Previous Entry Share Next Entry
Дедушка, бабушка и Барков в Юрьев день
sagitfaizov
Сагит Фаизов

Дедушка, бабушка и Барков в Юрьев день



В статье, посвященной «меновной» грамоте Ивана III, было замечено, что Судебник 1497 г. тесно связан с «меновной» грамотой, будто бы составленной в том же 1497 г., и оба текста написаны поздними мистификаторами, внедрившими в них изрядную долю абсурда и смеховой начинки [1]. В сегодняшней статье рассматривается самая известная «статья» кодикологического опуса, приписываемого Ивану III и его дьякам, – об ограничении права крестьян переходить от одного феодала к другому двумя неделями, примыкающими к осеннему Юрьеву дню. В самом «документе» эта норма получила название «О христiанскомъ (о)тказе» («о» в скобках замещает «омегу» оригинала).

Но вначале – небольшой экскурс в область общих математических характеристик «Судебника». Он записан на 12 бумажных листах с обеих сторон листа, то есть на 24 страницах, на каждой странице должно было бы быть 22 строки, но на последней странице лишь пять строк, а на трех страницах 23 строки и еще на 2 – приписки из нескольких слов [2]. В идеальном варианте, без зависающих трех «хвостов» и двух приписок в тетради должно было бы быть 511 строк, с «хвостами» их 514, с «хвостами» и приписками 516. У 511 конечное числовое значение 7, то же, что у имени Иван; у 514 – 1, то же конечное числовое значение имеет дата венчания Ивана Дмитриевича на великокняжеский престол (4.02.1498), число 14 cовпадает с количеством полных лет его возраста к 4.02.1498, у 14 конечное числовое значение 5; число 516 с конечным числовым значением 3, вероятно, указывает на существование треугольника Иван III, Софья Палеолог и Елена Волошанка, мать Дмитрия Ивановича [3].

Текст «статьи».

А христiаномъ (о)*тказыватися из волости ис села| в село (о)дiн ср(о)къ в году за нед(е)лю до Юрьева дни (о)сеннего | ндлю после Юрьева дни (о)сеннего дворы пожилые платят | в пол(е)х за дворъ рубль, а в лес(е)х полтина. А которои хрстia | нин поживет за кимъ г(о)д да поидет пр(о)ч и он платит четве | рть двора, а два года поживет да поидеть пр(о)ч  и (о)н  полдво | ра платит, а три годы поживет, а поидет пр(о)ч, и (о)н платит | три четверти двора, а четыре годы поживет, и он вес двор | платит.
*Буква «о» в скобках замещает букву «омега» оригинала с числовым значением 8, буква «е» в скобках замещает «ять» оригинала, не имеющую числового значения.

Текст занимает 8 полных строк, глагол «платит» располагается на 9-й строке. Наблюдаются три разрыва слов при переходе текста на следующую строчку, с неполных слов начинаются 5, 6 и 7 строчки. Конечное числовое значение 5 6 7 равно 9, текст завершается на 9-й строке. Все три фразеосочетания о плате соответственно сроку проживания приходятся на границу строк, при этом переходящий на следующую строчку элемент находится в коррелятивной связи с размером платы, которая указывается во фразеосочетании: «рть» имеет числовое значение 4 – крестьянин платит четверть «двора» [4], «ра» имеет числовое значение 2 – крестьянин платит «полдвора», то есть вторую часть полной платы, «три» имеет конечное числовое значение 3 – крестьянин платит «три четверти двора». Первое упоминание платы «платят в пол(е)х» также приходится на разрыв строки.
Сказанного уже достаточно, чтобы увидеть мистифицированное происхождение текста. Но, на всякий случай, разберем другие подробности.

Количество слов в 8 строчках, начиная с первой и при условии, что разорванные слова учитываются в обеих строчках: 7, 12, 9, 12, 12, 12, 12, 11, или с преобразованием в конечные значения 7 3 9 3 3 3 3 2; сумма в конечном значении 6. При одноразовом учете разорванных слов конечное значение всего ряда 3. Конечные числовые значения букв строк: 9 1 3 7 8 4 8 6, - сумма в конечном значении 1. В итоге суммарные показатели сочетаются следующим образом:
6 1
3 1
Если единицу учесть только один раз, то конечное числовое значение суммарных показателей равно 1 (сумма 6, 3 и 1); очевидна коррелятивная связь с конечным числовым значением 514 строк «Судебника». К той же единице сводится сумма разделов (35) и параграфов (92) «Судебника» (в оригинале обозначены красными чернилами, в одном случае, на л. 3об, красным обозначено промежуточное словосочетание, оно здесь не учитывается). При отдельном учете сопряжений 6 1 и 3 1: сумма 6 и1 равна 7, или «неделе», одному из ключевых понятий «статьи», сумма 3 и 1 равна 4, то же конечное числовое значение имеет дата 26.11.1497, первого Юрьева дня после принятия «Судебника» (будто бы в сентябре, «септемврiа», 1497 г., запись на 1 листе «документа»).

Слова «а два года поживет» своими числовыми значениями образуют ряд 1766, он находится в коррелятивной связи с названием «статьи», образующим своими словами числовой ряд 768. Запись «а два года поживет» и два ряда чисел, во втором из которых не хватает одной цифры, находятся, в свою очередь, в связи с биографией И. С. Баркова, известного, в частности, тем, что готовил к изданию вместе с М. В. Ломоносовым Радзивилловскую летопись (мистификацию): Барков был уволен из Академии наук в 1766 г., а затем, пожив два года, умер – в 1768 г. [5]. Так же – как параллелизм – построена запись «а четыре годы поживет»  с числовым рядом 1556: если ряд 1556 посчитать датой (взятия Астрахани), то в записи видно напоминание о взятии Казани в 1552 г., четырьмя годами ранее.

Нелепости видимого текста «статьи».

По смыслу статьи следует, что крестьяне могут уходить от владельца земли либо в течение недели до осеннего Юрьева дня, либо в течение недели после этого праздника; в сам Юрьев день они уходить не могут.

Крестьяне платят при уходе «дворы пожилые», а не просто «пожилое» (термин, который пользуется у специалистов по аграрной истории средневековой Руси-России гораздо большим почтением, чем «дворы пожилые»), но что есть «дворы пожилые»? Это деньги, которые выплачиваются за проживание во дворе, принадлежащем владельцу земли. Иначе говоря, «законодатель» во взаимоотношениях между владельцем земли и переходящим к нему крестьянином или уходящим от него видит только такую парадигму, что крестьянин живет в каждом случае во дворе, принадлежащем владельцу земли. Понятно, что подлинный законодатель ничего такого о жизни землепашцев и землевладельцев вообразит не может. «Дворы пожилые» - это то, что предложено специалистам по аграрной истории воображением Ивана Семеновича Баркова, Алексея Ивановича Мусина-Пушкина или их сотоварищей по специфическим, но масштабным розыгрышам в исторической и историко-филологической областях.

Нечто невообразимое предлагает «законодатель» в области дифференциации выплат в зависимости от того, где находится владение, - «в поле» или «в лесах».  Дифференциация очень серьезная, 100%, но контрагенты договора должны сами определить, где они живут, - в безлесной местности или в лесной. Комментировать это положение, если только ты не специалист по аграрной истории, невозможно.

Я лучше другое попробую прокомментировать – в аграрных изысканиях, осененных известными и очень известными именами. Почитаешь у них про Юрьев день, и страшная, очень страшная картина получается. Не замеченная, между прочим, даже Тарковским в его не слабых фантазиях: кругом на просторах между 50-й и 60-й параллелями, между 1000 и 1580 годами, как только наступает октябрь или ноябрь, тянутся-бредут бесконечные телеги с ушедшими от плохих и очень плохих, и совсем плохих князей, бояр и помещиков смердами, половниками, серебренниками и другими категориями трудящихся к хорошим, очень хорошим и даже образцово хорошим князьям, боярам и помещикам. Оставлены братья и сестры, дяди и тети, сватья и сваты, любовницы и любовники, отеческие гробы и родные пепелища – все оставлено! И бредут, значит, коняшки и тележки из Путивля в Чернигов, а из Чернигова в Путивль, из Рязани в Волоколамск, а из Волоколамска в Рязань. Время от времени то одну, то другую тележку сбивает с дороги в канаву княжеский или боярский, или помещичий мчащийся на коне слуга: ищет сбежавшего и чего-то там не доплатившего трудящегося. Да… И подумаешь: а, может, не было ничего этого, никаких этих массовых переходов-переездов? Как же оторваться было человеку от родного местечка? Нелегко было оторваться. Если ты не семейный, как оставишь отца и мать, братьев и сестер, милашку по соседству? А если семейный и рисковый? Поманил тебя сын боярский из-под Мурома разными поблажками – и решил ты: а была не была! Да… Но…  Семья у тебя – семь человек: сам с женой, отец и мать – старики, да детей трое. Значит, на всю семью ежедневно требуется 3,5 килограмма всякого-разного зерна (на каши да на хлеб, по 500 г на каждого). Это 1277,5 кг. на 365 дней. Минимальный запас. Да еще у тебя на посевную 500 кг. припасено. Всех зерновых запасов у тебя 1777, 5 кг., или 1 тонна 777, 5 кг., или 35,5 мешков. Из живности: лошадь, корова, бычок, десяток овец, козел и две козы, полтора десятка кур, десяток гусей (из них 7-8 к Юрьеву дню забили), десяток уток (тоже 7-8 забили), собака, кошка (с котятами?). Что в погребе? Две бочки капусты, две бочки огурцов, репы – с полтонны (картофеля не было), моркови килограммов пятьдесят, свеклы столько же, редьки килограммов двадцать. В доме под полатями – тыква, с полтонны будет. Из инвентаря, помимо уздечек и кнутов: плуг, борона, топоры, молотки, лопаты, вилы, цепи. Корм для скота у тебя приготовлен? Приготовлен: сено, солома, тонн пять (скирда да несколько копен), овес – пять центнеров (500 кг). Ну и по дому всякая всячина, ложки, плошки, считать не будем. Теперь все это нужно погрузить на телеги или на сани, погрузить семью, включая дедушку и бабушку (которая всё приговаривает: вот тебе, дедушка, и Юрьев день!), и – переезжать. Куда грузить? Нет ни саней столько, ни телег? Да…  Посоветуйся ты, дорогой трудящийся смерд, с историографией [6]. А, впрочем, не стоит: в историографии фигурирует просто мужик, по-моему, даже не одетый. Который вечно торопится вселиться в «двор», а по истечении года или четырех то ли стать пожилым, то ли заплатить «пожилое» [7]. Не помню. Но точно знаю, что жену этого мужика зовут Клио.

Сноски и примечания.

1.       Сагит Фаизов М. А. Фикшин и Нона Фикшина на дне рождения орла // sagitfaizov.livejournal.com/118721.html; см. также на proza.ru
2.       Хранится в: РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. I. № 3, лл. 1-12. Считается, что первоначальный текст с его носителем не сохранились, и в РГАДА хранится копия копии, но единственная, найденная П. М. Строевым в 1817 г.
3.       См., в частности, об этом: Сагит Фаизов Пикник Петра и Февронии на берегу Оки // http://sagitfaizov.livejournal.com/29994.html; см. также на proza.ru
4.                  О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского и современного русского алфавита не имеют числового значения. Сумма числовых значений букв слова, задействованного в поле кодировок, составляет первичное числовое значение этого слова (например, 5, 2 и 1 вместе составят 8, в имени Ева, в частности). Последовательное суммирование чисел осуществляется, в большинстве случаев, до получения показателя из одного числа. Сумма чисел первичного значения, если она больше десяти, составляет промежуточное числовое значение слова, если она двузначная (например, 11 или 99), сумма двух чисел промежуточного значения является конечным числовым значением слова, если она не больше десяти (например, 11-2, но 99-18, следующее преобразование приводит к конечному числовому значению, равному 9). Числовые значения словосочетаний, предложений и дат учитываются точно таким же образом. Нули в вербально-числовой энигматике имеют факультативное значение и учитываются только по предписанию контекста. В отдельных случаях числовой ряд букв слова не требует суммирования, как правило, при кодировке числовых данных самостоятельного значения. Например, слово «арка» с числовым рядом 1121 может подразумевать дату 1121-й год. Написание одного и того же слова в старинных текстах или текстах «под старину» может варьироваться в зависимости от того, какое числовое значение следует получить, за счет применения той или иной графемы (графем) одной и той фонемы («и» или «i», «о» или «омега», «е» или «ять», «ф» или «ферт», «кс» или «кси», «пс» или «пси») или нарочитых ошибок.
5.       О Баркове: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2214e95c-cd9e-e1d0-1429-51c9ee35b401/1010246A.htm
6.       Отдельные труды: Аграрная история Северо-Запада России. Север. Псков. Общие итоги развития Северо-Запада / Рук. авт. коллектива. А.Л. Шапиро. Л., 1978; Веселовский, С.Б. К вопросу о происхождении вотчинного режима. М., 1926; Горский, А.Д. Очерки экономического положения крестьян Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. М., 1960; Греков, Б.Д. Крестьяне на Руси. Изд. 2. М., 1954; Дегтярев, А.Я. Русская деревня в XV-XVII вв. Очерки истории сельского расселения. Л., 1980; Милов, Л.В., Гарскова, И.М., Булгаков, М.Б. Системно-структурный подход к изучению аграрного развития России 1-й половины XVII в. и проблемы типологии феодального хозяйства (Многомерный анализ писцовых книг) // Математические методы и ЭВМ в исторических исследованиях. М., 1985; Милов, Л.В. О причинах возникновения крепостничества в России (http://scepsis.net/library/id_1588.html); Романов Б.А. Изыскания о русском сельском поселении эпохи феодализма (По поводу работ Н.Н. Воронина и С.Б. Веселовского) // Вопросы экономики и классовых отношений в Русском государстве ХII-XVII веков. М.-Л., 1960; Россия на путях централизации. М., 1982; Сергеевич, В. И. Русские юридические древности. Т. 3: Землевладение. Тягло. Порядок обложения. СПб., 1903; Фроянов, И.Я. О возникновении крестьянских переходов в России // Вестн. ЛГУ № 14, вып. 3. 1978. С. 32-33; Фроянов, И.Я. Старожильцы на Руси XV в. // Вестн. ЛГУ № 2, вып. 1. 1981. С. 20-26; Черепнин, Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960; Шапиро, А.Л. Проблемы генезиса и характера русской общины в свете новых изысканий советских историков // Ежегодник по аграрной истории. Вып. VI. Проблемы истории русской общины. Вологда, 1976; Шапиро, А.Л. Историография половничества // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 7. Генезис и развитие феодализма в России (Проблемы историографии). Л., 1983.
7.        Отъезд такого мужика (художник его приодел) можно видеть на картине К. Лебедева (1852-1916) «Крестьянин уезжает от помещика в Юрьев день» (репродукции есть в сети).

Опубликована 17 декабря 2014 г.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account