Previous Entry Share Next Entry
"Сафаровский крупный колхоз, если посмотреть сверху", или в Сафаровке по Платонову
sagitfaizov


"Сафаровский крупный колхоз, если посмотреть сверху", или в Сафаровке по Платонову

Статья "Сафаровский крупный колхоз, перейдя к артели, обобществил всю скотину и орудия труда", опубликованная саратовской газетой "Ялкын" 15 декабря 1929 г. Репрезентация оригинального текста, перевод и комментарии
Вводные замечания.

С середины сентября этого года ВКПб взяла курс на унификацию имущественно-производственных отношений на селе в форме коллективных хозяйств, или артелей.Такая форма хозяйствования существовала и раньше (не повсеместно), но не была доминирующей и уживалась как с другими формами кооперирования, так и с частными хозяйствами (бедняков, середняков, кулаков). В селах и деревнях, где колхозы уже были, новый этап коллективизации выглядел как укрупнение артели или как переход к артели, хотя ранее существовавший колхоз с юридической точки зрения тоже был артелью*. Вторая сторона этого процесса – повышение уровня обобществления имущества членов артели. Из публикуемой статьи видно, что в ранее существовавшем, но еще формально действующем колхозе “Чулпан” живность крестьянского двора не обобществлялась, орудия труда либо не были обобществлены, либо лишь часть их была передана в общее пользование. Третья сторона, также наблюдаемая в Сафаровке** – качественное изменение политического климата в деревне, с резким переходом к вытеснению религиозных обрядов, усилением идейного влияния и административного доминирования ВКПб и комсомола. Четвертая – вытеснение зажиточного крестьянства из сферы сельскохозяйственного производства, с недопущением его в колхозы, из сельских советов и в конечном итоге - из села. Эта коллизия, пожалуй, основная в насыщенном агитацией рассказе о переходе Сафаровки от нэповского “Чулпана” к партийному “Прожектору”.

* "А мы хотим сделать тут такой колхоз, чтобы он был, как автомобиль "форд", годен по организационной форме и мужику-африканцу, и бедняку-индейцу" (Андрей Платонов Впрок. Бедняцкая хроника).
**Сафаровка (Сафарка) - село в Дергачевском районе Нижне-Волжского края (ныне - Саратовской области). Соседние села: Верхазовка, Алтата, Осинов Гай, Орошаемово, Красная Речка.


Перевод.

Сафаровский крупный колхоз, перейдя к артели, обобществил всю скотину и орудия труда

Сафаровский крупный колхоз, если посмотреть сверху, представляется хорошо работающим, но если углубиться во внутреннее состояние, то видно много недостатков. Из этих недостатков самым большим было неустроенность колхозного руководства. Члены правления не могли удовлетворить ни одной просьбы члена колхоза.  Саттаров отправляет к Тимербулатову, а он: Вот придет председатель Богданов, у него спросите, - с чем отправляет обратно. А Богданов и 10 дней в месяц в Сафаровке не живет, он или в Дергачах, или в Пугачеве. Куда бы не ездил, всегда найдет причину незавершенности своего дела и повод для новой поездки.
Этот бюрократизм проявляется и при утверждении колхозов: 25 дней прошло, как колхоз “Чулпан” подал заявку на регистрацию его как крупного. И общим собранием его до сих пор не утвердили.
Закрепление в табели работы членов колхоза растянулось на месяц, но до сих пор не завершено.
Эти недостатки обсуждались на колхозном общем собрании. Сейчас колхоз “Прожектор”, перейдя к уставу артели, обобществил всю скотину и орудия труда. Вступительный взнос определили в 3 рубля и паевой взнос в 100 рублей.
Договорились, что все члены семьи и двора старше 16 лет при вступлении в колхоз вносят паевой взнос.
Этим решением Сафаровский совет, деревня Карамаганда и хутора вошли в один колхоз.  В течение недели пережили много трудностей. Договорились, чтобы в колхозах кулаки и их защитники не пачкали идею крупного колхоза, и случилось, что в колхозе “Чулпан” какие-то горлопаны, собравшись, написали: “Мы скотину не обобществим, сами весной не выйдем на работу”, - и, подписавшись под протоколом, отнесли его в правление.
Во-вторых, известны слухи:  умрет ли ребенок, дочь ли замуж выходит, - если намаз читаешь, этого в артели нельзя, если это происходит, из артели исключают, подают в суд, - такие ложные слухи распространяют.
Партийная организация, сплотив вокруг себя всех бедняков, батраков, делегаток, начала давать ответ этому. Стало ясным, что указанное выше решение “Чулпана”, продиктовано было умом двух людей; остальные от своих слов отказались.
Все комсомольцы и школьники после смерти ребенка одного товарища устроили похороны с красными флагами, показали, как нужно хоронить.
Показали, как выдавать замуж: две батрачки вышли замуж за двух батраков, устроив свадьбу в народном доме, и все бедняки их поздравляли, подарив по 25 рублей*.
Видя эти очевидные факты, кулаки, не желая выпускать из рук свой кусок, готовятся различными путями бороться против колхоза.
Однако эти дела обречены на провал. Так как бедняки и батраки на своем прямом опыте чувствуют, кто такие кулаки. Бедняков и батраков ныне привлекают к производственным совещаниям, созданным при крупном колхозе, к соревнованию с различными группами в колхозе – и это твердый ответ кулакам со стороны батраков.
Член колхоза.
*Здесь примечательно, что нэповский колхоз Алтаты назывался “Марс” и составлял супружескую оппозицию к сафаровской “Чулпан” (“Венере”).

Копирование оригинала (в отделе газет РГБ, Химки), визуализация снимка, перевод текста и комментарии - Сагит Фаизов.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account