?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Документы женского мусульманского движения 1906-1917 гг. 5 часть
sagitfaizov









Сагит Фаизов

Публикация, сборник документов в электронном формате, является дополнением к изданию: Фаизов, С. Ф. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. Нижний Новгород, 2005.

Амина Мухитдинова.

  Уважаемые господа! Когда мы сюда приехали и когда женский вопрос был включен в повестку дня, мы не думали, что последует такая тяжба и торговля. Мы предавались размышлениям о разном: как достичь красивой жизни, как вместе с мужьями в дни святой свободы взяться за работу. И все эти наши мысли,    оказывается, лишь мечта. Мы, оказывается, полностью заблуждались, вынашивая такие свои мысли. Когда начали обсуждать женский вопрос, почти все выступавшие мужчины предложили придерживаться при взгляде на эту проблему точки зрения шариата. Однако шариат по-разному можно толковать. При обсуждении проблемы многоженства сторонники применения шариата сами высказывали отличающиеся друг от друга толкования. Их мысли по данной проблеме не соответствуют друг другу. Во-вторых, на проблему следует смотреть и с исторической точки зрения. Многоженство встречалось не только в исламе. В древности оно встречалось у всех, ныне прогрессивных, европейских народов. Например: у англо-саксонских народов и других. Это у них в течение долгого времени определяло их образ жизни. И с развитием культуры прекратилось. И у древних наших арабских племен существовало. Брали помногу жен, и не было никакого ограничения. К времени появления пророка нашего у арабов не было никакого наставления в практике многоженства. Однако пророк наш изложил решение об ограничении, выказав огромное уважение к женщине и чтобы эту практику ввести в какие-то рамки. Для арабов это, конечно, создало большие трудности. Так же, как и вам представляется трудным вместо четырех жен ограничиться одной. (Аплодисменты.) И поскольку вера арабов в ислам была совершенной, они согласились вместо многих жен иметь четыре. К сожалению, вы на аналогичное не согласны. Если многоженство до сих пор имело место, ныне оно невозможно. Мы ведь ныне должны поступать по совести. В любой стране эти обычаи исчезали со сменой эпох. И у вас нет другого выбора, кроме как отменить оставшиеся от старины обычаи.

Поднимался тут и вопрос о наследовании. «Они не знают Корана», - говорят, и заявили: «При рассмотрении любого желаемого вопроса пинают шариат». Однако такие мысли - и высказывания в защиту таких мыслей – я считаю унижением для себя. И для всех мусульманских женщин.

  Если коснуться вопроса наследования. Хорошо известно, как жили женщины в давнем арабском мире. Когда рождалась девочка, они считали это унизительным событием и закапывали девочек в землю. Они не имели права наследования. Хорошо известно, как жили женщины в давнем арабском мире. Пророк наш, заботившийся о женщинах, счел своим святым долгом дать им такие права.  Для детей женского и мужского пола назначил их отдельные доли. И до наших дней мусульманки дожили в согласии с таким установлением. В раннее время женщинам не давалось ни копейки, мужчины соглашались признать за ними право наследования. Сейчас вы затрудняетесь разрешить проблему наследования. Говорят: в нашем Коране есть на это известные правила.  Однако, господа! Ни в коем случае нельзя забывать: некоторые из правил Корана устарели. На них нужно смотреть как на исторические реликвии. Например: в Коране сказано: проворовавшемуся отсекайте руки*. (* Сура 5, аят 38: «Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха. Поистине, Аллах – великий, мудрый»; комментарий Аль- Маудуди (XX в.): «Правоведы придерживаются разных мнений относительно того, за кражи чего именно это наказание не следует применять. Так, Абу Ханифа (VIII в., основатель ханифитского масхаба. – С.Ф.) делает исключение для кражи фруктов, овощей, мяса, вареной пищи, зерна на поле, предметов развлекательного назначения и музыкальных инструментов, а также для животных на вольном выпасе и общественных средств. Такие кражи караются иначе» // Значение и смысл Корана… Т. I. С. 385.) Но в жизни вы это делаете? Сейчас этого нет. Коли так, то я не понимаю вашей позиции в вопросе наследования. (Некоторые лица в зале поднимают шум, другие аплодируют.) Я скажу: мы здесь не совершаем преступления. Напоследок скажу: мы рассчитываем в единстве нашем заложить кирпич в основание здания - будущего объединения всех мусульман мира. Если же нет, если скажете: не позволим вам кирпич заложить, то вы вправе вести дискуссию как полагаете нужным. (Бурные аплодисменты.) С. 345-347. Здесь и далее указываются страницы издания: Бөтен Русия мөселманларының 1917 елда, 1-11 майда Мәскәүдә булган гомуми съездының  протоколлары. Петроград, 1918

Зия Янгалычев.

  (В то время, как он идет к трибуне, кое-кто кричит: «Долой».) В процессе обсуждения женского вопроса возникла большая неловкость. Я это осознаю хорошо; женский вопрос – очень трудный. И самый важный из всех общественных вопросов. Однако, не разрешив его, уйти нельзя. Конечно, надо разрешить. Когда вернемся домой, люди, отправлявшие нас, спросят: «Были у нас большие вопросы, из всех - женский вопрос, ну, что ты сообщишь по этому поводу?”. Если мы вслепую что-нибудь скажем, спросят: «А как это с точки зрения шариата?”. К сожалению, мы в распрях по вопросу далеко не ушли. Когда я поднялся на трибуну, кричали «долой». Мусульмане! Мы здесь собрались, чтобы обменяться идеями. Мы пришли не для упражнений в распрях. Каждое слово имеет свой смысл. Из смыслов и противоречий рождается истина. Нет такой вероятности, что в будущем наши женщины не получат права. И этот вопрос следует изучить также с точки зрения закона. Мы вправе до Учредительного собрания решить, давать ли женщинам политические права. И с точки зрения шариата в этом никакого препятствия нет. В казанской резолюции мусульманок я не нашел ничего противоречащего ясно изложенным правилам Корана. Если такое рассуждение утвердим, неплохо будет. Прошу - в единении – это принять. С. 347-348.

Гади Атласи.

  Уважаемые господа! Нет твари, более подвергающейся притеснениям, нежели мусульманская женщина. Эти притеснения достались нам, нашим женщинам из прошлого. В Индостане был обычай сжигать женщин на огне. Арабы, когда рождалась девочка, живой закапывали ее в землю. Так как рождение девочки считалось порочным. Если в Индостане мусульманских женщин сжигали в огне, то мы, татары, наших женщин без огня сжигаем в затворничестве. Наши женщины без огня горят в четырех стенах. Если арабы закапывали девочек заживо, то наши мужчины держат своих женщин в четырех стенах в вечных муках. У нас женщины лишены всех прав. Они у нас «бесплатные кухарки». У наших девушек и женщин есть определенная цена, татарские девушки оцениваются в тридцать рублей. И мы их покупатели. (Аплодисменты.) Хватит их покупать. Хватит их так притеснять. Хватит их держать за кухарок! (Аплодисменты.) У нас женщина не юридическое лицо, она у нас «товар»* (* Русское слово «товар» имеет тюркское происхождение.)  и только. Покупаем их как товар. Когда одна изнашивается, застрелим ее и вторую покупаем. (Аплодисменты.)

У любой нации женщина – товар. И у русских тоже – в качестве «товара». У них женщины хотя бы солнечный свет видят, а у нас и этого нет. Нет прозрачной атмосферы, ясного солнца, законного правосостояния. Естественно, все до единой татарские женщины не могут жить без прав. Причиной того, что в Крыму численность татар сокращается, является плохое положение женщин. Сегодня мы не должны торговаться. Давайте все же дадим. Мы сами были настоящими рабами прежней России. А женщины наши – рабынями рабов. И вот мы свободны, завоевали свободу. Ну и давайте их тоже сделаем свободными, дадим им свободу. (Аплодисменты.) Многоженство ограничено шариатом. «Если вы боитесь, что не будете справедливы». Пророк наш считает развод дозволенным. («Для Аллаха самое нежелательное из дозволенного - развод».) Поэтому я вам предлагаю: сестер наших сделаем свободными, дадим им «полные права», по всему кругу вопросов дадим! (Аплодисменты.) С. 348-349.

Салима-туташ Якубова.

  Господа! Некоторые из выступавших господ задали нам вопросы. Для чего нужны женщинам требуемые права? Естественно, если бы имели высокое положение, мы не занимались бы этим вопросом, обратившись к вам. Мы угнетаемы, потому что бесправны. Это бесправие ставит нас в унизительное положение. Как воздух нам нужно наделение правами, преодоление нынешнего положения. Мы нуждаемся [в удовлетворении претензий]. Через сорок лет эти проблемы не будут кого-либо волновать. Однако до тех пор женщины будут находиться в жалком состоянии. Один хазрет заявил: “Пусть девушкт не выходят замуж в качестве второй или иной жены”. Однако у нас встречается обычай выдавать девушку принудительно. Они не могут защищать свои права. Надо протянуть им руку помощи. Сейчас у нас свобода. Мы все стремимся воспользоваться этой свободой. Однако надо ясно понимать: чтобы воспользоваться этой святой свободой, вы должны быть едины с женщинами. Только при этом условии вы можете двигаться вперед. Вот на этих знаменах  ваших написано: «справедливость». В вашем отношении к нам есть справедливость?  Если нет, то отстранитесь от вывешенных здесь знамен. Вы боитесь дать нам право. Вы этим отнимаете право у нации. Ведь женщина – мать нации. Если вы матери нации не даете причитающихся прав, то этим вы нацию притесните. Получается, что вы не желаете развития нации. Ведь нация идет вперед лишь благодаря гражданам, воспитанным полноправными матерями. Если развитие нации, ее прогресс является идеалом для вас, то оно и для нас великий идеал. Если вы отвергнете наши резолюции, не дадите требуемых прав, мы их в любом случае возьмем! Мы не будем останавливаться, если вы скажете: «Не дадим»*. ( В подстрочник протоколов в формальной связке со словами «не дадим» вынесено примечание: Доклад Селимы-туташ, прочитанный на Казанском женском съезде, будет представлен в сборнике материалов этого съезда. – С.Ф.) До этого времени властвовало самодержавие Николая. Сейчас оно исчезло, не будучи в силах противостоять желаниям народа. И ваше самодержавие рухнет.  Мы обрушим ваше самодержавие, не дающее нам прав. Придет и на нашу улицу близкий уже праздник! (Аплодисменты.) С. 349-350.

Председатель.

  Здесь для участия в прениях записались около восьмидесяти человек. Я говорил, что желающие выступить, вероятно, уже выступали на заседаниях женской секции. Поступило предложение прекратить прения. Принимаете ли это предложение?  Один человек пусть выскажется «за», другой – «против». (Шум.) С. 350.

Ильяс Алкин.

  Я не хотел выступать. Больше стало противников признания прав за женщинами. Пусть они выскажутся в полной мере. (Продолжается шум.) С.350.

Исмаил Госманов.

  Если хотите дожить с шариатом до Судного дня, разрешение проблемы должно довести до конца. Ранее мы говорили, что джадидизм нам вреден. (Выкрик из зала: «И сейчас вреден».) Ныне же он принят как нечто благоприятное. О многоженстве здесь [заявил] Каримулла-хазрет. (Шум.) Подождите, потерпите, я я только одно скажу. Шариат не дозволяет   брать жену, когда есть другая. (Шум в зале.) Священные аяты говорят: «А если вы боитесь, что не будете справедливы». И далее: «Никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого». Если эти два аята мы объединим, то явственно прозвучит указание, что более одной жены брать нельзя. (Аплодисменты.) С. 350-351.

Некто.

  Господа, мы думали, что не увидим здесь людей, которые были бы против прав женщин. Если в историческую, драгоценную минуту желаете жить счастливо, подумайте о том, чтобы дать женщинам права. Они в любом случае независимо от того, дадите вы или нет, возьмут желаемые права. С. 351.

Председатель.

  Поступило предложение прекратить прения. Ставлю его на голосование. Прошу поднять руки тех, кто за предложение. Заявление удовлетворено. (В это время Нур Ахмад Ишмиев обходит стол президиума и поднимается на трибуну.) С. 351.

Нур Ахмад Ишмиев. (Зал шумит, раздаются выкрики «долой», «долой».)

Председатель.

  Уважаемое собрание. Было принято решение не давать далее слова кому-либо. Однако этот хазрет, сказав, что у него чрезвычайно важное заявление, взял слово. Поэтому, раз у него нечто «чрезвычайное», я взял на себя грех дать ему слово. С. 351.

Н. Ишмиев.

  (В зале шум, крики: «Не нужно», «долой», «долой». Выступление начинается в обстановке шума.) Ради Аллаха, прошу вас, ради защиты прав женщин, позвольте мне сказать лишь одно слово. Вы подумайте, если бы в шариате Аллаха Всевышнего не допускалось многоженство, то в период войны солдаткам, оставшимся без мужей, было бы очень тяжело. (Крики «долой», «долой», свист, хазрет застыл на месте, затем вынужден оставить трибуну. В это время в обстановке шума [к столу президиума] выходит Ильгамия-туташ Туктарова.) С. 351-352.

Председатель.

  Сейчас Ильгамия-туташ снова прочтет резолюции Казанского съезда мусульманок. Принять или не принять – в вашей воле. (Шум в зале затихает.) С. 352.

Габидулла Ходжаев.

  Я предлагаю каждую резолюцию ставить на голосование отдельно. Важный не только в практическом, но и в духовном отношении вопрос остался без должного обсуждения. И хотя я подавал записку о своем желании выступить, из-за прекращения обсуждения не смог высказаться.Это проблема хиджаба. Я предлагаю провести обсуждение этой проблемы с ограниченным числом выступающих. (Ильгамия-туташ зачитывает резолюции Казанского съезда мусульманок.) С. 352.

Председатель.

  Тех, кто готов утвердить резолюцию, зачитанную Ильгамией-туташ, прошу поднять руки. (Резолюция принимается преобладающим большинством голосов.) С. 352.

Фатима-туташ Ахмедова. (Видимо, Кулахметова. – С.Ф.)

  Зачитывает по-татарски и по-русски ранее приведенную резолюцию секции по женскому вопросу в двух пунктах. С. 352.

Доктор Оруджев*. (* Ординатор клиники Московского университета.)

  Поскольку я подчиняюсь решению съезда (имеет в виду решение съезда о прекращении прений), я, к сожалению, не смогу выступить. Я хочу лишь внести одну поправку. Здесь во 2-м пункте заявлено: «Так как многоженство противоречит  гуманизму и справедливости, оно должно быть прекращено в скорейшем времени». Я здесь вставил бы такие слова: «противоречит Корану». Господа! Я скажу: «Мне не дали возможности высказаться. А то бы я из Корана сколько угодно аятов привел, чтобы эти свои слова подкрепить. Я не знаю, где бы Коран наставлял многоженству. В Коране после слов о многоженстве «и если вы боитесь, что не будете справедливы » говорится…» (В зале начинается шум.) Господа, я предлагаю поправку: «Многоженство должно быть уничтожено, так как  противоречит Корану, гуманизму и справедливости». С. 352-353.

Фахрислам Акиев.

  В первом пункте нет слов «пусть будет равенство и в семейном праве». Я прошу добавить эти слова. С. 353.

Ахмед Салихов.

  Я предлагаю такую поправку. В резолюции сказано: «Многоженство должно быть изжито на основе законов». Я против двух последних слов: «на основе законов». Эти слова вызывают очень большое сомнение. Когда, собственно? Любой будет думать: на собрании представителей страны, в парламенте. Таким образом, русский парламент должен будет заняться обычаями мусульман. По-моему, такое положение будет чрезвычайно противоестественным. Если будет сказано: «Многоженство должно быть изжито», - достаточно. Каким образом?  Есть разные пути: побуждение, моральное воздействие, возможно бойкотирование тех, кто женится. Но не через распри в русском парламенте. Думаю, можно и нужно выбросить два эти слова. С. 353.

Ф. Кулахметова.

  Очевидно, наши слова «посредством законов» порождают недопонимание. Я высказала эти слова, имея в виду не законы государства, а «шариатское судебное решение». Здесь  речь не о законе государства, а об издании «шариатского судебного решения». С. 353.

Махфуза-туташ Максудова.

  Я считаю, что следует оставить резолюцию секции: «Многоженство, противоречащее гуманизму и справедливости, должно быть изжито скорейшим образом». Я не могу понять тех, кто говорить, что светские учреждения будут вмешиваться  в наши религиозные дела. Если в Коране нет такого явления, как многоженство, если многоженство не предопределено Кораном и исламом, если это только некая традиция, то, значит, оно вне нашей религиозной жизни. Поэтому, думаю, многоженство должно быть изжито законным образом и безотлагательно, в скором времени, не только через парламент и через съезд представителей всей страны. С. 353-354.

Председатель.

  Ахмед-бек говорит: «Пусть с многоженством будет покончено» и все. Слов «законодательным путем» пусть не будет, говорит. Ставлю на голосование это предложение. (Принимается решение опустить слово «законодательный».) И теперь ставлю на голосование резолюцию целиком. Кто за принятие, прошу поднять руки! (Большинством голосов резолюция* (* См. ее в разделе «». ) принимается.) С. 354.

Всеобщий курултай мусульман России признал право женщин на равноправие. ( Бурные аплодисменты.) Теперь объявляется перерыв на один час. С. 354.

Заявления имамов

Масуд-хазрет Губайдуллин.

  Цель нашего заявления – ознакомить вас с точкой зрения имамов на женский вопрос. (Читает с листа письменно изложенное заявление. Прочитав, изъявляет желание что-то сказать.) Говорит: Основывясь на шариате, мы не против того, чтобы представить права женщинам. С. 372-373.

Председатель.

  Вам было дано право зачитать заявление. Прошу зачитать заявление полностью, включая подписи. (Губайдуллин начинает зачитывать подписи, однако очень торопливо и тихо, как будто не желая, чтобы его расслышали. Поэтому, чтобы собравшиеся ознакомились с подписями, чтение поручается Гаязу-эфенди Исхакову.)

Гаяз Исхаков.

  (Прочитав подписи.) Некоторые места ошибочно прочитал. очень плохо написано. (В зале смеются.) Всего 203 подписи, сказали. Не сумел я сосчитать. Вот и все.

Протест имамов против решения съезда по женскому вопросу

  (В точности.) Рассмотрев следующие пункты резолюции, предложенной Всеобщему мусульманскому съезду женской секцией по женскому вопросу на 10 (8) заседании: «Женщины должны быть равны с мужчинами в социальных и политических правах и многоженство, противоречащее справедливости и гуманизму, должно быть совершенно ликвидировано», - мы, нижеподписавшиеся имамы, решительно с ними не согласны и голосовали против. В связи с чем мы в этих двух вопросах не можем взять на себя ответственность. Когда вы не приняли во внимание поправку имамов, а мы, оберегая статус съезда и почитая съезд, не выказывали тогда протест и не покинули съезд, хотя имели право. Наше решение было следующее: «Помимо ограничений, налагаемых шариатом, в остальных социальных и политических правах женщины должны быть в равенстве с мужчинами» и злоупотреблениям в практике многоженства следует положить конец.

  Мы хотели бы, представив эти свои решения членам президиума Всеобщего мусульманского съезда и прочитав во внеочередном порядке на общем заседании, просить включить его в протокол*. С. 373-374.

(* Далее  на стр. 374-377 приведены 196 подписей имамов, на стр. 377-379 приведены три коротких заявления в поддержку протеста имамов, заверенные в совокупности 29 подписями.)

Отдельное заявление крымских мулл на съезде

  Многоуважаемому президиуму московского Всеобщего мусульманского собрания.

  Доводим до Вашего сведения, что не согласны с пунктами, принятыми 9 мая Всеобщим съездом большинством голосов, по вопросам о наследстве, свидетельстве, разводе и считаем нужным образовать совет ученых женщин для окончательного решения этих вопросов.

Полномочный представитель комиссии казыев Крымского шариатского суда казый Акмечетя Ибрагим Тарпи. Представитель: хатыйб и имам Хусаин-эфенди Ахмад Тарпи (виден, но плохо различается оттиск печати с подписью). С. 379.

Председатель.

  На трибуне – по женскому и земельному вопросам от имени туркестанских мулл. Пожалуйста. С. 379.

Туркестанский мулла Султан Урынбаев.

  …Второе: по женскому вопросу было принято решение, что должно быть равенство во всем. Мы разъясняем, что пункты о свидетельстве, наследовании, разводе, многоженстве противоречат шариату. Наше пожелание таково: воспользоваться достигнутой свободой, чтобы принять единое и перспективное с точки зрения шариата решение. (Крики из зала: «Долой». Иные свистят.) С. 381.

Председатель.

  Вам слово было дано для чтения заявления, не для изложения Ваших соображений.

([C. Урынбаев] читает.) См. далее шестую часть.

Из: Бөтен Русия мөселманларының 1917 елда, 1-11 майда Мәскәүдә булган гомуми съездының  протоколлары. Петроград, 1918

Иллюстрация-заставка: Дом Асадуллаева (портал) в Москве, в котором состоялись заседания Всеобщего всероссийского мусульманского съезда в мае 1917 г. Сведения о фотографии: Автор: Ерней - собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5967117 (в аннотации к снимку по указанному адресу портал дома назван "ворота", что ошибочно).

Фаизов Сагит Фяритович, составитель, переводчик.

13 апреля 2017 г.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.