?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Диоклетиан и другие в завещании великого князя
sagitfaizov
Сагит Фаизов

Диоклетиан и другие в завещании великого князя. Из цикла «Антифоменковские мы»



Продолжение темы «завещания великих князей». Сегодня рассматривается вторая «духовная грамота» великого князя Дмитрия Ивановича, которого историография именует «Донским» [1]. Ниже репродуцируется фрагмент «грамоты», включающий в себя преамбулу «документа» и две первые клаузулы (одна о Москве и князе Владимире Андреевиче, другая – о владениях Василия Дмитриевича, старшего наследника). Буква «е» в скобках замещает «ять» оригинала. Заглавные буквы и знаки препинания предложены автором статьи. Вертикальная линия отделяет одну строку оригинала от другой. Датируется «грамота» 1389 г. Подлинное ее содержание - рассказ об императоре Диоклетиане и созданной им тетрархии. Упоминается император Константин. Упоминается математическая закономерность.
Текст.
Во имя Оца и Сна и Стго Дха*. Се язъ гр(е)шн(е)и худыи рабъ Б(ж)ии** | Дмитрии Иванович пишю грамоту дшвную ц(е)лымъ своим оумомъ, | даю рядъ снмъ*** и своеи княгин(е). Приказываю д(е)ти свои сво|еи княгин(е), а вы, д(е)ти мои, живите заодин, а мтри своее слушаите | во всем. А приказываю очну свою Москву д(е)тем своим: князю Василью, | князю Юрью, князю Аньдр(е)ю, князю Петру, а брат мои князь Во|лодимеръ в(е)даетъ свою треть, ч(е)м его блгсвлъ оць его князь Ань|др(е)и. А сна своего князя Василья блгсвяю на старишии путь в го|род(е) и стан(е)х моего оуд(е)ла двою жеребьевъ половина, а тремъ | снмъ моим половин и в пошлинах в породствю половин, а тамга из двою | моих жеребьевъ княгин(е) моеи половна, а снмъ моим половни, а восмь|ничее мои два жеребья княгин(е) моеи, а на старишии путь сну мо|ему князю Василию Василцево-сто и Добрятиьнская борть съ се|лом з Добрятинским, а бортьницы в стан(е)х в городских и конюшии пу|ть и соколничии пловины - т(е) сновь мои поделить ровно, а числены|х [людей] моих двою жеребьевъ снмъ моимъ по частем, а блюдут с одиного, а се | даю сну своему князю Василью Коломну со вс(е)ми пошлинами, а волости коло|меньски(е) Мещерка, Раменка, П(е)сочна, Брашева с с(е)льцем з Гвоздною | и с Иванем, Гжеля, деревни Л(е)вичин, Скулневъ, Маковець, Каневъ, Коче|ма, Комаровъ з берегом, Городна, Похряне, Оусть-Мерьско. А из московских | сел даю сну своему князю Василью Митин Починок, Малаховьское, Костя|нтиновъское, Жырошкины, деревни Островъское, Орининское, Копо|теньское, Хвостовъское, оугород, луг Велики за р(е)кою. А из юрьевских | сел даю сыну своему князю Василью своего прикупа Красное село съ Елеза|ровъским сь Проватовым да село Василевское в Ростов(е). А се даю сну свое | [2].
*Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
** Раб Божий.
*** Сынам.


Необычные положения и недоразумения видимого текста фрагмента.

«Приказываю д(е)ти свои сво|еи княгин(е), а вы, д(е)ти мои, живите заодин, а мтри своее слушаите | во всем» - великий князь «приказывает» своих детей, включая наследника престола, своей супруге, то есть учреждает двоевластие при доминирующей роли матери-регентши (Василий в совершенных летах).

«А сна своего князя Василья блгсвяю на старишии путь в го|род(е) и стан(е)х моего оуд(е)ла». В городе – то есть в Москве, столице всего княжества и центре уезда, здесь станы упоминаются вместе с городом, что несвойственно «завещаниям» того же времени. У Ивана Даниловича Калиты в «душевной» упоминается «отчина своя Москва», у Семена Ивановича в его «грамоте» - Москва и московский «городской уезд», у Ивана Ивановича  вначале упоминается Москва, а затем подразумеваемый московским «уезд», у Василия Дмитриевича, к кому по «душевной» Дмитрия Ивановича переходит Москва со станами, уже в 1424 г.,  – «Москва» и «села на Москве». «Город и станы» выбиваются, таким образом, из общего ряда определений Москвы с окрестностями в «духовных грамотах», но - находятся в явном сходстве с латинской формулой «Urbi et Orbi» - «Граду и миру»; («стан» в одном из значений «страна») и, как увидим в дальнейшем не случайно. Дмитрий Иванович благословляет Василия на старшинство в Москве; далее, в тексте «грамоты», Дмитрий Иванович благословит сына на великое княжение, но было бы логично зафиксировать эту санкцию в связке с пунктом о «послушании» матери или в связке с пунктом о «старейшем пути в городе».

«…Двою жеребьевъ половина, а тремъ | снмъ моим половин и в пошлинах в породствю половин, а тамга из двою | моих жеребьевъ княгин(е) моеи половна, а снмъ моим половни, а восмь|ничее мои два жеребья княгин(е) моеи» - продолжение предшествующего цитированного предложения. Если здесь речь идет о Москве и станах, понять смысл формулировок о жеребьях и пошлинах невозможно (из-за «половин» трех сыновей, которые должны были быть написаны как «половина», если бы текст не имел скрытого смысла), а о тамге и восемьничьей, торговой пошлине открытого текста, – очень трудно (по той же причине).

После Хвостовской деревни упоминается огород («оугород»), который воспринимается комментаторами (Бахрушин, Черепнин и др.) как уточнение локализации великого луга – «у города». Поверить в то, что великий князь отдельно указывает в завещании какой-то огород очень трудно, но это не какой-то огород, а знаменитый – Диоклетиана.

Важнейшее необычное установление Дмитрия Ивановича вне репродуцированного выше текста: «А по гр(е)хомъ отыметъ Богъ сына моего князя Василья, а хто будетъ под темъ сын мой, ино тому сыну моему княж Васильевъ уделъ, а того уделом под(е)литъ ихъ моя княгиня». То есть, по смерти Василия Дмитриевича его фамильные владения должны перейти почему-то к следующему по старшинству родному брату (не сыну), а владения получившего основное богатство великокняжеского дома брата должны быть поделены между другими братьями волей матери (она подразумевается вечно живущей, и это не шутка).  С этим наследством Дмитрия Ивановича историкам карамзинской школы справиться оказалось труднее, чем с огородом. Удовлетворительного решения, соответственно, до сих пор нет  [3].

Диоклетиан, его коллегия и их боги.

Конечные числовые значения первых четырех строк «завещания» 6378. Это дата, исчисляемая от сотворения мира. В привычном нам виде, с вычитанием 5508 – 870-й год, с вычитанием 5509 – 869-й. Она очень близка к дате приглашения варягов на Русь – по версии «Повести временных лет» (862-й год) [4]. Самое заметное событие 869/870 гг. – Четвертый Константинопольский собор (по исчислению католической церкви), созванный по инициативе императора Василия и отвергнувший учение о трихотомии [5].

Более важная для мистификатора дата зашифрована в количестве слов четырех строк. Числовой ряд конечных показателей количества слов в каждой строке, при условии, что местоимение «своей», поделенное между третьей и четвертой строками, аналогично тому, как это было в «завещании Ивана Калиты» [6], будет учтено в обеих строках, - 5813. Если местоимение учесть в четвертой строке, - 5893. Если учесть в третьей строке – 5812. Если вычесть наиболее популярный корректор дат 5508 из каждой полученной даты, то получатся следующие показатели: 305, 385 и 304. Первая и последняя даты очень близки; если счесть, что некое событие основного 5813 г. произошло в декабре, то можно полагать, что мистификатор маркирует событие, состоявшееся в течение первых восьми месяцев 305-го года. Такое событие имело место 1 мая 305 г. нашей эры, когда реставратор Римской империи император Диоклетиан торжественно отказался от власти и уехал в родную Иллирию, чтобы вести там отдаленную от политики жизнь и, в частности, выращивать капусту на своем огороде [7].

Этой отставке предшествовала успешная государственная деятельность, результатами которой были укрепление границ империи, ее социальная и политическая стабилизация и расширение полномочий императора почти до неограниченного максимума. Однако последнее достижение Диоклетиана парадоксальным образом сочеталось с распределением власти первого лица между ним и тремя соправителями, за которыми были закреплены отдельные части огромного государства (при этом у Диоклетиана была своя часть). Цезари-соправители: Максимиан, первым наделенный императорскими прерогативами, Констанций Хлор и Галерий Максимиан. Союз четырех Цезарей был скреплен женитьбой Констанция на падчерице Максимиана, Галерия на дочери Диоклетиана. При этом оба новых императора оставили своих прежних жен, Констанций, в частности, Елену, мать будущего императора Константина. Но Константин не остался с матерью, он попал под опеку Диоклетиана и сопровождал его повсюду.

Четверо сыновей великого князя Василий, Юрий, Андрей и Петр, указанные в завещании и получившие каждый свою долю земельной и иной собственности, являются воплощениями четырех императоров, при этом старший из сыновей будущий великий князь Василий идентифицируется как Диоклетиан, Дмитрий Иванович – воплощение Юпитера, высшего бога римлян, «княгиня» играет роль супруги Юпитера Юноны. В конце завещания появится Константин, которого так и зовут – Константин.

Как заявляют о себе проримские иносказания текста завещания?

«Приказываю д(е)ти свои сво|еи княгин(е), а вы, д(е)ти мои, живите заодин, а мтри своее слушаите | во всем». Историки карамзинской школы объясняют это положение так, что великий князь назначил супругу гарантом соблюдения порядка престолонаследия, и пытаются таким образом перебороть слова «приказал» («подчинил»), «матери своей слушайте во всем», игнорируя то обстоятельство, что князь, заботящийся о преемственности престолонаследия, сам же и усугубил противоречия в этом вопросе, если они были, инициированием двоевластия в государстве и предполагаемым изъятием удела у будущего наследника престола. На самом деле здесь скрывается иносказание. Мать, которую дети должны во всем слушаться, - Юнона, покровительница города Рима, хранительница домашнего очага, советчица. Понятно, что послушание, обращенное к Юноне, никак не мешает «детям» жить заодин, объединившись вокруг старшего сына Юноны и Юпитера. В тексте завещания есть особенная деталь, подчеркивающая присутствие Юноны в скрытом тексте, - подробная роспись дани, которую соберет княгиня (ее имя ни разу не названо) со своих владений и передаст каждому из своих сыновей. В других завещаниях – нач. вв. этого нет. Деталь беспрецедентная, но нужная: она напоминает об одном из прозвищ Юноны («Монета» - «Советчица») и чеканке денег, получивших название «монеты», при ее храме в Риме.

«А сна своего князя Василья блгсвяю на старишии путь в го|род(е) и стан(е)х моего оуд(е)ла». Формула «Urbi et Orbi», скрывающаяся за «городом и станами», присутствовала в провозглашениях различного рода в древнем Риме.
«…Двою жеребьевъ половина, а тремъ | снмъ моим половин и в пошлинах в породствю половин, а тамга из двою | моих жеребьевъ княгин(е) моеи половна, а снмъ моим половни, а восмь|ничее мои два жеребья княгин(е) моеи». «Двою жеребьевъ половина»: помимо напоминания о двух жеребьях Дмитрия Ивановича в Москве, здесь актуализируется тот период правления Диоклетиана, когда империя была поделена на две половины между ним и Максимианом. «А трем сынам моим половин и в пошлинах в породствю половин» - актуализация времени четырех Цезарей и установления родственных отношений между четырьмя императорами. «А тамга из двух моих жеребьев княгине моей половна, а сынам моим половни»: у сыновей никак не может быть половин тамги с двух жеребьев, поэтому лексема «половина» прописывается как «половна», «половни» же с их конечным числовым значением 4 подсказывают подлинное значение лексемы: 4 части империи. «А восмьничее мои два жеребья княгине моей» - о восьми годах жизни Диоклетиана после отречения от власти, «два жеребья» - две стези его жизни, императора и частного лица, но обе они посвящены «княгине» - Юноне.

«Оугород». Известен ответ Диоклетиана Максимиану и Галерию, убеждавших экс-императора вернуться на трон, что если бы они видели, какую капусту он выращивает, они не стали бы делать такие предложения. С огородом, вероятно, связан «Комаревъ з берегом» (города Сплит и Салон, где император выращивал капусту, находятся на берегу Адриатического моря, мистификатор, видимо, в шутку сравнивает Сплит и Салон с Москвой: комар по-латыни «mosquito»).

«А по гр(е)хомъ отыметъ Богъ сына моего князя Василья, а хто будетъ под темъ сын мой, ино тому сыну моему княж Васильевъ уделъ, а того уделом под(е)литъ ихъ моя княгиня» - это о том, что судьба империи находится в руках Юноны; в скрытом тексте «того уделом» - вся империя. «Сын мой» - сын Юпитера, но он же его внук, равно и «внук» Диоклетиана – Константин. Для великого князя Дмитрия Ивановича Константин – сын, родившийся, если верить «летописям», 16 мая [8], спустя считанное количество дней после написания завещания и последовавшей смерти великого князя. Завещание писал некто по прозвищу Внук. 25 мая последовало солнечное затмение, наблюдавшееся в Сибири и Заполярье, новорожденное, первое в 137 саросе; 25.05. имеет то же конечное числовое значение 3, что и 16.05, год 1389 также имеет конечное числовое значение 3. У имени Василий («царь», «император») конечное числовое значение 6 [9]. С персонами двух Константинов, один из которых басилевс, связана, таким образом, сложная, амбивалентная символика.

Ряд 385 перемещен в текст завещания из математики. Это одно из сфенических чисел, являющихся произведениями трех простых [10]. В последовательности сфенических чисел оно занимает 42-е место, что маркировано в завещании необычным топонимом «Василцево-сто», в котором оба слова наделены конечным числовым значением 3 (аналогично частям дат 16.05.|1389 и 25.05.|1389), то есть конечное числовое значение топонима 6, то же у числа 42. Предшествующее топониму имя «Василью» наделено конечным числовым значением 7, то же у числа 385. Числительное «сто» имеет две дополнительные функции: оно напоминает о математической составляющей топонима «Василцево-сто» и сфеническом числе 102 с конечным числовым значением 3. Термин «сфенический» связан с идеей треугольника-клина, у Владимира Андреевича, по «завещанию», треть Москвы, которой он «ведает».

Сноски и примечания.

1.       О несуществовании события Куликовской битвы см.: Сагит Фаизов «Корона сирая, коро дура я»: Софья Палеолог и другие в «Повести временных лет». 2-я часть // http://sagitfaizov.livejournal.com/31929.html; Он же «Сказание о Мамаевом побоище» и сын Аврама Измаил // http://sagitfaizov.livejournal.com/33329.html; Он же «Сказание о Мамаевом побоище» Екатерины II // http://sagitfaizov.livejournal.com/90972.html; Он же Гзак и Кончак на заводе Карла Гаскойна. Из заметок на оборотках // http://sagitfaizov.livejournal.com/33822.html (см. эти ст-и также на proza.ru); Рустам Наби Правда о Куликовской битве. Казань, 2004.
2.        http://rgada.info/3/032/007.jpg
3.       Одна из последних публикаций: Кинев, С.Л. Духовная грамота великого князя Дмитрия Ивановича и порядок наследования великого княжения в Северо-Восточной Руси в XV в. // http://journals.tsu.ru/uploads/import/876/files/363-099.pdf Кинев полагает, что  нашел разрешение проблемы, поскольку «известная клаузула в тексте посвящена именно и только уделам: «А по грехом, отъимет бог сына моего, князя Василья, а хто будет подъ тем сынъ мои, ино тому сыну моему княж Васильев оудел, а того оуделом поделит их моя княгини». Как видим, здесь нет ни слова о великом княжении». Никакого разрешения, однако, здесь не видно. Но мистификатор ближайший рубеж разгадки всех загадок тут же и указал. Кинев этот рубежный маячок даже процитировал: «Сразу после раздела земель между сыновьями завещатель наделил свою княгиню из земель сыновей: «А се, даю своеи княгине из великого княженья оу сына оу своего, оу князя оу Василья». Любопытно, сколько раз подряд мистификатор-затейник должен прописать «оу», чтобы исследователь либо забросил свои «ученые» занятия, либо взялся читать текст не «по-карамзински» или «по-лихачевски», а по-настоящему?
4.       См. о варягах и происхождении даты «862-й год»: Сагит Фаизов Приглашение к Саросу. Часть 1 // sagitfaizov.livejournal.com/92761.html; см. также на proza.ru
5.       ru.wikipedia.org/.../Четвёртый_Константинопольский_собор_(869—8... Трихотомия – учение о тройственной природе человека (предполагало, что человек состоит из духа, души и тела). Собор признал, что человек состоит только из души и тела. Название собора (Константинопольский), имя инициатора (Василий) и его решение о трихотомии находятся в референтных связях со скрытым текстом «завещания» (см. далее основной текст ст-и).
6.       См.: Сагит Фаизов Завещание Ивана Калиты об Олимпийских играх // http://sagitfaizov.livejournal.com/2014/11/26/; см. также на proza.ru (в «завещании» Калиты разделено местоимение «своимь»).
7.       Наличие 14 слов именно в 1 строке «завещания» (не императора, а великого князя) допустимо рассматривать как дату 1.05, то есть дополнение к 305 г.
8.       http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/dmi_2.htm (ПСРЛ, т. VIII, стр. 32).
9.       О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского и современного русского алфавита не имеют числового значения. Сумма числовых значений букв слова, задействованного в поле кодировок, составляет первичное числовое значение этого слова (например, 5, 2 и 1 вместе составят 8, в имени Ева, в частности). Последовательное суммирование чисел осуществляется, в большинстве случаев, до получения показателя из одного числа. Сумма чисел первичного значения, если она больше десяти, составляет промежуточное числовое значение слова, если она двузначная (например, 11 или 99), сумма двух чисел промежуточного значения является конечным числовым значением слова, если она не больше десяти (например, 11-2, но 99-18, следующее преобразование приводит к конечному числовому значению, равному 9). Числовые значения словосочетаний, предложений и дат учитываются точно таким же образом. Нули в вербально-числовой энигматике имеют факультативное значение и учитываются только по предписанию контекста. В отдельных случаях числовой ряд букв слова не требует суммирования, как правило, при кодировке числовых данных самостоятельного значения. Например, слово «арка» с числовым рядом 1121 может подразумевать дату 1121-й год. Написание одного и того же слова в старинных текстах или текстах «под старину» может варьироваться в зависимости от того, какое числовое значение следует получить, за счет применения той или иной графемы (графем) одной и той фонемы («и» или «i», «о» или «омега», «е» или «ять», «ф» или «ферт», «кс» или «кси», «пс» или «пси») или нарочитых ошибок.
10.   ru.wikipedia.org/wiki/Сфеническое_число


Сведения о затмении получены благодаря программе:
http://xjubier.free.fr/en/site_pages/eclipses.html

Опубликована 30 ноября 2014 г.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.