Previous Entry Share Next Entry
Слова и буквы мастера: пуст, черен и мертв
sagitfaizov

Сагит Фаизов

Слова и буквы мастера: пуст, черен и мертв. Из цикла «Мастер и Маргарита»

    «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый  с золотою   искрой на дне, сверлящий любого до дна души , и левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней».

    До знакомства с Маргаритой черным был правый глаз Воланда: «…И тут только приятели догадались заглянуть ему как следует в глаза и убедились в том, что левый, зеленый, у него совершенно безумен, а правый – пуст, черен и мертв». В первой в романе характеристике Воланда точно так же отмечается, что правый глаз у него черный, а левый зеленый.

    В эпизоде бала решительно  меняется еще одна черта соматической конституции Воланда: он становится хромым. В начале романа никакой хромоты у него нет.

    Читателю, открывающему скрытый текст романа, известно, что Воланд способен перевоплощаться, создавать не похожих на себя двойников, но зачем ему понадобилось менять внешность, менять правый глаз на левый? И почему обе перемены, в цвете глаз и хромоте, приходятся на ночь с пятницы на субботу?

    Первый вероятный ответ скрывается в самом втором вопросе: полет Маргариты на Северский Донец и бал ста королей хронологически локализованы в 1932 г., и М. Булгакову важно было подсказать читателю, что действующие лица в ночь бала живут в ином времени, нежели до и после того, и изменение внешности Воланда должно было подталкивать читателя к поиску пропавших или спрятанных семи лет.

    Не менее вероятен тот ответ, что Воланда где-то между 1939 и 1932 годами подменили. Но кто мог это сделать?

Фаизов Сагит Фяритович Слова и буквы мастера: пуст, черен и мертв. Из цикла «Мастер и Маргарита». Опубликована 25 декабря 2012 г.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account