Previous Entry Share Next Entry
Документы женского мусульманского движения 1906-1917 гг. 6 часть
sagitfaizov









Сагит Фаизов

Публикация, сборник документов в электронном формате, является дополнением к изданию: Фаизов, С. Ф. Движение мусульманок России за права женщин в 1917 г.: страницы истории. Нижний Новгород, 2005.


Заявление туркестанцев по женскому вопросу

Многоуважаемому президиуму Всеобщего московского съезда российских мусульман заявление от представителей 13 миллионов туркестанских мусульман извещение.

Мы, делегаты 13 миллионов мусульман Туркестана (одно слово неразборчиво), пребывая в согласии с исламским шариатом и великим Кораном,  выражаем свое несогласие с решением по вопросу о женщинах, принятым 9 мая 1917 года. Вот с некоторыми [пунктами], противоречащими шариату и ясному тексту  [Корана], мы не согласны, и разъясняем свои протест  и неудовлетворенность. На самом деле, равенство женщины с мужчиной в наследовании решительно противоречит тексту Корана “сыну долю, подобную доле двух дочерей”,  равенство женщины мужчине в вопросе о свидетельствовании также решительно противоречит тексту аята великого Корана: “И берите в свидетели двух из ваших мужчин, а если не будет двух мужчин, то мужчину и двух женщин”. Муса Бигиев допустил серьезную ошибку в этом вопросе, и его речь нельзя признать правильной. Так же и в вопросе развода. Шариатом запрещено, чтобы  женщины, [считая себя] в равенстве с мужчинами, сами могут полагать себя разведенными. И хадису         ?   это противоречит.  Однако “низложение” , то есть, когда женщина по своему побуждению и мужчина по своему согласию               осуществляют расставание, дозволено шариатом. По существу, если эта проблема рассматривается в рамках шариата, то она перестает быть проблемой.

И также по вопросу о покрывалах женщин мы, туркестанцы, объявляем свое несогласие, так как  это [решение] категорически противоречит следующему великому аяту:  “О пророк, скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала”*. (* Далее в протоколах отмечено, что заявление подписано теми же 15 персонами, которые подписали обращение по земельному вопросу.) С. 381-382.

Реплика против протеста  туркестанских мулл

Рафиков.

Заявления, зачитанные Султаном Урынбаевым по женскому и земельному вопросам, не могут считаться заявленими от имени всех туркестанских мусульман, прошу расценивать их только как заявления подписавших их мулл.   Мы представители туркестанских татар, киргизов и узбекских рабочих выказываем презрение к заявлениям, зачитанным Султаном Урынбаевым. Это не голос всего туркестанского народа, а лишь голос мулл, подписавших их. (Под заявлением семь  подписей, но они неразборчивы и воспроизвести их невозможно.) С. 382-383.

Возвращение к женскому вопросу в конце заседания 10 мая

Насибулла Тухватуллин.

Когда нас выбирали, чтобы послать сюда, сказали: “За пределы шариата не выходить”. Здесь фронтовикам и имамам, говорящим, что нельзя достичь какой-либо цели, выходя за пределы шариата, кричат “долой”. (Председатель: “Говорите о женском вопросе.”)  Мы не согласны давать права вне шариата. Я три года воюю. Если я вернусь домой, и окажется, что жена с пузом… (Громкий смех в зале.) Нас выбрали и с фронта сюда направили несколько тысяч человек. А вы смеетесь, когда вам передают их слова. Какая может быть свобода, если нельзя говорить? Если дать столько прав мусульманским женщинам, ничего путного не получится. Не будет такого, чтобы, вернувшись домой, я склонил голову перед женой там, где шариат не указывает!*. С. 429. (* Сравните с высказыванием русского солдата по поводу предоставления женщинам избирательных прав: “Это значит, я теперь свою бабу и ударить не смей?” – на что женщины отвечали: “Нет, голубчик. Небось, сунься-ка. Дадим мы себя бить. Как бы не так. Теперь правов таких нет” (Цит. по: Стайтс, Ричард Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. Москва, 2004.С. 402).

Заключительные выступления в последний день работы съезда

Ильгамия Туктарова.

Господа! Это был наш первый съезд. Поэтому мы приехали сюда с большими желаниями. Поздравляю от имени женщин. Мы приехали сюда с большими надеждами. Думали, возьмутся с нами рука об руку и пойдут так далее. И вот что получилось. Показали мужчинам, что готовы объединиться. И мы присоединились. И далее будем в союзе. Так должно было быть.  Наше бытие только таким представляется, чтобы вы нас считали людьми, что мужчины и женщины идут вперед в единстве.  Мы не предполагали, что среди мужчин будут такие, кто будет против нас. Особенно не ожидали этого от наших духовных наставников. Среди мулл было немало тех, кто был против нас. Поэтому с муллами нам не по пути, и детям нашим с ними будет не по пути. Мы пойдем вперед, взявшись рука об руку, только с теми, кто защищает нас. И дети наши с ними будут. (Аплодисменты.) С. 455.

Хасан Гата-хазрет.

Господа! Да будет известно вам, вот что следует принять во внимание: в облачные дни раб божий ощущает давление, чувствует себя болезненно, к такому роду принадлежит сословие ученых.  Я сам из категории ученых. Мы вынуждены считаться с нажимом с двух сторон: люди избравшие нас, дали нам наказ, напутствуя нас. В выборах участвуют женщины других наций, мусульманки пусть участвуют, вреда нет. Однако их нельзя уравнять с мужчинами во всех правах. Вот что писал Риза-хазрет* (* Ризаэтдин Фахретдинов.): «Женщины в 4 вопросах (наследования, свидетельствования, развода, имамата* {* То есть правомочности на предстояние во время общей молитвы.}) определены отдельно от мужчин». По этому поводу Муса-эфенди Бигиев целый час усердствовал (шум в зале), ничего не объяснил. С одной стороны, мы должны следовать шариату. С другой, должны следовать мнению пославших нас людей. Мы не можем предать наши убеждения. Наши решения такими были. (Свистят.) Уважаемое собрание! Посмотрите! Разные проблемы разрешены. (Народ горячится.) Последнее мое слово, сестры наши говорят: «Не будем участвовать». Поздравляем их с тем, что сами о себе могут позаботиться. (Некоторые кричат: «И сами вы не нужны, и поздравления ваши не нужны».) Хорошо, если в будущем это не вызовет осложнений. Поздравляю их с тем, что могут себя показать. Ученые – ваши братья. Это будущее докажет. И мы от вас не будем отделяться, иншалла. Поможем, если потребуется, каждой из вас. С. 457-458.  

Фатих Каримов.

…В один из дней на обсуждение была поставлена очень важная женская проблема. В связи с этим обнаружились пылкие страсти. Нельзя возмущаться, что, дескать, дали слишком широкие права. Я полагаю, что страсти по этому поводу следует оставить здесь. Наши женщины  наделены правами, но они издавна имели широкие права. Только до сих пор эти права валялись, покрытые пылью. Сегодня их подняли, очистили от пыли, и ни к чему заводить немыслимые дискуссии. Вот что нужно иметь в виду: нация – единое тело, женщины – его половина. Если половину тела охватит паралич, то оно не будет действовать. Поэтому, если женщинам, составляющим половину нации, не позволим пользоваться всеми правами, если паралич продолжится, то нация наша не сможет жить далее. Этот съезд дал основу для возрождения половины нации. Теперь наша нация станет целостной. (Аплодисменты.) С. 461.

Рахманкулов.

Товарищи! Съезд заканчивает свою работу. Так как я от социал-демократической партии, лишь одно слово скажу. (Выкрик из зала: разве им два слова не позволено сказать?) Вы помогли в рабочем и крестьянском вопросах. Но женский вопрос вы сузили. Мы,  социал-демократы, присоединяемся к лагерю женщин. Дайте им их права!

Султангали*.      (* Вероятно, Мирсаид Султангалиев (1892-1940), известный политический деятель, летом 1917 г. – секретарь-делопроизводитель Исполнительного комитета Всероссийского мусульманского совета.)

Мы собрались. Похлопали. И что в итоге? Аят «Просящего не отгоняй»* (* Сура 93, аят 10.) в самом начале не прочитали. Недавние грубые слова такое впечатление произвели, не прочитали, прав не дали.

Монасибов.

Многоуважаемые братья и сестры! Мы одиннадцатый день вместе. Разные ситуации пережили. Было, вероятно, такое, что я в своих выступлениях касался личности кого-либо. Когда вернемся домой, не должно вновь поднимать проблему женщин. Да будет благословенным съезд. С. 465.

Дибирдиев*. (* Вероятно, Юсуф Хаджи Дибирдиев (Дибердиев), предприниматель, публицист, поэт, автор брошюры «Дайте женщинам доступ на общественные намазы» (1916) )

(«Права женщин должны быть реализованы», - сказал он и произнес короткую речь по-русски. Однако стенографистки не записали ее.) С. 465-466.

Репрезентация фрагментов протоколов завершена. С.Ф.

Библиография

Актуальные проблемы истории государственности татарского народа: Материалы научной конференции, г. Казань, 25 апреля 2000 г. Казань, 2000.

Амирханов Р.У. Татарская  дореволюционная пресса в контесте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры). Казань, 2002.

Антология гендерной теории. Москва, 2000.

Биктимирова Т. Ә. Татар хатын-кызлары мәгърифәт юлында. Казан, 2001.

Брайдотти Р. Путем номадизма // Гендерные исследования. 2000. № 4.

Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение. Москва, 2001.

Бурнашева Заһидә Татар хатын-кызлары хәрәкәте тарихыннан. Казан, 1971.

Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). Москва-Петроград, 1923. Вып. I

Галиуллина Г. Р. Женский вопрос в России: региональный аспект (1900-1917) / Автореферат дисс. канд. ист. наук. Казань, 1995.

Ганкевич В.Ю. На службе правде и просвещению: Краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского (1851-1914). Симферополь, 2000.

Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. Краснодар, 1998.

Давлетшин Т.Д.  Советский Татарстан: теория и практика ленинской национальной политики. Лондон-Мюнхен, 1974.

Диманштейн С.М. Революция и национальный вопрос. Т. 3. Москва, 1930.

Жеребкина И. «Прочти мое желание…» Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. Москва, 2000.

Значение и смысл Корана. В четырех томах. Москва, 2002.

Икбал, Мухаммад Реконструкция религиозной мысли в исламе. Москва, 2002.

Исак, Фарид Быть мусульманином. Москва, 2002.

Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации. Казань, 1997.

Исхакый, Гаяз Идел-Урал. Яр Чаллы, 1992.

Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). Москва, 2001.

Ислам в России и Средней  Азии: Восточный сборник «Лотос» № 1. Москва, 1993.

История персидской литературы XIX-XX веков. Москва, 1999.

Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. Москва, 1990.

Крылова Н.Л. Русские женщины в Африке. Проблемы адаптации. Москва, 1996.

Крымскотатарская литература. Сборник произведений фольклора и литературы VIII-XX вв. Симферополь, 2002.

Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905-1917 гг.). Казань, 1992.

Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служение! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби). Казань, 2003.

Махмутова А.Х. Феномен Мухлисы Буби // Татарские новости. 2004. № 9.

Международные акты о правах человека. Сб. док. Мосвка, 2000.

Мусин Ф.М. Гаяз Исхаки. Казан, 1998.

Мухетдинов Д.В. Из прошлого религиозного мусульманского образования на Нижегородчине в XVIII – начале XX вв. Нижний Новгород, 2004.

Очерки истории татарской общественной мысли. Казань, 2000.

Репина Л.П. Гендерная история сегодня: проблемы и перспективы // Адам и Ева. 2001. № 1. С. 7-19.

Соколова И.Н. О проблеме освобождения арабской женщины (на материале сборника Мелек Хифни Насиф «ан-Нисайат») // Ученые записки ЛГУ. Серия востоковедческих наук. Вып. 32. Востоковедение. Ленинград, 1990. С. 119-125.

Стайтс, Ричард Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860-1930. Москва, 2004.

Степанянц М.Т. Образ женщины в религиозном сознании: прошлое, настоящее, будущее // Общественные науки. 1993. № 4. С. 177-183. 

Тоган, Заки Валиди Воспоминания. Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Москва, 1997.

Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX веков. Казань, 2003.

Фаизов С.Ф. Женщина и Коран. О запретах, которых нет // Голос Крыма. 2004. 18 июня.

Фаизов С.Ф. Рец. на кн.: Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби). Казань, 2003 // Отечественные архивы. 2004. № 5. С. 135-136.

Фаизов С.Ф. Документы Всероссийского мусульманского национального совета о сопротивлении консерваторов феминистическому движению российских мусульманок в регионах в 1917 г. // Отечественные архивы. 2004. № 6. С. 67 –70.

Хабутдинов А. Органы национальной автономии тюрко-татар мусульман Внутренней России и Сибири в 1917-1918 гг. Вологда, 2001.

Аль-Хашими, Мухаммад Али Личность мусульманки согласно Корана и Сунны. Уфа, 2003.

Юсупов М. Х. Галимджан Баруди. Казан, 2003.

Cevdet Ş. Tatar Kadınlıgı // Gök Kitab. Vd. 1335. S. 120.

Daulet S. The First All Muslim Congress of Russia, Moscow, 1-11 May 1917 // Central Asian Survey. 1989.Vol. 8. № 1. Pp. 21-47.

Faizov S.F., Afferica J. Muslim Women and First All-Russian Muslim Congress // Lives and Voices. Sources in European Women,s history / Comp. L. Caprio, M.E. Wisner. Boston-New York. 2001. P. 437-440.

Fisher A.W. The Crimean Tatars. Stanford-California. 1978.

Hablemitoglu Ş., Hablemitoglu N. Şefika Gaspıralı ve Rusy,ada Türk Kadın Hareketi (1893-1920). Ankara, 1998.

Kırımal E. Der Nationale Kampf der Krimturken. Emsdetten-Westfalen, 1952.

Kırımer C.S. Bazı Hatıralar. Istanbul, 1993.

Kırımlı H. Kırım Tatarlarında Milli Kimlik ve Milli Hareketler (1905-1916). Ankara, 1996.

Rorlich A.-A. The Volga Tatars – A Profile in National Resilience. Stanford, 1986.

Taymas A.B. Rus Ihtilalinden Hatıralar Istanbul, 1968.

Tonguç F. Kırım Kadınlıgı // Kırım Mecmuası. 1918. № 3. S.54-58.


Основной источник: Бөтен Русия мөселманларының 1917 елда, 1-11 майда Мәскәүдә булган гомуми съездының  протоколлары. Петроград, 1918.

Примечание составителя: публикуемый сборник "Документы..." состоит из 6 частей. Ранее сборник был вывешен на азербайджанском гендерном сайте, длительное время не действовавшем, как приложение к изданию "Движение мусульманок России...", нынешний азербайджанский адрес публикации http://www.gender-az.org/index.shtml?id_main=43).

Иллюстрация-заставка: Дом Асадуллаева (портал) в Москве, в котором состоялись заседания Всеобщего всероссийского мусульманского съезда в мае 1917 г. Сведения о фотографии: Автор: Ерней - собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5967117 (в аннотации к снимку по указанному адресу портал дома назван "ворота", что ошибочно).

Фаизов Сагит Фяритович, составитель, переводчик

Комментарии ко всем текстам моего журнала заблокированы мной же в связи с появлением пункта о субсидиарной ответственности блогера и комментатора в новом соглашении администрации ЖЖ и блогера. С.Ф.

13 апреля 2017 г.      


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account