. Возможно, самодержцы XVII в., заверявшие свои грамоты восточным владетелям туграми, опирались на традицию, которая была заложена уже Грозным и, соответственно, знали о тугре Грозного.

7. В Откровении св. Иоанна Богослова предсказывается, что «последнее время» будет длиться три с половиной года [Юрганов, 1998, с. 405].

8. В стихе 15:8 Книги пророчеств Иезекииля записано: «И сделаю эту землю пустынею за то, что они вероломно поступали, говорит Господь Бог». Вероятно, Борис Годунов относил это пророчество к деяниям Ивана Грозного, но оно обернулось и против него самого: четыре подряд неурожайных года в стране стали главной причиной и прологом его самоубийства, убийства его сына и потери власти учрежденной опричником династией.

9. В час смерти царя во дворце находились Богдан Бельский и Борис Годунов [Зимин, 1986, с. 98].

10. Не было ли связано бегство А. М. Курбского за границу, помимо других обстоятельств, с прочтением катрены Нострадамуса? И для Курбского, и для Грозного могло иметь особое значение совпадение номера катрены, обращенной к Грозному, и года смерти короля Генриха II (59:59).

11. Симптоматично, что опричнина начнется через год после того, как королева-вдова Екатерина Медичи нанесла визит Нострадамусу, а король Карл IX назначил его лейб-медиком двора; ведь эти акции подтверждали, что Нострадамус не черный маг, а подлинный и великий прорицатель.

 * Календарное обозначение дня в рассматриваемых в данной статье случаях применения европейского календаря автором символического цифрового ряда не менялось.

 Иллюстрации

  1. Благословенно воинство Небесного Царя. Икона. 3-я четверть XVI в. http://www.cirota.ru/forum/view
  2. Видение пророка Иезекииля на реке Ховар. Икона. Из ризницы Соловецкого мн-ря. Вт. пол. XVI в. liveinternet.ru
  3. Царский двор в Александровой слободе. 1578 г. Рисунок из книги Я. Ульфельдта. http://www.zagraevsky.com/alexey.htm
  4. Тугра царя Ивана Грозного. 1578 г. Фрагмент рисунка из книги Я. Ульфельдта. 

Сагит Фаизов Мистическая символика Ивана Грозного и ее прочтение Борисом Годуновым
Опубликована 13 июня 2011 г.







Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account