Previous Entry Share Next Entry
Тугра Ивана Грозного
sagitfaizov

Сагит Фаизов

Тугра Ивана Грозного

     С завоеванием Казанского ханства Иван Грозный подтвердил, как известно, право именоваться царем, перенес на свою печать изображение казанского псевдодракона и булгарской собаки, заказал Казанскую «шапку». В этом ряду – царственных символов – не хватает тугры, но и она была. По письменным источникам она не известна – в силу того, что тюркоязычные письма московских канцелярий XVI в. не сохранились. И все же одна фиксация тугры Ивана Грозного дошла до наших дней.  Запись тугры сохранилась на рисунке художника из свиты датского посла Якоба Ульфельдта, приезжавшего к царю в 1578 г. [Ульфельдт, 2002, с. 319].


     На этом рисунке, изображающем царский двор в Александровой слободе, помимо двух соединенных верхним мостом высоких башен, крестообразного помоста - архитектурного образа Небесного Иерусалима, церквей и царских хором, в центральной части двора можно видеть необычной формы композицию, составленную наполовину из строя стоящих друг против друга людей, наполовину из помоста, практическое назначение которого непонятно. Линия этой полуархитектурной композиции при взгляде сверху образует греческую букву «альфа» (с какой-то высокой точки обзора и сделан рисунок, буква «смотрит» на зрителя своим «бочком», выполненным в виде сторон равнобедреннего треугольника, одного из символов христианства, низ буквы находится справа от зрителя). С этой буквой в речи сопрягается другая, последняя, буква греческого алфавита – «омега», и вместе они образуют афоризм «альфа и омега» - «начало и конец». «Омега» в плане царского двора изображена его оградой, она по эллипсовидной кривой объемлет «альфу» и все другие постройки резиденции, включая архитектурный образ Небесного Иерусалима. Заявленная топографией двора символико-вербальная формула является сакральной: она воспроизводит слова Господа, обращенные к св. Иоанну в его Откровении (Апокалипсисе): «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откровение св. Иоанна. 21:5). Эти слова были произнесены в день Страшного суда, когда Иоанн видел уже «святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откровение. 21:2), в котором «спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откровение. 21:24). Так Господь объявлял св. Иоанну о завершении всей предшествующей истории человечества «ибо прежнее прошло» (Откровение. 21:4). Этот день, когда врата Небесного Иерусалима уже открыты для спасенных, мы и видим в иконе «Благословенно воинство Небесного Царя».



     Для постройки двух букв Ивану Грозному понадобилось гораздо меньше усилий, чем Стефану Великому, ближайшему родственнику его деда, для выкладки тетраграмматона и тамги на стенах Хотинской крепости [Фаизов, 2010, 180], но все же, очевидно, нужен был какой-то неординарный мотив для такого строительства и для того, чтобы жить со всей своей челядью внутри буквы «омега». Разгадка мотива находится как в самих буквах, так и в эсхатологических настроениях, сопровождавших русское общество в течение всего правления Ивана Грозного. Думается, буквы нужно прочитывать не только как напоминание об Откровении, но и как напоминание об их символико-прообразующем смысле в системе любимой Грозным мистической математики (1). Буква «альфа» имеет своим числовым значением цифру 1, буква «омега» - 70. Вторая буква при проекции записи на цифровые значения должна прочитываться раньше, чем первая, поскольку она крупнее и «обнимает» первую, соответственно конечное число в записи – 71 (70 + 1). То есть Иван Грозный указал тогда наблюдаемое и переживаемое столетие в отсчете от сотворения мира – 71-е. Но в сопряжении с формулой «альфа и омега» ключевое смысловое значение приобретают последний час, день и год указанного им столетия, час или день, или год «конца» - конца света, Апокалипсиса. 7100-й год начинался 1 сентября  1591  и заканчивался 31 августа 1592 г. Вечером 31 августа  1592 г. или на рубеже между 31 августа и 1 сентября и должно было состояться шествие к Небесному Иерусалиму, изображенное на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя». 
     Оно не состоялось. Можно думать, что Иван Грозный ошибся, хотя он относил себя к немногим, знавшим, что «альфа» и «омега» впервые указывают число столетий от дня творения мира, и поскольку предшествующие расчеты относительно предполагаемого «конца света», указывавшие на 1561/1562 или 1568/1569 гг. [Юрганов, 1998, с. 369], не оправдались, то он тем более был уверен в правоте своего видения эсхатологической перспективы.
     Спасение и вхождение во врата Небесного Иерусалима могли последовать только после Страшного суда. В обращенных к небесам буквах своего двора добровольный александровский пленник не ограничился предсказанием «конца света», но записал также и надежду на спасение. Как отмечалось выше, буква «альфа» на рисунке состояла из двух частей: строя людей (временный компонент) и помоста (постоянный компонент). Если мысленно представить топографию двора и контуры буквы без строя людей, то есть «прочитывать» только помост, то на месте буквы «альфа» появятся буквы «алиф», «та» «ра» арабского (или татарского) алфавита; при этом вертикаль буквы «алиф» будет совпадать со спинкой буквы «альфа» (на рисунке находится в горизонтальной проекции), несколько удлиненный хвост буквы «алиф» заходит за вершину «альфы» и идет параллельно вершине, буква «та» является вершиной «альфы», но ее левый хвост выходит за пределы «альфы» и |возле крыльца трехэтажного здания| переходит в букву «ра», |помост, соединяющий трехэтажное здание с двухэтажным|, две башни в левой части двора в поле записи представляют собой две точки над «та», а мост с колоколами, соединяющий их, подсказывает существование связи башен с нижним помостом. Арабо-татарские буквы находятся и в первом, и во втором пластах их прочтения в очевидной смысловой связке с буквами греческого алфавита. Буква «алиф» - первая буква арабского и татарского алфавитов – подобно «альфе», знаменует смысл «начало», но в сочетании с буквой «та» указывает на слово «ахират», обозначающее пребывание в раю спасенных после «Дня весов» (Страшного суда). То есть «алиф» и «та» вместе символизируют начало вечной жизни раба Божьего Ивана – в пределах Небесного Иерусалима. Буква «ра», на мой взгляд, соединена с буквой «та» формально (не случайно эти буквы состыкованы на |крыльце|). «Ра» на самом деле связана с буквой «алиф» (которая на письме никогда не имеет видимой связки влево) и является – во втором пласте кодировки – последней буквой имени Александр. Думается, что здесь в первую очередь заявлена аппрезентация имени и образа эллинского царя и полководца Александра Великого, которого Иван Грозный аттестует своим другом: второе значение слова «ахират» - «друг» (в земной и загробной жизни). Дополнительная аппрезентация названия Александровой слободы очевидна.

     Буква «альфа» находится в родстве с «алифом» не только в композиционном отношении, но и в референтной связи: она знаменует собой, помимо начала земной жизни (истории), начало жизни в Царстве Божием. На это указывают 30 человек, находящиеся внутри треугольника «альфы» - символа христианства. Мы видим здесь тех же 30 избранников, которых ждут «комнаты» на помосте возле храма Небесного Иерусалима в пророчестве Иезекииля [Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. 39: 17] и на головы которых готовы возложить венцы ангелы на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя».



     Расположение буквы «та» выше горизонтального «хвоста» буквы «алиф», смещение начала буквы «та» влево – с тем, чтобы образовался скос, направленный к вершине буквы «алиф», подчеркнутая лапидарность записи позволяют констатировать, что рассматриваемая буквенно-символическая конструкция является тугрой Ивана Грозного.


     Числовые значения букв тугры аппрезентуют осаду Казани и указывают на 4 сентября 1552 г.: «алиф» (1) и «та» (400), или (4), при сложении образуют число 5, «алиф» (1) и «ра» (200), или (2), при сложении образуют число 3; сумма 5 и 3 равна 8, числу, под знаком которого прошел день духовного рождения Грозного и взрыва тайника под кремлевской стеной (2). Упование на второе рождение Иван Грозный связывает с главным достижением своей земной жизни – так же как в иконе «Благословенно воинство Небесного Царя». 
     Первая из известных тугр крымских ханов и принцев относится к 1576 г. [Ivanics, 1992]. Приблизительно к этому времени относится и первая российская тугра, зарисованная датским художником; в грамотах Ивана Грозного крымским ханам и царевичам, другим восточным владетелям она могла употребляться и раньше. Числовое значение тугры знаменует связь знака с завоеванием Казанского ханства. Поэтому есть основание для двух предположений: во-первых, что тугра (сама ее идея и практика) была перенесена в Москву из Казани и что Миркасим-абзий Усманов был прав, указывая на вероятность ее существования еще у Сахиб-Гирея [Усманов, 1979, с. 135]; во-вторых, в тугре Ивана Грозного мы видим рефлексию-реплику с позднего герба Казанского ханства (феномен искаженного переноса знака), что, естественно, не исключает генерирующего влияния также со стороны протокольной практики Крымского юрта и Османской империи.              

Библиография 
Алишев С. Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв. Казань. Татарское кн. изд-во.1995. – 160 с.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва. Российское Библейское общество. 2002. – 1296 с.
Кириллин В. М. Символика чисел в древнерусских сказаниях XVI в. // Естественно-научные представления Древней Руси. Москва. Наука. 1988. С. 76-140.
Ульфельдт, Якоб Путешествие в Россию. Москва. Языки славянской культуры. 2002. – 616 с.
Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева улуса. Казань. Изд-во Казанского ун-та.1979. – 318 с.
Фаизов С.Ф. Тугра и Вселенная. Мохаббат-наме и шерт-наме крымских ханов и принцев в орнаментальном, сакральном и дипломатическом контекстах. Москва – Бахчисарай. Древлехранилище. 2002. – 100 с.
Фаизов С.Ф. Золотоордынская тамга и пирамида с крестом на стенах Хотинской крепости // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 2. Казань. Институт истории АН РТ. Ихлас. 2010. С. 178-181.
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. Москва. Мирос.1998. – 448. с.           
Ivanics M. Die Beglaubigungsmittel der krimtatrischen Urkunden // Proceedings of the 35 th Permanent International Altaistic Conference. Taipei. 1992. Dr. 1.

Примечания
1. О феномене мистико-символической математики в средневековой Руси, ключевых цифрах и отдельных правилах см.: [Кириллин, 1988]. О понимании кратности в м.-с. математике см. на с. 79-80 указ. ст-и.
2. Разрушение тайника с резервуаром воды под кремлевской стеной взрывом 4 сентября имеет свою сюжетную параллель в книге Иезекииля: до того, как в стене осажденного града были сделаны два пролома, Господь привел пророка «ко входу во двор… и вот, в стене скважина. И сказал мне: сын человеческий! прокопай стену; и я прокопал стену…» [Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. 8: 7-8]. 4 сентября шел 15-й день осады Казани (от 21 августа), но число 15 особенное в системе знаков мистико-символической математики: оно воплощает в себе, в частности, ход времени и в силу этого неизбежность наступления событий, обозначенных им. Другие важные для Ивана Грозного значения этого дня: исполнилось ровно 22 года со дня его духовного рождения (он был крещен 4 сентября 1530 г.), а цифра 22 прочитывается в системе мистико-символической математики как сочетание двух двоек (2 + 2), то есть как четверка (4), но для Грозного было важно и то, что две четверки 15-го дня осады образовывали восьмерку (8). Приведенные выше порядковые значения пророчества Иезекииля относительно подкопа и скважины: 8: 7-8. Цифры, обозначающие два стиха, образуют 15 (2). О ветхозаветной и числовой символике штурма и осады Казани в целом см. в моей ст-е Мистическая символика Ивана Грозного и прочтение ее Борисом Годуновым // sagitfaizov.livejournal.com/


Иллюстрации

Царский двор в Александровой слободе. 1578 г. Рисунок из книги Я. Ульфельдта. http://www.zagraevsky.com/alexey.htm
Благословенно воинство Небесного Царя. Икона. 3-я четверть XVI в. http://www.cirota.ru/forum/view.
Тугра царя Ивана Грозного. 1578 г. Фрагмент рисунка из книги Я. Ульфельдта.
Видение пророка Иезекииля на реке Ховар. Икона. Из ризницы Соловецкого мн-ря. Вт. пол. XVI в. liveinternet.ru
Тугра царя Ивана Грозного. 1578 г. Рисунок С. Фаизова.


Фаизов С.Ф. Тугра Ивана Грозного. Ранее опубликована в сб.:
Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М.А.Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. / Отв. ред. и сост. И.М. Миргалеев. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account