?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Комета Галлея с Бегичевым лицом
sagitfaizov
Сагит Фаизов

Комета Галлея с Бегичевым лицом



Есть в «летописной» истории Руси-России пятилетие, отмеченное неординарной плотностью событий «школьного масштаба», то есть настолько важных, что они вошли в школьные учебники. Это 1378-1382 гг., а события следующие: битва на р. Воже в 1378 г., Куликовская битва 1380 г. и поход хана Тохтамыша на Русь, сопровождавшийся взятием и разорением Москвы, в 1382 г. Неординарная пятилетка, - но она еще более неординарна насыщенностью больших астрономических событий: в ее границах в Восточной Европе состоялись 2 солнечных затмения и 5 лунных (по одному затмению за год – феноменальный случай), а в 1378 году жители Европы, и Руси тоже, долгое время видели на небе огромную комету Галлея. И все же более всего удивительно за это пятилетие, что «летописцы» не заметили ни одного из семи затмений, а комету Галлея описали под 6889 и 6890 гг., то есть под 1380/1381 и 1381/1382, по сентябрьскому исчислению лет. Нужно как-то разобраться, действительно «летописцы» проспали затмения и напутали с кометой или записали свои сообщения особенным образом да еще с каким-нибудь замыслом?

Наблюдавшиеся солнечные затмения: 27 мая 1378 г., 15 мая 1379 г.
Лунные затмения: 4 декабря 1378 г., 31 мая 1379 г., 14 октября 1380 г., 4 октября 1381 г., 30 марта 1382 г.
Комета Галлея появилась на небосводе 8 ноября. На 1378 г., таким образом, пришлись три больших астрономических события (в мае, ноябре, декабре).

Из «летописей» для экскурса в лабораторию хронистов выберем два очень авторитетных перед лицом медиевистики текста – Воскресенской и Новгородской младшей «летописей». И извлечем фрагменты, в которых рассказывается об упомянутых выше военно-политических событиях, но, предположительно, особенным образом связанные также с небесными событиями. Превентивно будем полагать, что битва на р. Воже и поход Тохтамыша состоялись [1].

Из рассказа Воскресенской «летописи» о битве на р. Воже, датируемой «летописцем» 11 августа, средой 6886 г. (11 августа был вторник, среда, 11 августа случилась в 1379 г.): «По сихъ же присп(е) вечеръ, и заиде солнце, и бысть нощь, и нелз(е) б(е) гнатися за ними за р(е)ку; въ утрiи же б(е) мгла велика велми, а татарове таки поб(е)гоша съ вечера и чресь всю нощь б(е)гоша» [2].
Новгородская «летопись» под 6887 г.: «Того же л(е)та поидоша татарове на Рускую землю, на князя великаго на Дмитриа; князь же поиде противу ихъ; и бысть на р(е)ц(е) на Овожи, и ту ся обои полкы съступишася; и пособи богъ князю великому, а татарове, вдавъ плещи, поб(е)гоша» [3].

В сообщении Воскресенской «хроники», помимо нелепости с днем недели, аппрезентованы две очень загадочные детали (которые остались без ответа и в дальнейшем изложении): утренняя мгла неизвестного происхождения (облачность не отмечается) и бегство татар «через всю ночь» («чресь» - необязательный предлог в конструкции предложения; поверить в то, что татар преследовали всю ночь тоже трудно). Обе загадки, однако, находят свое разрешение в астрономии. Первая разгадка: наблюдавшееся 27 мая 1378 г. солнечное затмение было необычным, оно началось на рассвете, но солнце в первой фазе затмения находилось ниже линии горизонта, то есть восход солнца сопровождался его же затмением, своего максимума оно достигло, когда светило поднялось всего на 2 градуса над горизонтом (в максимуме было закрыто 24,6 % солнечного круга), 27 мая была среда. Вторая разгадка связана с кометой Галлея, бежавшей «через всю ночь». Бегучесть комет – одна из самых приметных их свойств (у Лермонтова: «Когда бегущая комета | Улыбкой ласковой привета | Любила поменяться с ним»), но за «бегучестью» комет в первую очередь подразумевается их убегание с небосвода надолго, в бытовом восприятии – навсегда. Второй смысл их «бегучести» - значительное их перемещение на небосводе за время «визита» в пределы земной видимости.
«Через всю ночь» - энигматическое обозначение долговременности «визита» кометы Галлея в пределы земной видимости, например, в 1066 г. над Францией ее видели в течение 3 месяцев. Но когда Воскресенский «летописец» в годовой статье 6889 г. пишет по поводу кометы 1278 г., что ее видели на востоке перед ранней зарей «тое зимы и весны», это небывальщина – в открытом тексте, в скрытом же «летописец» напоминает, что в 1066 г. в Абхазии ее видели в начале апреля – в период утренней видимости кометы (надпись в селе Лыхны) [4], а первую предсказанную Галлеем комету увидел 25 декабря 1758 г. немецкий крестьянин и астроном-любитель И. Палич [5] (суффикс этой фамилии перешел у «летописца»-мистификатора к слову «бег», образовав «татарское» имя или прозвище  Бегич, то есть мурза Бегич на самом деле крестьянин Палич). Конечное числовое значение лексем «Палич» и «Б(е)гич» одно и тоже – 2 (после «Б» имени-прозвища псевдотатарина в оригинальном тексте идет буква «ять», не имеющая числового значения, «подгонка» Бегича к числовому значению Палича). Выбор именно 11 августа для «битвы» на Воже объясняется зеркально симметричным отношением 11.08 к 08.11, дате появления кометы на небосводе. Для приверженцев фантастических ультра-мартовских календарей «летописания» отдельно замечу в связи с 11.08 и 08.11: главный календарь «летописца» тот, в котором август восьмой месяц, а ноябрь – одиннадцатый. Временное расстояние между 11.08 и 08.11 – 89 суток, из этих самых суток и сложилась дата следующей после Вожи битвы – Куликовской (08.09). На случай, если у кого-либо возникнут сомнения в этом, автор Воскресенской «хроники» написал по поводу наступления дня 8 сентября на поле Куликовом: «И мгляно бяше было утро до третьяго часа», - то есть объединил «11 августа» и «8 сентября». «Третий час», скорее всего, напоминание о трех больших астрономических событиях 1378 г. (напомню, что «час» украинского языка, который, вероятно, здесь употреблен, в одной из проекций [6], – «время», «времена», «пора»).

Запись Новгородской «летописи» ценна для дешифровки текстов «пятилетки» двумя особенностями: смещением даты «битвы» на один год, что является дополнительным указанием на поиск астрономического события, датируемого средой, и дополнительным же маркером отсутствия события битвы (независимо от того, какая «запись» была сделана раньше); написанием названия реки в форме «Овожи» и усилением благодаря этому подразумеваемой семантики «вожжей» в названии реки и, следовательно, референтной связи между хвостом кометы и гидронимом Вожа, который, собственно, и понадобился мистификатору, вместе с Бегичем, для обозначения кометы.

Как в воскресенской, так и в новгородской записях Куликовская битва датируется 6888 годом, по поводу 8 сентября оба «летописца» заметили, что это суббота, но в 1380 г., к которому давно и прочно все комментаторы относят эту битву, 8 сентября была пятница. Суббота 8 сентября наступила в следующем, 1381 г. Искать правильную дату – дело бессмысленное, мистификатор репрезентует свою «правильную» дату, ту, которая подсказывает отсутствие события. Но одно из действительных событий 1380 г., солнечное затмение 28 октября, не наблюдавшееся на Руси, воскресенская «хроника», пожалуй, зафиксировала – в написании имени второго противника Мамая в форме «Тактамыш» (доминирующая форма написания «Тохтамыш»). После побега Мамая с Куликовского поля в степях, по версии «хроники», объявился «некий царь с востока именем Тактамыш, из Синей орды» (любопытный случай переноса мифологемы  «царь с востока», относящейся к пресвитеру Иоанну, на реального татарского хана), который повторно разбил Мамая. Форма «Тактамыш» наделена конечным числовым значением, равным 5, то же конечное числовое значение имеет дата 28.10.1380; Тактамыш пришел с востока и из Синей орды, битва с Мамаем состоялась «на Калках»: солнечное затмение 28 октября произошло над Тихим океаном, утром после восхода солнца, татарское «кояш калка» означает «солнце восходит».

Пушкин о приходе Тохтамыша после прихода Мамая: «Ждут, бывало, с юга, глядь, — Ан с востока лезет рать».

Разгромив Мамая Тохтамыш, по версии восточноевропейских «хроник», на Русь не идет. Северо-западный поход Тохтамыша «хронисты» относят к 6890 г. Годовая статья Воскресенской «хроники» начинается с повторного упоминания кометы Галлея без маркировки конкретных временных параметров, далее в связи с началом осады кремля возникает 23 августа, и получается, что комету видели до этого числа. 23 августа обозначено как понедельник, но в историографически, источниковедчески, палеографически, кодикологически и литературоведчески определенном для второго похода Тохтамыша 1382 году 23 августа была пятница. Число 23 августа и день недели пятница станут одним днем в 1384 г. В Новгородской  «хронике» даты осады кремля нет, но имя хана здесь – Тектомышь, то есть «Те кто мышь». Если это имя является указанием на год мыши по восточному календарю, то такая отсылка вполне согласуется с хронологической «ошибкой» Воскресенской «летописи»: 1384-й год был годом мыши. Этот год в астрономическом отношении для Руси был уникальным: 17 февраля состоялось лунное затмение, 2 августа еще одно, а 17 августа пришло солнечное, закрывшее в районе Москвы 30,6 % солнечного круга, в Киеве – 40 %.

Резюме по астрономической составляющей: из семи затмений, которые наблюдались на Руси в 1378-1382 гг. в скрытых текстах зафиксировано одно солнечное (но дважды) и одно лунное (того же 1378 г. – в «третьем часе»), из не наблюдавшихся зафиксировано тихоокеанское солнечное затмение 28 октября 1380 г. В истории с Тектомышем астрономическую пятилетку мистификатор превратил в семилетку. Комета Галлея фиксируется полускрыто дважды, но в обоих случаях не под своим годом, во втором случае – со смещением хронологической локализации ее появления внутри года. Первое появление кометы с именем Галлея, после смерти астронома, и человек ее заметивший на небосводе раньше других «летописцу» известны.

Сноски и примечания.

1.       О несуществовании события Куликовской битвы см.: Сагит Фаизов «Корона сирая, коро дура я»: Софья Палеолог и другие в «Повести временных лет». 2-я часть // http://sagitfaizov.livejournal.com/31929.html; Он же «Сказание о Мамаевом побоище» и сын Аврама Измаил // http://sagitfaizov.livejournal.com/33329.html; Он же «Сказание о Мамаевом побоище» Екатерины II // http://sagitfaizov.livejournal.com/90972.html; Он же Гзак и Кончак на заводе Карла Гаскойна. Из заметок на оборотках // http://sagitfaizov.livejournal.com/33822.html (см. эти ст-и также на proza.ru); Рустам Наби Правда о Куликовской битве. Казань, 2004.
2.       Текст в сети: http://dlib.rsl.ru/viewer/01004161813#?page=44 (числовые значения слов высчитывались только в тех случаях, если в слове не было букв, которые можно было бы заменить при публикации – ряд букв оригинала при публикации заменены «современными» для публикатора*).
3.       Текст в сети: http://krotov.info/acts/12/pvl/novg30.htm (тот же порядок работы со словами и буквами; по существу, вследствие несоблюдения правила аутентичной передачи букв, рассматриваемые издания, в составе ПСРЛ, не являются научными).
4.       http://novlenskoe.prihod.ru/znaete_li_vy_chto.../view/id/1141546; http://www.apsuara.ru/portal/book/export/html/645
5.       ru.wikipedia.org/wiki/Комета_Галлея
6.       Cм. о первой проекции часов в «Сказании о Мамаевом побоище»: Сагит Фаизов Гзак и Кончак на заводе Карла Гаскойна. Из заметок на оборотках // http://sagitfaizov.livejournal.com/33822.html
* О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского и современного русского алфавита не имеют числового значения. Сумма числовых значений букв слова, задействованного в поле кодировок, составляет первичное числовое значение этого слова (например, 5, 2 и 1 вместе составят 8, в имени Ева, в частности). Последовательное суммирование чисел осуществляется, в большинстве случаев, до получения показателя из одного числа. Сумма чисел первичного значения, если она больше десяти, составляет промежуточное числовое значение слова, если она двузначная (например, 11 или 99), сумма двух чисел промежуточного значения является конечным числовым значением слова, если она не больше десяти (например, 11-2, но 99-18, следующее преобразование приводит к конечному числовому значению, равному 9). Числовые значения словосочетаний, предложений и дат учитываются точно таким же образом. Нули в вербально-числовой энигматике имеют факультативное значение и учитываются только по предписанию контекста. В отдельных случаях числовой ряд букв слова не требует суммирования, как правило, при кодировке числовых данных самостоятельного значения. Например, слово «арка» с числовым рядом 1121 может подразумевать дату 1121-й год. Написание одного и того же слова в старинных текстах или текстах «под старину» может варьироваться в зависимости от того, какое числовое значение следует получить, за счет применения той или иной графемы (графем) одной и той фонемы («и» или «i», «о» или «омега», «е» или «ять», «ф» или «ферт», «кс» или «кси», «пс» или «пси») или нарочитых ошибок.

Сведения о затмениях получены благодаря программе:
http://xjubier.free.fr/en/site_pages/eclipses.html

Опубликована 22 ноября 2014 г.
 

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.