?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Станция Верхазовка. Журнал Новоузенского уездного земского собрания об одном проекте
sagitfaizov

Сагит Фаизов

Станция Верхазовка. Журнал Новоузенского уездного земского собрания об одном проекте







     В Верхазовке во второй половине прошедшего века еще можно было  слышать  предание о том, что через наше село могла быть проложена та железная дорога, которая проходит через Дергачи, да «тогдашние» старики этому проекту воспротивились и железная дорога досталась Дергачам. Я несколько десятилетий не мог найти объяснения этому занятному феномену устной памяти Верхазовки, но сегодня все-таки нашел – в протоколах заседаний Новоузенского земского собрания от 12 мая 1886 года. В тот день собрание обсуждало, среди прочих, проект общества Тамбово-Саратовской железной дороги и правительства, предусматривающий строительство магистрали между Покровской слободой, нынешним городом Энгельсом*, и городом Уральском, столицей Области Уральского казачьего войска. Дорога Тамбов – Саратов к тому времени уже пятнадцать лет как существовала.
Фрагмент протокола.
    «Читан доклад № 6 по вопросу проектируемой правительством железной дороги от слоб. Покровской к Уралу через Новоузенский уезд  и доложено сообщение землевладельца Якова Доремидонтовича Эсмонт по этому же вопросу <…>.
   Г. Гузев. Так как  железнодорожная линия проектируется в 2-х направлениях, от слоб. Покровской через с. Дергачи на Уральск и 2-я от слоб. Покровской через гор. Новоузенск на Уральск, то, мне кажется, собранию необходимо выяснить: которое из направлений более выгодно для здешнего края. По моему мнению, должно быть на с. Дергачи, так как в этом случае железнодорожный путь пройдет через более населенную часть уезда и на большем его протяжении сравнительно с линиею на Новоузенск.
   Г. Рождественский, не соглашаясь с мнением Гузева, напротив , доказывал, что направление железной дороги через гор. Новоузенск более выгодно для уезда». Журнал на 1886 год,  № 3 от 12 мая. Самара 1886. С. 15 (и 16-17).
Далее участник заседания Ильенко-Петровский высказался за прокладку линии на Новоузенск, но от Новоузенска  она должна была, по его мысли, идти на Индерские горы**. Обосновывая свое предложение, он сослался на брошюру А.В.  Лукина*** «Будущее железной дороги из Европейской России в Азию». Идея Ильенко-Петровского об ориентации на Индеры была отклонена, собрание решило ходатайствовать о прокладке магистрали через Новоузенск на Уральск. Если бы одобренный собранием проект был принят компанией и правительством как конечный, то дорога, с большой вероятностью, прошла бы мимо Верхазовки, поскольку одной из важнейших задач принципиально новой транспортной линии было активизировать торговые связи и благодаря этому всю экономику региона, - соответственно, она должна была пройти близко к населенным землям Осиново-Гайской и Дергачевской волостей (южнее Верхазовки и Сафаровки сел или деревень тогда не было) с дальнейшей ориентацией на поселок, или станицу, Чижинский 1-й****, находившийся в Области Уральского казачьего войска в среднем течении реки Чижа 1-я. Выбор такого маршрута соответствовал бы, в целом,  также карте водоразделов  рек Алтата и Красная, с одной стороны, и Чижей, с другой. Если бы маршрут прошел по верховьям Чижей, то есть севернее Чижинского 1-го, то карта водоразделов была бы учтена наилучшим образом – при некотором ущемлении интересов экономической географии.
   Станция рядом с Верхазовкой могла бы получить название по ближайшей известной реке – «Турмак», аналогично дергачевской станции «Алтата»*****. Замечу, что в 80-х годах девятнадцатого века в Верхазовка уже была станция – ямская, с постоялым двором и конюшней. Она была одним из опорных транспортных пунктов, соединявших Новоузенск с Алтатой и Дергачами.
   Первый поезд в Дергачи пришел в 1894 году.
Примечания.

*Саратов исходным пунктом не указывался – в силу отсутствия моста через Волгу и отсутствия прямой связи с будущим областным центром. Мост, напротив Увека, был построен в мае 1935 г.  См.  ст-ю «Саратовский железнодорожный мост» Википедии. Начиналась дорога, действительно, в Покровске, но сегодня "покровский" вокзал как железнодорожный уже не работает.
**Индерские горы – восточнее реки Урал в ее нижнем течении.
***Помощник начальника Тамбово-Саратовской железной дороги.
****Этот населенный пункт указывается на старых картах двояко: Чижинская 1-я (сер. 19 в.) и Чижинский 1-й (кон. 19 в.).
*****Название Алтата для дергачевской станции было выбрано по той причине, что к началу строительства линии Покровск - Уральск на карте железных дорог России уже присутствовала станция Дергачи (в городке с таким же названием под Харьковом, откуда происходят основатели саратовских Дергачей), железнодорожники не любят одинаковых названий в своей дорожной сети, по понятной причине.Попутно: станцию могли назвать "Хохлы Новенькие", так называлось - во второй пол. 19 в. - то место, где ныне находится админ. центр поселка; одно из двух первоначальных названий будущего районного центра тогда еще помнили.
Источник карты: Г.Н. Нелипа и др. Годы созидания. Приволжская железная дорога. 140 лет в документах. 2-е изд. Том 1. Саратов, 2014.
Вероятный рисунок маршрута Новоузенск – Верхазовка – Чижинский – Уральск, локализация Дергачей нанесены на карту автором заметки.
Опубликована 17 февраля 2018 г.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.