Previous Entry Share Next Entry
Трудовая деятельность мусульманки
sagitfaizov



Сагит Фаизов 

Права и статус мусульманки в российском обществе начала 21 в. (по материалам периодики и книжных изданий). Монографическое исследование.
 

Создано при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, грант 2006-2008 гг.

 

Глава 1    Доминирующие идейные установки относительно прав, статуса и социального комфорта мусульманок в конфессиональных СМИ 

 

Трудовая деятельность мусульманки, представление о правильных и неправильных, приоритетных и второстепенных  видах трудовой деятельности

     Специальных публикаций по теме лишь две. Рассредоточенные по различным публикациям отдельные оценки среди наиболее предпочтительных профессий женщин называют такие, как врач, преподаватель, воспитатель. Заниматься бизнесом позволительно, но непозволительны длительные деловые поездки женщин без сопровождения мужа или родственников (1). Большинство изданий, как правило, избегают давать оценки допустимости или недопустимости политической деятельности женщин. Отдельные издания полагают такую деятельность не только допустимой, но и полезной как для женщин, так и для всего общества, и подчеркивают, что лидерские качества женщин не уступают лидерским качествам мужчин, включая способность женщин к самореализации в духовной сфере (конфессиональной жизни) в качестве лидера (2). Как ортодоксальные, так и иные конфессиональные издания на первое место среди вероятных основных занятий женщин ставят воспитание детей, тех, кому принадлежит будущее. Это важнейшая обязанность мусульманок в семье и одна из важнейших – вне семьи. Главный институт воспитания – семья, дом, где за женщиной закрепляется приоритетная среди других педагогическая миссия, изредка оспариваемая в этом качестве самими женщинами, не успевающими уделять должное внимание детям. Возрастание значения роли женщины как воспитательницы детей в семье было подчеркнуто на Первом объединенном съезде мусульманок Татарстана (декабрь 2005 г.) и конференции «Роль женщины и семьи в морально-нравственном оздоровлении общества» в Дагестане (май 2007 г.) (3).
     В 2007 г. сайт муфтия Дагестана представил статью публицистки Г. Нуруллиной «Женщина и бизнес: исламский взгляд», рассказывавшей о женском бизнесе в мусульманских странах и содержавшей поучительный опыт для российских мусульманок.
     Для многих этот термин «мусульманская бизнес-леди», пишет Г. Нуруллина, покажется странным, если не сказать абсурдным. При чем тут бизнес, если мусульманка, покрытая с головы до ног, с утра до вечера занятая хозяйством, многочисленным потомством и выполнением указаний строгого мужа, просто не в состоянии думать о чем-либо еще? И потом, как она может заниматься бизнесом с ее-то уровнем образования и существующими религиозными табу? Но как показывает история ислама, роль женщины-мусульманки может не ограничиваться только ее домом, семьей и домашним хозяйством. При желании женщина, с согласия мужа или родственника, который несет ответственность за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной жизни, работать в приемлемых для нее сферах (медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария). Женщины осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью. Вопросы занятости женщины решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) «с головой уйти» в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Для того чтобы женщина могла более равномерно распределять свое время между работой и семьей, некоторые специалисты предлагают «материнский» путь профессионального роста и продвижения по службе. Он представляет собой сочетание гибкого графика работы, неполной рабочей недели с возможностью уделять больше времени семье.
     С каждым годом, указывает Г. Нуруллина, число женщин в бизнесе, управлении и на государственной службе непрерывно возрастает. Женщины занимают все более высокооплачиваемые посты. Однако, несмотря на достигнутый прогресс, женщины в развитых странах продолжают зарабатывать существенно меньше мужчин, работающих в одной с ними области. Другая распространенная проблема, с которой сталкиваются работающие женщины в современном мире, - это проблема сексуальных домогательств. Как показывают социологические исследования, в США четыре из десяти женщин сталкиваются на работе с той или иной формой домогательств. Однако только 5% женщин предавали это огласке. Более того, пятеро мужчин из десяти признают, что они говорили или делали что-то, что могло быть воспринято коллегами-женщинами как сексуальное домогательство. В этой связи интересен опыт Саудовской Аравии, особенно в сфере занятости, где женщины работают в основном отдельно от мужчин, например, там трудно встретить женщину-секретаря, если руководитель - мужчина. Предусмотрены также специальные учреждения, обслуживаемые только женщинами и предлагающие свои услуги также женщинам, например, магазины и службы быта. Женские офисы в исламских банках наглядно демонстрируют, что муж и жена, как правило, раздельно ведут свои счета, и каждый самостоятельно управляет собственными финансами. Источником пополнения счета ,женщины может стать доля наследства согласно закону о разделе имущества между прямыми наследниками или заработная плата, а также доход от личного бизнеса. Учитывая положительные, по мнению Г. Нуруллиной, стороны саудовского опыта российским работодателям было бы неплохо позаимствовать меры по обеспечению комфортных, благоприятных условий для работающих женщин.
         Завершая статью, публицистка  напомнила определенные шариатом условия, обеспечивающие работающей женщине «защиту ее чести, здоровья и безопасность»:

- женщина, пожелавшая работать, должна получить согласие со стороны своего мужа, родственника или опекуна;

- женщина должна, по возможности, работать в отдельном от мужчин помещении;

- труд не должен отрицательно сказываться на физическом и духовном состоянии женщины;

- женщина может приложить свои усилия в тех областях, где это было бы наиболее эффективно и целесообразно, например: в сфере воспитания и образования, здравоохранения, особенно в гинекологии, в сфере производства одежды, консультационных услуг в области бизнеса, психологии, дизайна, писательской деятельности, интернет-технологий;

- работа не должна занимать слишком много времени, ибо женщине необходимо уделять время себе, детям и мужу;

- женщине следует соблюдать требования шариата в поведении и в одежде: носить хиджаб, не пользоваться косметикой и парфюмерией вне дома, вести себя перед посторонними, как подобает истинной верующей.

     В России, добавила автор, не так просто найти работу, соответствующую вышеприведенным требованиям. Однако примеры профессиональной деятельности саудовских женщин даже в более жестких условиях, но другого полюса, говорят о том, что российским мусульманкам, вынужденным или пожелавшим работать, не стоит идти по пути меньшего сопротивления, жертвуя своими религиозными убеждениями (например, снимая хиджаб) при устройстве на работу, а искать возможности разрешенного заработка (4).
     О том, как складываются взаимоотношения практикующих мусульманок и работодателей в России в 2007 г. рассказал сайт «ислам.ру». Он представил истории пяти женщин, переживших опыт конвергенции или размежевания своих поведенческих установок с требованиями работодателей. В сегодняшней России, отмечал не названный автор публикации, в офисах, фирмах и государственных учреждениях порой существует достаточно жесткий дресс-код для сотрудников, обусловленный имиджем организации. В этой связи зачастую девушкам-мусульманкам, получившим хорошее образование и являющимся квалифицированными специалистами, отказывают в приеме на работу из-за их внешнего вида. Наиболее настойчивые и целеустремленные мусульманки все же находят работу, где их ценят за профессиональные и личные качества. С другой стороны, многие женщины снимают хиджаб на работе, надевая его лишь за пределами офиса. Лишь небольшому количеству мусульманок удается устроиться на работу в такие организации, где у них не возникает проблем с соблюдением предписаний шариата (5).
     В конце 2005 г. консервативная точка зрения на основные занятия женщины была подвергнута сомнению в упоминавшемся выше репортаже Ф.-А. Ежовой с казанского съезда мусульманок, когда она призвала отказаться от стереотипов, что единственное предназначение исламской женщины – это домашние обязанности и воспитание детей. В отношении домашних обязанностей близкое к Ф.-А. Ежовой мнение годом ранее опубликовала газета «Ас-салам», указавшая в редакционной статье, что «если мужу требуется служанка, он может ее нанять» (6). (Такая точка зрения могла иметь значение только для узкого круга мужчин.) Тем не менее большинство публикаций ортодоксальных изданий на второе (или первое) место среди подобающих мусульманке занятий ставили заботу о муже и семье (7). Неортодоксальные издания иногда разделяют эту точку зрения: «…Акценты в исламе неизбежно расставлены так, что, как бы ни была интеллектуально развита мусульманка, какую общественную пользу она бы ни приносила умме, на первом месте в ее жизни всегда остается семья. Недаром существует хадис, что лучший джихад для женщины – это ублажение собственного супруга». Последняя цитата извлечена из статьи эволюционировавшей после казанского съезда в сторону консерватизма Ф.-А. Ежовой, сопроводившей свои соображения двумя оговорками: а) «Конечно, мужчина и любовь к нему не должны превращаться для мусульманки в идол, в тагут. Бывают ситуации, когда личным необходимо пожертвовать во имя ислама», б) «Женский джамаат сам по себе, в отрыве от мужского, не имеет смысла и самодостаточной миссии. Причина коренится в разнице психологии мужчины и женщины. Мужчины в большей степени склонны создавать сообщества, основанные на братстве и сплоченности общим делом. Женщины менее коллективистски настроенные, менее дисциплинированны, поэтому их функция – заботиться о своих мужьях, помогать им и мужскому джамаату в целом в меру своих собственных способностей и возможностей» (8).
     Закрепление ухода за семьей и воспитания детей как приоритетных занятий в стратегии женской биографии – ключевая особенность идеологии конфессиональных СМИ в вопросе о земном назначении женщины. Главная слабость этого подхода – отсутствие видения способов и средств перехода к идеальной биографии, той, в которой были бы совмещены и сбалансированы семейные, воспитательные, внесемейные трудовые и общественные интересы и потребности женщины. Понимание того обстоятельства, что преобладающее большинство мусульманских женщин совмещают многочисленные домашние обязанности с работой на производстве, в конторе или офисе, образовательных и культуротворческих заведениях, заставляет СМИ артикулировать проблемы должного интеракционного поведения мусульманок на работе, но совмещение конфессиональной и служебной этик рассматривается как очень болезненная проблема.  Не практикующая мусульманка, работающая в условиях доминирующей светской, корпоративной или производственной этики, мало чем отличается от своих коллег. Практикующая сталкивается с трудностями при трудоустройстве. Но основное неблагополучие в широко распространенной практике совмещения женщиной домашних занятий с работой вне дома находится, видимо, не в сфере этических взаимоотношений с коллегами или руководством, а в наблюдаемых повсеместно различного рода перегрузках, которые приходятся на нее, и дефиците времени для семьи и детей.  Здесь скрывается очень серьезная социальная проблема, в решении которой заинтересованы женщины всех конфессий, но она требует адекватного отражения в конфессиональных СМИ.  Статья Г. Нуруллиной представляет интерес в первую очередь для относительно узкого круга состоявшихся или потенциальных «бизнес-леди». Рассказ Г. Нуруллиной о привлекательном национальном проекте Саудовской Аравии для 10 тыс. женщин (бизнес и рабочие места) был бы способен вызвать восхищение у вдумчивого читателя, если бы не оставлял без ответа вполне естественный вопрос о том, как совмещается этот проект с наметившимся в последнее время поворотом руководства Саудовской Аравии к изживанию сегрегации в королевстве?

 

Сноски и примечания

 

1. Ас-салам. 2004. № 21. С. 10.

2. Батров Р. Указ. соч. С. 53.

3. В частности, на махачкалинской конференции было заявлено: «…На женщине слишком большая ответственность за судьбу своей семьи и общества в целом. На сегодняшний день идеальная мусульманка уже не та, которая хорошо ведет дом между молитвами. Сегодня женщине надо решать еще и другие ответственные задачи – всерьез заниматься воспитанием детей и не упускать ничего в этой важной, возложенной на нее Всевышним обязанности, потому что предназначение женщины – воспитание детей, доверенных ей, как аманат (залог, сокровище. – Авт.) Аллахом» (Ас-салам. 2007. № 10. С. 10).

4. http://www.mufti.ru/index.php?cont_id=jurnali&smi (из ж. «Ислам»). Дата публикации (2007) указана предположительно ввиду отсутствия ее в описательных данных на сайте.

5. http://www.islam.ru/woman/business _hidjab

6. Ас-салам. 2004. № 21. С. 10.

7. В трактовке одного из ортодоксальных авторов (С.Н. Султанмагомедова), в иерархии обязанностей женщины (жены) воспитание детей указано на 11 месте (в перечне из 12 пунктов), что противоречит обычному пониманию ценностных соотношений восприятия женщины в трактовке большинства близких С.Н. Султанмагомедову по мировоззрению авторов (муж, дети, уход за домом, контакты с теми, кто не входит в число домочадцев): http://www.islamdag.ru/article_view.php?id=201 (04.03.07); источник: assalam.ru 

8.    http://www.islam.ru/woman/zosevom/ (07.12.2005). В контексте эволюции феминистической мысли точка зрения Ф.-А. Ежовой находится в согласии с воззрениями Мэри Эстелл, первой английской феминистки (1666-1731), но в оппозиции к воззрениям М. Уоллстоункрафт, впервые предположившей, что женщина должна действовать по своему свободному выбору и наравне с мужчиной. См. о взглядах М. Эстел и М. Уоллстоункрафт: Брайсон В. Указ. соч. С. 20-21, 29-30.

 

Фаизов Сагит Фяритович Права и статус мусульманки в российском обществе начала 21 в. (по материалам периодики и книжных изданий). Монографическое исследование. Ранее не публиковалось. Выше представлен четвертый параграф 1-й главы.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account