Previous Entry Share Next Entry
Земский собор под председательством Гефеста
sagitfaizov
Сагит Фаизов

Земский собор под председательством Гефеста



Ко времени правления царя Ивана Васильевича Грозного любители старины относят ряд Земских соборов, среди которых собор 1566 г. занимает особенное место, поскольку он одобрил линию царя на сохранение за Россией завоеванных ливонских городов и права на завоевание других, соответственно, на продолжение Ливонской войны и от него, де, остался и сохранился документ – приговорный список [1].

В Никоновской «летописи» представлена большая запись об этом событии, с перечислением всех церковных иерархов, принимавших участие в заседании собора и всех социальных категорий, упоминанием князя Владимира Андреевича Старицкого как влиятельнейшего, после царя, участника и обозначением вопросов, на которые собор должен был дать ответ. Отмечается, что митрополит Афанасий не участвовал в заседании, поскольку «митрополию оставил» (Филипп Колычев будет избран в июле) [2].

Сообщению о соборе предшествует другое, не менее необычное: «Того же м(е)*сяца iюня в 26 день, въ среду на третей нед(е)л(е) Петрова поста, на первомъ часу дни взошла туча темна и стала красна, аки огнена, и посл(е) опять потемн(е)ла, и громъ быстъ, и трескотъ великой, и молнiя, и дождь, и до четвертаго часу».

*Буква «е» в скобках замещает здесь «ять» оригинала, не имеющую числового значения. Далее также буква «ф» в скобках замещает «фиту» оригинала.

В нем с достаточной очевидностью описывается извержение вулкана. И даже двух вулканов, что неочевидно, которые произошли в Японии и Мексике в 1566 г. Японский вулкан именуется Киришима, извержение его состоялось 31 октября, мощность – 3 балла [3]. Мексиканский именуется Орисаба или Ситлальтепетль, мощность неизвестна [4]. То, что речь идет о двух вулканах, обозначено через конечное числовое значение первого слова сообщения «того», равного 2, и через аналогичный показатель второго слова «же» с числовым значением 5: конечное числовое значение именования Орисаба равно 2, аналогичный показатель у Киришима – 5 [5]. Упоминаемые первый и четвертый часы, 1 и 4, суммой своих чисел, вероятно, указывают на дату извержения Киришимы: 31.10.1566 имеет конечное значение 5. Если счесть октябрь вторым месяцем года, сентябрьского, то ряд 31.02.7075 будет иметь числовое значение 7, который находится, в этом случае в коррелятивной связи со словосочетанием «до четвертаго часу»: лексема «часу» наделена конечным числовым значением 7, а числительное «четвертаго» напоминает о четырех месяцах, отличающих 7074-й год (с его конечным числовым значением, равным конечному числовому значению года 1566) от 7075-го.

Функциональное назначение сообщения о вулканах – напомнить об умозрительном, или мистификационном, происхождении «летописи» и предупредить о такой же природе следующего далее текста.

«Того же л(е)та, - пишет «летописец» (у «л(е)та» числовое значение 7. – С.Ф.) [6], - м(е)сяца iюня въ 28 день царь и великiй князь Иван Васильевичь всеа Русiи говорилъ со княземъ Володимеромъ Ондр(е)евичемъ (второй «вулкан». – С.Ф.) и своими богомолци…» Далее перечисляются архиепископы и епископы, указанные в творительном падеже: Пиминомъ, Германом, Никандромъ, Елеу(ф)ериемъ, Семiономъ, Фило(ф)еемъ, Iоси(ф)омъ, Галактiономъ, Iоасафомъ.

Номинирование «царь (2) и (8) великiй (3) князь (5) Иван (7) Васильевичь (4) всеа (1) Русiи (7)» имеет конечное числовое значение 1. Номинирование «княземъ (2) Володимеромъ (7) Ондр(е)евичемъ (5)» имеет конечное числовое значение 5. Сумма конечных числовых значений двух персональных репрезентаций равна 6. То же конечное числовое значение имеет совокупность именований городов и волостей, объявленных царем опричными 5 января 1565 г. (сообщение той же Никоновской «летописи») [7]. Объявлял царь этот список, не советуясь с Владимиром Андреевичем.

В перечне церковных иерархов 9 персон, сумма чисел ряда с 1 по 9 равна 45, или тоже 9 (один из парадоксов действий с числом 9). 45-ти, или 9, равно число городов и волостей, вошедших в упомянутый опричный список. Конечное числовое значение списка имен иерархов равно 4, то же конечное числовое значение образуют первые буквы их имен – 4. Полученные 4 9 4 (или 9 4 4, это не имеет значения) образуют конечный показатель 8, один из двух ведущих числовых маркеров Грозного в скрытых текстах (второй – 4, он здесь тоже представлен).

После иерархов перечисляются люди церкви и социальные группы, с которыми «советовался» царь: архимандриты, игумены, бояре, приказные люди, князи, дети боярские, служилые люди, гости, купцы. После игуменов упоминается «весь освященный собор», после купцов упоминаются  «все торговые люди», то есть в однородной череде именований-обобщений присутствуют обобщения более высокого уровня. Отдельно обозначенных социальных групп отмечено 9 – повторная коррелятивная связь с перечнем опричных городов и волостей от 5 января 1565 г., с перечнем, которого не было, как не было и опричнины. Два обобщения более высокого уровня находятся в аналогичной связи с датой 1865, заявленной в контексте рассказа об учреждении опричнины и оглашении опричных территорий (конечное числовое значение ряда 1865 равно 2, немаловажно, что в этом ряду сумме 6 и 5 предшествует сумма 1 и 8, то есть 2 предшествует 9 и находится в сопряжении с 9) [8]. Ту же конструкцию можно видеть в написании «О(ф)онасей митрополит», имя наделено показателем 9, сан – 2. И, наконец, в рассказе об учреждении или неучреждении опричнины дата 1865 генерирована лексемой «непогодiя». Извержения двух вулканов в видимом тексте это «непогодие», случившееся полтора года спустя, но двумя днями ранее собора. Которого, разумеется, не было. Какой может быть собор после извержения двух вулканов в одном городе?

Сноски и примечания.

1.       См., в частности, что писал академик Черепнин: http://statehistory.ru/books/L-V--CHerepnin_Zemskie-sobory-Russkogo-gosudarstva-v-XVI---XVII-vv-/16

2.       http://dlib.rsl.ru/viewer/01004161985#?page=110

3.       eruptions.ru/904.html

4.       ru.wikipedia.org/wiki/Орисаба_(вулкан)

5.       О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского русского алфавита не имеют числового значения. Сумма числовых значений букв слова, задействованного в поле кодировок, составляет первичное числовое значение этого слова (например, 5, 2 и 1 вместе составят 8, в имени Ева, в частности). Последовательное суммирование чисел осуществляется, в большинстве случаев, до получения показателя из одного числа. Сумма чисел первичного значения, если она больше десяти, составляет промежуточное числовое значение слова, если она двузначная (например, 11 или 99), сумма двух чисел промежуточного значения является конечным числовым значением слова, если она не больше десяти (например, 11-2, но 99-18, следующее преобразование приводит к конечному числовому значению, равному 9). Числовые значения словосочетаний, предложений и дат учитываются точно таким же образом. Нули в вербально-числовой энигматике имеют факультативное значение и учитываются только по предписанию контекста. В отдельных случаях числовой ряд букв слова не требует суммирования, как правило, при кодировке числовых данных самостоятельного значения. Например, слово «арка» с числовым рядом 1121 может подразумевать дату 1121-й год. Написание одного и того же слова в старинных текстах или текстах «под старину» может варьироваться в зависимости от того, какое числовое значение следует получить, за счет применения той или иной графемы (графем) одной и той фонемы («и» или «i», «о» или «омега», «е» или «ять», «ф» или «фита», «кс» или «кси», «пс» или «пси») или нарочитых ошибок.

6.       Если бы «лета» была написана, как здесь, через «е», конечное числовое значение слова было бы 3.

7.       Cм.: Сагит Фаизов Опричнина в свете луны // http://www.proza.ru/2014/07/09/633; http://sagitfaizov.livejournal.com/103046.html

8.       О дате 1865 см.: Там же.


Опубликована 18 июля 2014 г.
 

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account