Previous Entry Share Next Entry
Ливонские эмблемы на Большой государственной печати Ивана Грозного
sagitfaizov


Сагит Фаизов 

Ливонские эмблемы на Большой государственной печати Ивана Грозного

 

     Относительно ливонских эмблем на большой печати Ивана Грозного существует большое число констатаций, указывающих на синхронную и опережающую репрезентацию при их помощи завоеваний русских войск в Ливонии, инициированную царем и реализованную при его участии. А.Л. Хорошкевич высказывала предположение, что печати г. Кесь (столицы Ливонии) и рижского архиепископа символизируют «Северныя страны» царского титула. Она же, вместе с другими исследователями, заметила, что ливонские эмблемы, третья из них печать магистра «Лифлянския земли», занимают «самые низшие места в окружности» обратной стороны большой печати (1).  

     Собственно, это наблюдение, если его развить в соответствии с принципами и особенностями математико-графического символизирования Ивана Грозного, и позволяет увидеть закамуфлированные смыслы ввода в большую печать отсутствующие в титуле царя, как отметила А.Л. Хорошкевич, города Кесь* и Рига (2). Печать магистра находится в смысловом сопряжении с эмблемами двух городов и знаменует стратегическую задачу Ивана Грозного в Ливонии после взятия Кеси.
     Основная причина, заставившая Грозного включить эмблемы Кеси и Риги в большую печать, преимущественно утилитарна: ему не хватало титульных эмблем для закрепления в большой печати 30 знаков (по 15 с каждой стороны, см. прим. 4). Вместе с тем репрезентация уже завоеванной Кеси и не завоеванной Риги позволила автору замысла большой печати аппрезентовать «Лифлянскую землю» в более сложном контексте, нежели тот, который прочитывался за этим формантом в царском титуле.
     Как и во всех других случаях энигматического символизирования, Грозный в топографии своей печати оставил ключ, подсказывающий путь к дешифровке описываемого ряда закамуфлированных смыслов. В качестве ключа в данном случае выступают две стрелы, находящиеся на одном и том же месте на обеих сторонах  большой печати и направленные в одну и ту же сторону. На лицевой стороне печати стрела (с луком) представляет Вятскую землю, на обратной – Сибирь. Абсолютная симметричность этих эмблем, по мнению автора этих строк, приглашает зрителя к мысленному совмещению двух сторон печати, не меняя ничего в их пространственном расположении на материальном носителе, то есть печать следует воспринимать как прозрачную. При таком восприятии две стрелы опять расположатся симметрично, но уже в оппозиции к друг другу. При обозрении изображений с той стороны, которая в печати является доминирующей, то есть с лицевой, сибирская стрела окажется за булгарской (болгарской) собакой, печать магистра «Лифлянской земли» - за черниговской саблей, эмблема г. Кеси – за нижегородским оленем, печать рижского архиепископа – за вятской стрелой. Взаимная связь эмблем каждой пары подчинена двум парадигмам: 1) эмблема лицевой стороны в каждом случае представляет территорию, находящуюся в составе России в течение длительного времени, а эмблема обратной стороны символизирует территорию, которая либо только что вошла в состав России (Кесь), либо находится в стадии вхождения или завоевания (Сибирь, «Лифлянская земля» - Ливония), либо намеченная к завоеванию (Рига); 2) эмблемы всех четырех пар находятся в субъектно-объектных отношениях. Внутри второй парадигмы в первой паре булгарская собака «указывает» путь в Сибирь, во второй паре черниговская сабля демонстрирует необходимость и перспективу завоевания всей Ливонии, в третьей паре нижегородский олень – необходимость и перспективу православной христианизации г. Кеси и, надо полагать, всей Ливонии (олень – символ чистоты веры в христианстве),  в четвертой паре вятская стрела напоминает о необходимости и перспективе завоевания г. Риги (3).  
     Дополнительной оппозицией к четырем эмблемам двух нижних ступеней большой печати являются четыре региональные эмблемы второй и третьей ступеней, что дает основание рассматривать печать как символ символов, энигматическая программа которого имеет не меньшее значение, чем совокупность прямых аппрезентаций (4).
 

 Сноски и примечания

* Изложение вопроса о топониме "Реνале" на эмблеме г. Кесь будет дано в отдельной статье.

1. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. Москва, 1993. С. 55.
2. Там же.
3. Приведу пример иного понимания символики стрел и сабли (у автора, предлагающего в качестве объяснения этих знаков текст Священного писания, аналогом сабли выступает меч): «Нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем»; «Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой… чтобы пронзить идущих прямым путем» (Соболева Н.А. Герб Российской империи // Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Москва, 1993. С. 27-28).
4. Гербы четырех регионов (Казанского и Астраханского царств, Великого Новгорода и Пскова), составляющие четко выраженную композиционную связку в верхней части государственного герба, связаны одним и тем же актуальным референтным смыслом: все они являлись объектами успешных военных походов царского войска в 1552, 1556, 1569-1570 гг.      Существование особенных связей на первых двух ступенях региональной иерархии подтверждается также скрытыми значениями чисел, закодированных в топографии печати и начальных буквах названий центров (столиц) регионов - по правилам популярной на Руси XVI в.  мистико-символической математики (Кириллин В. М. Символика чисел в древнерусских сказаниях XVI в. // Естественно-научные представления Древней Руси. Москва. Наука. 1988. С. 76-140);  при этом локальный показатель (четырех эмблем) находится в очевидной коррелятивной связи с общим показателем. Сумма цифр, обозначенных заглавными буквами названий первых четырех царств и земель, составляет 153 (К – 20, В и Н – 52, П – 80, А - 1).Число 153 по правилам мистической математики может рассматриваться как сочетание двух чисел 15 и 3, первое из них дублирует и подтверждает число и смыслы, закодированные количеством эмблем, второе воплощает ряд высших сакральных смыслов христианского вероучения и христианской истории.  Общее количество эмблем на каждой стороне герба 15 (эмблема с Голгофой, российская, московская – на груди у двуглавого орла {на обратной стороне печати – единорог}, региональные). Число 15 – ключевое в системе мистико-символической математики, оно, в частности, в качестве индикта имело особое значение для исчисления циклов мировой истории (вся обозреваемая история состояла из 15 «великих индиктионов» по 532 года каждый) и на Руси имела название «Круга миротворного», соответственно печать Ивана Грозного с ее подчеркнутой градацией периферии и обращенными в будущее символами представляет собой «колесо истории», иконографический образ которого представляет собой аллюзию колес херувимов, или колес «галгал» («вихрь»), описанных пророком Иезекиилем в его пророчествах: «По виду их и по устроению их, казалось, будто колесо находилось в колесе» (Ветхий Завет, Кн. Пророка Иезекииля, 1, 16) и «ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (1, 18). Печать же Ивана Грозного состоит из двух окружностей, внешней и внутренней – «колесо в колесе», поле между двумя окружностями - «на ободе» - «полно глаз». По толкованию преподобного Ефрема Сирина, чьи произведения читались на Руси начиная с XIII в., на книгу пророчеств Иезекииля, колесо в колесе это еще и «сила в силе, царство в царстве» (Pagez.ru), и вполне допустимо, что «глаза» колеса, если они подобны самим колесам, могут воплощать в себе земли и царства, вошедшие в большее царство или имеющие предопределение войти в него. Соответственно, все изображения на эмблемах – суть отражения мира, в данном случае будущего для пророка мира, в глазах одушевленного колеса, у которого один дух с херувимом и который вместе с херувимами сопровождает пребывающего в гневе на Израиль и Иерусалим Господа (1, 21; 10, 17; 10, 20; 10, 22). Изобразительные значения четырех верхних эмблем лицевой стороны и эмблемы «Болгарского княжества» рассмотрены в ст-е, представленной в 3-й выпуск сб. «Средневековые тюрко-татарские государства» (готовится к печати).

 

Изображения 

Большая государственная печать Ивана Грозного, лицевая сторона http://www.proshkolu.ru/user/lenagerczen2009/folder/18007/
Большая государственная печать Ивана Грозного, оборотная сторона http://bspu.uni-altai.ru/Faculty/History/atlas/rus/ist_reg/index.html

Ливонские эмблемы Большой государственной печати http://www.nkj.ru/archive/articles/11696/

Опубликована 7 июля 2011 г.

 

 ν


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account