Previous Entry Share Next Entry
Документы женского мусульманского движения 1906-1917 гг. 1 часть.
sagitfaizov





Сагит Фаизов

Публикация, сборник документов в электронном формате, является дополнением к изданию: Фаизов, С. Ф. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. Нижний Новгород, 2005.

ДОКУМЕНТЫ
Постановления и резолюции III Всероссийского мусульманского съезда. 16-21 августа 1906 г. Фрагмент.
12. Начальное образование должно быть обязательным для каждого мусульманского мальчика и девочки. […]
17. Для подготовки учительниц открываются женские учительские семинарии в Казани, Баку, Бахчисарае и других подходящих городах.
Материалы и документы по истории общественно-демократического движения среди татар (1905-1917 гг.). Казань, 1992. С. 22-23.
Программа мусульманской парламентской фракции во II  Государственной Думе. 1907 г. Фрагмент.
§ 3 Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания, расы и национальности, равны перед законом.
§ 4 Все сословные привилегии и различия, а также всякого рода изъятия и ограничения личных, имущественных и политическо-общественных прав, установленных для мусульман или для какой-нибудь другой части населения, уничтожаются. […]
§ 17 Народное представительство организуется в виде одной палаты, имеющей всероссийской Государственной Думы или всероссийского парламента, в которой народные представители избираются всеобщей равной, прямою и тайной подачей голосов. Число представителей от мусульман определяется пропорционально количеству мусульманского населения всего Государства.
Примечание: Избирательный закон должен представить все необходимые с точки зрения мусульманского шариата и адата условия, которые давали бы мусульманке-гражданке полную возможность к осуществлению ею избирательного права.
Материалы и документы… С. 34-35, 37.
Решения Совещания мусульман, состоявшегося  в Петрограде. 15-17 марта 1917 г. Фрагмент.
Кроме этих решений*, совещанием высказаны высказаны были пожелания, чтобы к участию на съезде привлечены были: 1) представители воинов-мусульман как Петроградского гарнизона, так и отдельных мусульманских воинских частей (Крымский полк, Кавказская дивизия, Осетинский полк, Туркменский полк и др.), 2) мусульманки – как отдельные лица, так и представительницы мусульманских женских организаций.
Революция и национальный вопрос. Т. III. М., 1930. С. 292-293.
* О созыве Всероссийского всеобщего мусульманского съезда.
Решения собрания мусульманок г. Самарканда. 4 апреля 1917 г.
- Открыть для женщин, не завершивших свое образование, пятничные или вечерние курсы;
- Привлечь мусульманок Старого города (часть г. Самарканда. – С.Ф.)  в мусульманский клуб и организовать для них лекции со стороны девушек и женщин, хорошо знающих их (мусульманок - коренных жителей г. Самарканда. – С.Ф.) язык и обычаи;
- Не откладывая открыть в Старом городе одну или две  подготовительные школы для девочек, наших туркестанских сестер;
- Поставить своей задачей привлечь учительниц из внутренней России и других мест, если возникнет в них потребность в процессе учреждения школ для девочек.
Биктимирова Т. Ə. Татар хатын-кызлары… 97-98 б. Перевод с татарского С. Фаизова.
Постановление Уфимского губернского съезда мусульман. 14-17 апреля 1917 г. Фрагмент.
5. В выборах… женщины должны иметь равные с мужчинами права.
Выборы 1917 г. в Учредительное собрание в Башкирии (документы и материалы). Уфа, 1996. С. 4.
Решения всеобщего собрания мусульман Мензелинского уезда Уфимской губернии.15-16 апреля 1917 г.
1. Желательная форма правления в России – демократическая республика.
2. 3.Российские мусульмане должны иметь религиозную, национальную и культурную автономию*.
4. Выборы в Учредительное собрание, парламент и местное самоуправление должны быть всеобщими, равными, прямыми и при тайном голосовании, и при соблюдении принципа представительства от наций на пропорциональной основе.
5. Женщины-мусульманки должны участвовать в выборах на равных основаниях с мужчинами.
6. При осуществлении реформ земля должна быть объявлена собственностью трудящихся, частную собственность на землю следует отменить.
7. Мусульмане должны служить в особых мусульманских полках со своим мусульманским командным составом, должны быть созданы условия для соблюдения ими религиозных и иных обычаев.
8. На предстоящий Всеобщий мусульманский съезд в Москве от собрания избраны шесть делегатов, а именно: Губайдулла Буинский, Гариф Халфин, Аяс-хазрет Якубов, Исмаил-хазрет Госманов, Бениамин Шамбазов, Хабибулла Насибуллин.
ГАРФ. Ф. 3923. Оп. 1. Д. 1. Л. 76.  Подлинник тиражированного типографическим способом экземпляра. На татарском яз. Перевод с татарского С. Фаизова.
* Пункты 2 и 3 в тексте оригинала объединены в один двойной пункт: 2,3.
Резолюции Всероссийского съезда мусульманок, состоявшегося в г. Казани  24-27 апреля 1917 г.
Изучив «права женщин в исламе», съезд вынес следующее решение:
1. По шариату мужчина и женщина одно.
2. По шариату у женщин есть право участвовать в политической и общественной жизни; поэтому у женщин по шариату есть право участвовать в выборах.
3. В шариате нет обязательства женщин носить хиджаб или закрывать лицо*.
О реформе в области семейно-брачных прав женщин съезд мусульманок вынес следующее решение:
1. В семье мужчина и женщина должны пользоваться равными правами.
2. При выдаче девушек замуж хоть на севере, хоть на юге, никах не может быть прочитан, если девушке не исполнилось 16 лет.
3. При обязательном публичном чтении никаха должны присутствовать как жених, так и невеста**.
4. При чтении никаха на руках у жениха и невесты должны быть свидетельства об отсутствии у них тяжелых заболеваний.
5. При чтении никаха жених должен дать подписку о том, что не возьмет вторую жену, когда есть первая. Если же по какой-либо причине возьмет вторую жену, то должен дать развод и содержание.
6. В книге регистрации бракосочетаний должно быть записано, что при возникновении неприязни жена имеет право инициировать развод.
7. При разводе жена имеет право, если пожелает, оставить детей при себе, и до достижения совершеннолетия на их содержание в силу закона от отца должна поступать денежная сумма.
8. Мальчики и девочки должны с восьми лет иметь возможность обучаться на родном языке.
9. Следует всячески содействовать распространению просвещения среди женщин.
10. Для детей, не достигших школьного возраста, должны быть учреждены детские сады и ясли.
11. В городах и селах должны быть учреждены общества по охране материнства. В течение 2 недель до родов и в течение 4 недель после родов женщины должны быть освобождены от всех видов тяжелой работы. В период, когда они не работают, от государства через общества охраны материнства они должны получать содержание.
12. При выдаче замуж казахских девушек калым не должен выплачиваться.
Съезд мусульманок вынес следующее решение об избирательном  праве женщин в отношении выборов в Учредительное собрание:
1. Учредительное собрание должно быть созвано, по возможности, в наиболее короткие сроки.
2. Учредительное собрание следует избрать на основе пропорционального национального представительства.
3. Мусульманки должны иметь право избирать и быть избранными.
4. Когда женщины получать избирательное право, мусульманки, достигшие избирательного возраста, обязаны участвовать в выборах.
5. Во время выборов для мусульманок должны быть устроены отдельные от мужчин места для голосования.
6. Во время выборов мусульманки должны голосовать либо за мусульманок, радеющих о пользе для мусульман, либо, если не будет кандидата-мусульманки, - за мусульманина.
Съезд мусульманок вынес следующие решения о социальных и политических  правах женщин:
1. Девушки должны иметь возможность обучаться в средней и высшей школе.
2. Для женщин должны быть открыты различные курсы.
3. Должны быть учреждены общества по защите прав женщин.
4. Должны быть учреждены общества по улучшению практической и духовной сторон жизни женщины.
5. Повсеместно должны быть открыты мусульманские больницы и детские сады.
6. Следует отменить законы о проституции и публичных домах.
7. Женщины должны иметь равные с мужчинами политические права.
Комиссия, избранная 24 апреля 1917 г. казанским съездом  представительниц мусульманок для обсуждения доклада «Центральное учреждение мусульманок России», выслушав доклады об этом, вынесла следующее решение:
1. Все организации российских мусульманок должны быть объединены. Для этого местные комитеты следует подчинить районным, районные - одному центральному комитету.
2. Центральный комитет следует считать временным.
3. Место пребывания временного центрального комитета - в Москве.
4. Число членов этого комитета должно быть не менее пяти.
5. Для обеспечения практической деятельности комитета следует собрать у населения деньги на следующем основании. Российские мусульманки дадут в качестве вспомоществования для общественной организации по триста рублей. Мужчины пусть окажут помощь по своему усмотрению. Также делегатки, вернувшись в свои регионы, должны изыскать способы для сбора денег.
6. Следует организовать издание журнала для исполнения центральным комитетом своих задач.
НАТ. Ф. 186. Оп. 1. Д. 32. Лл. 1-3. Hablemitoğlu Ş., Hablemitoğlu N. Şefika Gaspıralı ve Rusya'da Türk Kadın Hareketi (1893-1920). İstanbul 1998. S.  468-472. Перевод с татарского С. Фаизова.
*В решении московского всеобщего съезда формула «или закрывать лицо опущена».
** Нарушение принципов публичности никаха и обязательного присутствия жениха и невесты при чтении никаха могло быть элементом умышленного или неумышленного покушения на преступление. Иллюстрацией первого случая служит история 14-летней татарской девочки Маргубы Акчуриной из Саратовской губ., происшедшая в 1912 г. Наделенную редкой красотой девочку двое кавказцев выкрали из дома и продали в г. Царицыне барышнице Хадиче Таликовой. Та отвезла девочку на Северный Кавказ и продала богатому туркмену за 400 руб. Спас девочку мулла, который отказался читать никах в силу того , что девочка сделала заявление о собственном похищении. По заказу барышницы другой мулла (из Петровского у. Саратовской губ.) изготовил ложное свидетельство о рождении Маргубы Акчуриной, но был изобличен (Закаспийское обозрение. 1913. 3 января). Известен случай насильственной выдачи замуж девочки-азербайджанки, который может рассматриваться как пограничный между умышленным и неумышленным покушениями на преступление (Закаспийское обозрение. 1913. 6 января).
Обращение Казанского общества галимов к Всеобщему всероссийскому мусульманскому съезду. 26 апреля 1917 г. Фрагмент.
7. Женщины во всем равны мужчинам - за исключением ограничений, налагаемых шариатом.
Г-та «Вакыт». 1917. 5 мая.
Решения Всеобщего всероссийского съезда по женскому вопросу. 1-11 мая 1917 г.
Из проекта сторонников унитаризма. 7 мая.
п. 5. Федеративное устройство [России] в Туркестане, на Кавказе будет препятствием к решению женского вопроса. Так как тамошние законодательные учреждения окажутся в руках мужчин, считающих женщин рабами и наложницами. (Поэтому мусульманские женщины должны голосовать против федеративного устройства.) С.182.
Из решения по вопросам культуры и просвещения. 8 мая.
12. Мальчики и девочки, по возможности, должны обучаться вместе.
16.   Для подготовки учителей по дошкольного и внешкольному воспитанию,   в национальные учреждения и мусульманские школы следует учредить мужские и женские школы для подготовки учителей, учебные и воспитательные курсы. С. 299.
Решения съезда по женскому вопросу по итогам специального заседания. 9 мая 1917 г.
Съезд, изучив проблему положения женщин, целиком согласился с 10 пунктом  решения состоявшегося в в апреле Казанского съезда мусульманок.
                                                  I
1. По шариату мужчина и женщина одно.
2. По шариату у женщин есть право участвовать в политической и общественной жизни; поэтому у женщин по шариату есть право участвовать в выборах.
3. В шариате нет обязательства женщин носить хиджаб.
                                                   II
Лишь та нация может быть сильной, чьи женщины наделены равными правами, и это равенство возможно осуществить, если только женщины будут готовы участвовать в деятельности учреждений, разрабатывающих законодательство о женщинах; поэтому мусульманки должны быть равны с мужчинами в политических правах. Женщины должны избирать и быть избираемыми в Учредительное собрание.
                     
                                                      III
Избирать и быть избранными - для мусульманок новый опыт. Во-первых, оттого, что до сих пор женщины не имеют навыков участия в общественной деятельности. Во-вторых, вполне вероятно, что мужчины, будут против посещения женщинами мест голосования , и поэтому во избежание утраты голосов половины населения - голосов женщин: во время выборов в Учредительное собрание участие каждой мусульманки в выборах следует рассматривать как долг; следует предусмотреть, что женщинам будут отведены отдельные от мужчин места для голосования.
                                                      IV
Среди российских мусульман стали очень частыми случаи бракосочетания без согласия невесты и жениха, что имеет следствием неурядицы в семейной жизни и несчастливую жизнь детей, выросших в таких семьях; поэтому благословение брака считать возможным при согласии на это жениха и невесты
                                                      V
Нередко при отсутствии согласия между мужем и женой и желании жены уйти от мужа он насильственно удерживает ее. Для женщины является мучением оставаться в семье, где нет согласия и есть притеснение. Ввиду того, что это вредно для воспитания детей, съезд, приняв во внимание права женщин и интересы воспитания будущего поколения, принял следующее решение:  в благословение брака следует включить то положение, что женщина имеет право на развод, если между женой и мужем нет взаимной приязни.
                                                       VI
Cледует принять во внимание, что в Туркестане и на Кавказе, и также в Казахстане принято выдавать замуж 11-12-летних несчастных девушек, и съезд, имея ввиду обусловленную этим физическую немощь и раннюю смерть молодых женщин, немощь детей, нашего будущего поколения, решил запретить выдавать замуж девушек, не достигших 16 лет, будь то на севере или на юге.
                                                        VII
Учитывая интересы сохранения здоровья и благополучия детей нации и то, что несчастья многих семей происходят от подверженности мужчин и женщин тяжелым заболеваниям, и имея целью покончить с этими несчастьями, съезд решил, что «во время бракосочетания жених и невеста должны представить свидетельства об отсутствии у них тяжелых заболеваний».
                                                       VIII
Приняв во внимание, что многое время мужчины берут в жены не одну женщину и рассматривают это как некую игру, разводятся со своими прежними женами без всяких оснований, и считая этот обычай причиной для злоупотреблений, съезд решил: «Во время бракосочетания жених должен представить заявление об отказе от последующей женитьбы на второй женщине, а если по какой-либо причине возьмет вторую жену, то даст первой развод и обеспечит содержанием».
                                                       IX
В Казахстане отцы девочек продают их в малолетнем возрасте за калым; позже, если возникает необходимость развода, требуется вернуть калым.  Этот калым не есть сумма денег, даваемая женихом невесте, но есть сумма выкупа невесты у ее отца. Поэтому съезд, приняв во внимание права казахских девушек, решил: «При выходе замуж казахских девушек калым уплачиваться не должен. Если за девушку к сегодняшнему сроку калым уже уплачен, то она имеет право не идти замуж за того, кто был избран ей в мужья без ее согласия».
                                                        X
Многие женщины по различным причинам бывают вынуждены идти в публичные дома. И если кто-то из них пытается вырваться оттуда, закон о публичных домах заставляет их навсегда оставаться несчастными. Ввиду этого следует покончить с публичными домами и законодательством о них*.                                                        
                                                       XI
1.) Мусульманки должны быть равны в политических и гражданских правах с мужчинами;
2.) Многоженство, ввиду того, что оно нарушает гуманность и справедливость, должно быть изжито решительным образом.
Бөтен… 354-357 б. "Бөтен..." - Протоколы Всероссийского всеобщего мусульманского съезда, состоявшегося в Москве 1-11 мая 1917 г.* (* Бөтен Русия мөселманларының 1917 елда, 1-11 майда Мәскәүдә булган гомуми съездының  протоколлары. Петроград, 1918. Перевод с татарского и других тюркских языков С.Фаизова. Цитирование протоколов дискуссий на съезде будет сопровождаться отсылкой к страницам издания основного документа данной публикации без элемента "Бөтен").
* Здесь завершается объединенная резолюция казанского съезда мусульманок в том виде, в каком она была зачитана съезду Ильгамией Туктаровой – за исключением дополнения в IX пункт о недействительности брачного сговора, заключенного без согласия девушки. Дополнение было внесено съездом по предложению Колмухаммада Уразаева после выступлений И. Туктаровой и Ф. Кулахметовой.
Решение Всеобщего всероссийского мусульманского съезда о Национальном совете мусульман (по докладу и проекту решения Гаяза Исхаки). 10-11 мая 1917 г.
1. Всероссийский съезд мусульман считает необходимым найти приемлемую для всех форму политического объединения и партийного строительства мусульман.
2. Претворяя эту идею в жизнь, съезд постановил избрать «Национальный совет», объединяющий представителей всех классов и народов.
3.    Съезд постановил определить количественный состав «Национального совета» в 30 человек с соблюдением представительства в следующем соотношении:
а) От Туркестана, Бухары, Хивы – семь, Кавказа – пять, Крыма – два, Казахстана – пять, литовских татар – один, от татар Внутренней России и Сибири – десять человек;
б) Выборы представителей должны быть доверены самим областям;
в) Съезд постановил от каждой области избрать в «Национальный совет» женщин, сколько будет найдено возможным по усмотрению области;
4. Съезд поручает руководство политической жизнью мусульман до Учредительного собрания «Национальному совету».
5. Съезд постановил, что до Учредительного собрания региональные объединения и организации подчиняются решениям «Национального совета».
6. Съезд постановил избрать из членов «Национального совета» исполнительный комитет в составе 12 человек и доверить их избрание «Национальному совету».
7. Съезд поручает «Национальному совету» самостоятельно определить, как будет осуществляться связь с региональными и местными комитетами.
8. Исполнительный комитет осущестляет свою деятельность там же, где находится правительство, место пребывания прочих членов «Национального совета» определяет «Национальный совет» своим решением.
9. Съезд постановил созвать второй съезд+ представителей российских мусульман не позднее 25 августа для решения вопроса о тактике участия в выборах в Учредительное собрание, подготовка съезда поручется «Национальному совету».
10. Съезд постановил именовать «Национальный совет» «Совет мусульман России».
Бөтен… 397-398, 433-450 б.
Из решения съезда по рабочему вопросу. 10  мая 1917 г.
6.    Запрещается привлекать женщин к работам, вредным для здоровья.
В период беременности женщинам предоставляется отпуск продолжительностью от четырех до шести недель, заработная плата за это время сохраняется. […]
8. В местах, где работают женщины, должны быть колыбели и построены ясли для грудных детей; матерям, кормящим грудью, каждые три часа должен предоставляться перерыв для кормления ребенка. […]
11. Для контроля над соблюдением рабочего законодательства и над условиями работы рабочих во всех местах работы, не исключая государственных, должна быть учреждена инспекция.  Там, где работают женщины, инспектора должны быть из женщин.
Бөтен…  427-428 б.
Программа тюркской партии федералистов. 12 мая 1917 г.
3. Партия требует всеобщего равного, прямого и тайного избирательного права при выборах как в законодательные собрания каждой автономной единицы, так и во все местные органы самоуправления для всех граждан и гражданок, достигших 20 лет, права каждого избирателя быть избранным во все представительные учреждения.
Право граждан в каждой автономной единице
1) Все граждане без различия пола, вероисповедания и национальности равны перед законом.
Революция и национальный вопрос. Т. III. М., 1930. С. 341-342.
Обращение собрания мусульман трех волостей Оренбургского уезда Оренбургской губернии в Исполнительный комитет Всероссийского мусульманского совета. 5 июня 1917 г.* Фрагмент.
Заслушав доклад**, убедились, что большинством голосов московский майский съезд вынес решение предоставить женщинам равные права с мужчинами во всех гражданских, экономических и политических делах. Но, если опираться на великое основание, равенство с мужчинами решительно не согласуется с ограничениями шариата и аятами Корана в пунктах, касающихся права наследования  и свидетельствования женщин-мусульманок.
И хотя в принципе мы, присутствующие на собрании нижеподписавшиеся люди трех волостей (Таймас, [Бурджан], [Марабатлар]) не возражаем против предоставления прав женщинам, то есть согласны с их правом избирать и быть избранными, но мы не согласны с упоминавшимися выше ясно ограниченными пунктами об их равных правах с мужчинами  и приняли решение сообщить о нашем несогласии в петроградское Центральное бюро*** и в Оренбургское шариатское собрание****.
ГАРФ. Ф. 3923. Оп. 1. Д. 1. Л. 29. Подлинник с пометкой отправителя «копия», рукопись, татарский яз. Перевод с татарского С. Фаизова.
_________________________________________
* Получение датировано адресатом 8 июня 1917 г.
** Докладчик - Газизулла К[о]дрячев, делегат съезда.
*** Имеется в виду Временное центральное бюро российских мусульман.
**** Имеется в виду Центральное духовное управление мусульман (бывшее Оренбургское мусульманское духовное собрание).
Устав мусульманского женского комитета, составленный Временным Центральным организационным бюро мусульманок России. Июнь 1917 г. Москва. Фрагмент.
I. Основные цели комитета:
Комитет преследует следующие цели:
1. Добиваться признания за мусульманкой всех человеческих прав: уравнения в правах гражданских и политических.
2. Воспитание в мусульманке духа гражданственности.
3. Освещение настоящего исторического момента.
4. Широкая пропаганда демократических идей.
5. Распространение знаний, необходимых для участия в общественной и политической жизни.
6. Подготовка к Учредительному собранию.
7. Приобщение возможно большего числа мусульманок к сознательному требованию и осуществлению своих прав как в семейной, так в общественной и политической жизни.
8. Охранение прав женщин на почве уже существующих законов и закрепление резолюций по женскому вопросу всероссийских мусульманских съездов в Казани 24-27 апреля и в Москве 1-11 мая.
9. Культурно-просветительная деятельность среди широких кругов населения.
10. Развить в мусульманке любовь к труду.
11. Содействовать закрытию домов терпимости и попечение о жертвах проституции.
II. Деятельность комитета.
Для осуществления этих целей комитет устраивает:
1. Публичные чтения и лекции на современные темы, издает брошюры и книги на местном наречии, устраивает собрания, чтения рефератов, собеседования на различные темы; открывает курсы для взрослых мусульманок общеобразовательного и агитационного характера; готовит кадры агитаторш путем определения их на существующие агитационные курсы; открывает библиотеки и читальни, а там, где это невозможно, выписывает книги, брошюры, журналы и газеты по адресу кого-либо из членов; устраивает литературно-просветительные вечера, спектакли и пр., могущие способствовать умственно-духовному развитию мусульманок; добивается того, чтобы мусульманки входили по возможности во все области общественной и служебной деятельности, чтобы в фабричных и заводских районах мусульманки были допущены в фабричную инспекцию; следить за исполнением муллами резолюций Всероссийского мусульманского съезда, по вопросам никяха и талака в Москве 1-11 мая; добивается введения охраны материнства и детства;  открывает дома трудолюбия, мастерские профессиональные школы, открывает приюты и ясли для детей.
Примечание: комитет распространяет свою деятельность в широких кругах мусульманского населения.
Hablemitoğlu Ş., Hablemitoğlu N. Op. cit. S. 499-500. Фотокопия отпечатанного типографским способом текста.
Обращение Центрального организационного бюро мусульманок России к мусульманкам. 20 июня 1917 г.
Сестры-мусульманки!
Переживаемое нами время – очень важное, историческое время, редко переживаемое какой-либо страной. В это историческое время определяется будущая судьба России. Если мы сейчас, когда идет распределение хлеба насущного, не объявим наши желания, если останемся втуне, без предназначенного нам хлеба, то и в будущей жизни останемся в том же положении, что в прежней, - рабынями других. Можем ли мы, мусульманки России, составляющие половину нашего народа, оставаться безголосыми, безмолвными, без какого-либо движения в это историческое и ответственное время? Можем ли мы в такой важный и исторический момент возложить всю деятельность на одних мужчин и наблюдать за происходящим со стороны? Нет! Никоим образом такая позиция нам не подходит. Это историческое время возлагает на наши плечи большое долженствование, большие обязанности. Оно зовет нас на путь осуществления национальных стремлений, национальных интересов, возврата наших прав, которые веками затаптывались, возврата к статусу свободного человека. Мы, мусульманки, должны стать полноправными людьми, чтобы в будущем для нашего народа творить лучшую, свободную жизнь, чтобы не возлагать на одних мужчин закладку фундамента национального будущего, чтобы и нам в этом деле по-настоящему поучаствовать, чтобы, помогая им, воплотить в жизнь наши законные стремления. Если будет избран иной путь, то будущая жизнь России будет возведена на ограниченном и незавершенном основании, и так же, как прежде, жизнь останется несправедливой.
Скоро соберется Учредительное собрание. Народные представители заложат фундамент будущего развития России, определят отвечающее интересам народа государственное   устройство, закрепят права граждан и гражданок. Сегодня живущие в России нации стараются жертвовать во имя единой страны и народной пользы национальными стремлениями и национальной пользой, которые сотни лет отрицались неправовым государством; так и женщины жертвуют законными, основанными на разуме и справедливости желаниями.
Судьба нашего будущего зависит от Учредительного собрания, и поэтому весь народ, в том числе мусульмане, должен иметь пристрастие к проведению выборов. Избирают женщины или избираются, их участие в выборах, голосование, использование законного права – это воплощение их идеалов в жизнь, ступень на лестнице блага. Эта лестница, эта дорога –  перед нами. Мы должны иметь в виду: ступать на нее следует со всей осторожностью; если мы допустим малейшую небрежность, то можем растерять все, на что надеемся.
Никогда ни одному классу права не доставались в одно мгновение. Чтобы их завоевать, требовалась длительная подготовка, много сил и много усилий. Поэтому и нам в это историческое время, когда закладываются основы будущего, следует быть бдительными в отношении того, хотят ли признать нас  полноправными людьми; следует внимательно присмотреться к нашей прошлой, нынешней и будущей жизни, следует проявлять осмотрительность и силу ввиду направленных против нас действий* и протянутые к нашим правам руки.
Такую готовность и такую силу можно обеспечить лишь на основе единения. Только при этом условии мы можем рассчитывать на удачу. Опираясь на единство, нам будет легче разрешать различные проблемы и исполнять наши обязательства.
В связи с мнением состоявшегося 24-27 апреля в Казани первого съезда мусульманок о необходимости единой организации и в соответствии с этим мнением для ведения дел было учреждено Временное центральное организационное бюро, и ему было поручено организационное строительство движения мусульманок России. Успешная деятельность этого бюро зависит от внимания к организационному строительству мусульманок на местах и принятия ими благого лозунга единства, организации на местах комитетов и обществ и содействия на этой основе деятельности бюро. Если мы сейчас предадимся равнодушию, не сумеем объединиться, сопрягая наши силы и идеи, то останемся в стороне от закладки основ будущей жизни нашего народа, навсегда останемся бесправными. И тем самым оттащим народ наш на многие версты назад.
Не забывайте об ответственности перед будущим поколением, будущей молодой нацией! Наши дети, наша молодая нация никогда не простят нам эту нашу обездвиженность, наше молчание и безмолвие. Читая страницы истории, они бросят нам проклятие: «Вы оставались недвижимы и немы, когда решалась наша судьба, отравили нашу жизнь. Вы не захотели сбросить с себя опутавшие вас цепи угнетения и бесправия. И нас обрекли на гибель!» И они вправе так сказать.
Если такие слова оправданны, то не следует ждать, когда они исполнятся. Проснитесь! Поймите и помните, что вы люди! Если вы в человеческом достоинстве, то имеете право на счастье. Сила же только в объединении. Объединяйтесь, чтобы, завоевав права, их укрепить, заставить признать вас в человеческом достоинстве, чтобы строить светлую, свободную жизнь для будущих поколений, объединяйтесь, чтобы противостоять действиям** против нас и протянутым [к нашим правам] рукам.
Центральное организационное бюро мусульманок России. 20 июня 1917 года.
Hablemitoglu Ş., Hablemitoglu N. Op. cit. 479 s. Фотокопия отпечатанного типографским способом текста. Перевод с татарского С. Фаизова.
* В переводе на турецкий язык, осуществленном Ш. Хаблемитоглу и Н. Хаблемитоглу, в зтом слове допущена ошибка: вместо «адымлар» = «шаги», «действия» они прочитали «адамлар» = «люди» и перевели как «adamları», во втором случае (ниже) – как «insanlara». См.: Hablemitoglu Ş., Hablemitoglu N. Op. cit. 477-478 s. Любопытно, что абзацем выше, переводя выражение «бик саклык атларга тиеш» = «ступать… следует со всей осторожностью» турецкие переводчики в турецкий текст вставили слово «adım»  (что вполне оправдано конструкцией использованного ими выражения: «adım atmaya»).
** У Ш. Хаблемитоглу и Н. Хаблемитоглу: «людям» («insanlara»): Idem.
Фаизов Сагит Фяритович, составитель, переводчик.

Иллюстрация-заставка: Дом Асадуллаева (портал) в Москве, в котором состоялись заседания Всеобщего всероссийского мусульманского съезда в мае 1917 г. Сведения о фотографии: Автор: Ерней - собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5967117 (в аннотации к снимку по указанному адресу портал дома назван "ворота", что ошибочно).

Комментарии ко всем текстам моего журнала заблокированы мной же в связи с появлением пункта о субсидиарной ответственности блогера и комментатора в новом соглашении администрации ЖЖ и блогера. С.Ф.

13 апреля 2017 г.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account