Previous Entry Share Next Entry
Новый Иерусалим в романе М. Булгакова
sagitfaizov



Cагит Фаизов

Новый Иерусалим в романе М. Булгакова. Из цикла «Мастер и Маргарита»*


File:Portrait of Patriarx Nikon.jpg

    Помимо Троице-Сергиевой лавры в географии романа М. Булгакова присутствует Ново-Иерусалимский монастырь и упоминается Соловецкий.

    Отдельные признаки присутствия в географии романа Ново-Иерусалимского монастыря представлены мной в статье об иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» как одном из символов духовного пространства романа. Отмечу специфические маркеры истринской обители, задействованные в скрытом тексте произведения.

«Поэт истратил свою ночь…» - о Рюхине, вернувшимся из «дома скорби», куда он отвез Ивана Бездомного (в конце гл. 6). Здесь в форманте «истра» (с конечным числовым значением 6) зафиксировано название реки, на которой находится «дом скорби» - воплощенная в камне икона, изображающая иерусалимский храм Воскресения Господня с гробом Господним. Река без названия упоминается при описании обратного пути Рюхина.

«Грузовик его стоит, застрявши в колонне других машин у поворота на бульвар…» - о маршруте следования Рюхина: по Тверской (ул. Горького) и пройденным Ленинградскому шоссе, Волоколамскому шоссе, пересекавшему канал Москва-Волга, введенный в строй в 1937 г. (в тексте: «…Земля, исполосованная каналами» и пр.).

«…Общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и таким образом, [получил возможность] иногда навестить соседа» - под «общим балконом», о котором говорит мастер, подразумевается крытая галерея, идущая по верху стены монастыря и соединенная ходом с примыкающими к стене зданиями.

«По (6) ночам (8) будет (7) луна (4). Ах (7), она (4) ушла (8)! Свежеет (4). Ночь (3) валится (1) за (8) полночь (3). Мне (5) пора (8)» - обобщенная вербально-числовая характеристика места пребывания мастера (мастеров) и Ивана Бездомного. Предложение «По ночам будет луна» относится по вербальным свойствам ко второй проекции «клиники Стравинского» (тюрьма), о числовых свойствах - ниже. Связанная с астрономической ситуацией фраза «Ах, она ушла!» охарактеризована в статье «Иван Бездомный перед иконой «Благословенно воинство Небесного Царя»». Конечное числовое значение предложения «Свежеет», равное 4, совпадает с конечным числовым значением названия города (с 1930 г.) и реки Истра. Конечное числовое значение предложения «Ночь валится за полночь», равное 6, маркирует три двучленных имени Святителей, которым посвящена церковь Больничных палат Ново-Иерусалимского монастыря: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Предложение «Мне пора» является маркером даты, репрезентованной конечными числовыми значениями предшествующих предложений: 7146. Дата прописана в системе старого (допетровского) русского календаря. При переводе на современное летоисчисление она указывает на 1637/1638 гг. – время пребывания будущего патриарха Никона, основателя Ново-Иерусалимского монастыря в Анзерском ските Соловецкого монастыря (будущий патриарх жительствовал в ските в 1635-1639 гг.)**. Числовой ряд букв всех предложений, включая «Мне пора», образует число 76 – маркировку даты 1676 (последний год известного «Соловецкого сидения», сопротивления соловецких старцев реформе патриарха Никона). Числовые данные слов первого предложения «По (6) ночам (8) будет (7) луна (4)» отсылают к двум датам истории соловецкого сопротивления по той же схеме, без первых чисел: (16)68 г., началу «сидения», и к (16)74 г., прибытию в район Соловецкого монастыря воеводы Ивана Мещеринова, которому, в конечном счете, удалось подавить восстание***.

    Связь Соловецкого и Ново-Иерусалимского монастырей обозначена и вербально: перед приходом мастера Ивану Бездомному снится сон, в котором он видит «пальму  на слоновой ноге» - напоминание о Соловецком лагере особого назначения (сокр. СЛОН). Пальма – напоминание об Иисусе Христе и символ и дух веры, видимые мастером над угнетаемой церковью. Кот, прошедший мимо слоновой ноги, - Петр I, посетивший Соловки в конце XVII в. (императора Петра в народе многие называли котом – за характерные усы и круглые глаза, частичное отражение этого феномена в изобразительном искусстве – лубок «Кот Казанский»).

* Публикуемое наблюдение базируется на чтении скрытого текста московских глав романа  - расшифровке вербально-числовой энигматики, охватывающей весь видимый текст произведения М. Булгакова, включая иерусалимские главы.
** Биографические сведения о патриархе Никоне см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Никон {патриарх Московский})
*** О Соловецком сидении см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Соловецкое восстание)

Иллюстрация
Патриарх Никон с братией Ново-Иерусалимского монастыря. XVII век. Источник копирования:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portrait_of_Patriarx_Nikon.jpg?uselang=ru

Фаизов Сагит Фяритович Новый Иерусалим в романе М. Булгакова. Из цикла «Мастер и Маргарита». Опубликована 4 ноября 2012 г.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account