?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Казанский "дракон": происхождение и метаморфозы. Часть 4
sagitfaizov

Сагит Фаизов

Казанский "дракон": происхождение, морфологические и функционально-смысловые метаморфозы. Часть 4



Олень. Геральдический знак чингизидов. Возникновение рогов оленя на голове булгарского псевдодракона могло мотивироваться как чингизидским влиянием, так и более ранним хазарским. Изображение оленя на печати Владимира Андреевича Старицкого – довольно ясный индикатор геральдической функции оленя в Золотой Орде и ее улусах. В середине XVII в. объемные фигурки оленей фиксируются как украшение царского места [Britania & Muscovy, p. 198], два оленя украшают кирасу работы известного придворного мастера Никиты Давыдова (последняя четверть XVII в.), хранящую¬ся в Оружейной палате [Государева Оружейная палата, 2002, илл. 24].
Ворона/ворон. Клюв вороны/ворона наблюдается у псевдодракона на государственных печатях Ивана Грозного и Петра I (по ре¬продукции И.Г. Корба). Ранее вороньи клювы носили драконы чингизидов – на обоймице и поясном наконечнике, опубликованных М.Г. Крамаровским, но не идентифицированные им. На печати Петра I вороний клюв – образец иронической энигматики в практике символизирования (при условии, что репродукция Корба аутентична оригиналу).
Кот. Появляется в «Титулярнике» 1672 г. в таких фрагментах символа «Болгарского княжества», как голова и хвост, (тело и лапы собаки). Время его вхождения в семейство геральдических знаков животного происхождения совпадает со временем рождения и популяризации лубков «Мыши кота погребают» и «Кот Казанский». Нижняя часть лап Кота Казанского лубка «Кот Казанский» и композита «Болгарского княжества» почти тождественны по изобразительному решению. Пример привнесения сарказма или иронии в практику символизирования – как и в ряде других случаев включения в композитное изображение сопутствующих формантов и иных сопутствующих графических или рельефных характеристик.
Мышь. Голова мыши (с помятыми ушами) присутствует у собаки «Печати Болгарской» на царском саадачном покровце с гербами первой пол. XVII в.
Крыса. Образ крысы обнаруживает себя в контаминации челюсти крысы с головой собаки у казанского «титулярного» псевдодракона и аналогичной контаминации с головой кота у собаки «Булгарского княжества» в «Титулярнике».
Лев/львица. Морфологема носа льва/львицы наблюдается как элемент головы булгарской собаки (кота) в «Титулярнике» 1672 г. Собака, кот, крыса и лев/львица, объединенные в один композит, пародируют друг друга, создавая очевидный комический эффект и смысл.
Орел. Опушенные лапы орла впервые наблюдаются у булгарского псевдодракона с бронзовой бляхи. Повторно они возникнут уже у казанского композита на Малом государственном и губернском гербах 1856 г. На предметах геральдического значения из царской казны конца XVII в. орел испытывал тяготение к трансформации в дракона: опись казны 1702 г. зафиксировала два предмета (видимо, жезлы) под названием «орел шестиглавый», у которых наверху изображался орел двуглавый с изумрудом, «другой орел внизу о шти головах». Кроме того, в описи зафиксированы скипетр и жезл с трехглавым орлом [РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. хр. 606. Лл. 37 об, 40 об, 44 об]. Скипетр с трехглавым орлом изображен в «Титулярнике» в руках царя Алексея Михайловича [Царский титулярник, 2007, с. 50].
Агнец/баран. Мотив агнца/барана виден в завитках шерсти булгарской собаки «Титулярника», в профиле головы и шеи собаки «Булгарского княжества» на Большом государственном гербе 1857 г. [Вилинбахов, 1997, илл. на с. 107] и в куцем ее хвосте на государственном знамени 1896 г. [The Regalia, 1994, t. 167].
Попугай. Поздний фрагментарно представленный персонаж герба Казанской губернии (1856 г.) Появляется вместе с коробкообразной нижней пластиной клюва симплициссимуса. Ранее в российском геральдическом семействе попугай появлялся в качестве украшения декоративной тарелки с российским гербом и гербами важнейших земель Русского государства из казны царя Алексея Михайловича [Вилинбахов, 1997, илл. на с. 75], колчане царевича Алексея Алексе¬евича (1667) – рядом с геральдическими знаками регионов России [Государева Оружейная палата, 2002, илл. 68]. Два попугая размещены над троном царей Ивана и Петра Алексеевичей [Государственная Оружейная палата, 1988, илл. 251; Мартынова, 2010, с. 127, илл. 1] (22).
                                                                                    * * *
На возрождающемся из пепла в течение последних семисот лет фениксе с головой собаки сошлись менталитетные представления и геральдические традиции многих народов, но метафоры идентичности, сконцентрированные в лаконичном рисунке, почти неразличимы: в драконе с собачьей головой присутствуют Волжская Булгария и Западная Европа, змеевидное туловище псевдодракона суммирует образы, генерированные мифологией тюрок и восточных славян, геральдикой Золотой Орды, его орлиные лапы ассоциативно связаны почти в равной мере с симплициссимусом 1856 г. и булгарским псевдодраконом XIII–XIV cт. Слишком большая для геральдического символа сумма первичных аппрезентаций и менталитетных контекстов сопряжена в казанском композите 2004 г. возрождением в нем двух качеств, которые ранее, очевидно, имели конъюнктурную мотивировку: стреловидного языка в сочетании с собачьей головой (едва ли в истории геральдики найдется такой прецедент – до 1781 г.) и пепельного цвета тела псевдодракона.
Все три композита казанского герба второй пол. XVI–XX вв.: псевдодракон с собачьей головой, василиск, симплициссимус – и сопровождающая их собака «Булгарского княжества» являют сложную смесь смысловых и психо-эмоциональных кодов: иронической аппрезентации «Казанского царства» и «Булгарского княжества» вкупе с энигматической репрезентацией менталитетного отчуждения, адресованного бывшим подданным казанского «царя» и булгарского «князя», и при всем том – напоминанием о былом величии «царства» и «княжества» (что подразумевало принципиально большее величие царства царств – империи). Совмещение в государственном геральдическом знаке денотации и коннотации одного и того же объекта символизирования – части империи, – не обязательное условие строительства символической модели империи, но безошибочный индикатор неблагополучия в выборе модели сосуществования метрополии и царства.
Эволюция и метаморфозы булгаро-татарских символов в составе русской государственной геральдики почти на всем протяжении этих дополняющих друг друга процессов находились в зависимости не только от политического противоборства двух сторон (до 1552 г.) и задач символического воздействия на объект управления (после 1552 г.). Как политическое противоборство Казани и Москвы, сопровождавшееся переносом символов из Казани в Москву, так и символическая конституционализация завоевания Казани, символическое подтверждение пребывания региона в составе империи и символическая же репрезентация обновляющегося время от времени восприятия «царства» метрополией – все эти практические и условные интеракционные действия в значительной мере были действиями, направленными на достижение, сохранение или недопущение гегемонии на пространстве распавшейся Великой Орды всеми преемниками Орды (до 1552–1598 гг.), укрепления гегемонии победителя этого противоборства и его противостояния с последним оппонентом в споре за наследие чингизидов – с Крымским ханством (до 1783 г.). Россия, не решавшаяся до конца XVII в. включать в титул своих самодержцев в их письмах к крымским ханам и принцам Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, закрепила эмблемы этих ханств в государственном гербе не позже 1583 г. (эмблема Сибири размещена на обратной стороне печати 1583 г.), но не ограничилась этим и заявила тогда, в том же гербе, свои притязания на все ордынское статусное и территориальное наследие. Формирующаяся новая империя без крымского татарина оставалась неполной, но ко времени аннексии Крымского юрта счеты Ивана Грозного к Девлет-Гирею и его зашифрованное в металле завещание – об ордынской родословной Русского государства и ордынском знаменовании казанского герба – было едва ли не позабыто, «перенос империи» в целом уже состоялся. Тем не менее, если императоры и императрицы отводили «казанскому» дракону самые престижные места на гербах и знаменах империи, здесь действовала не сила инерции, а актуальная память: в «местническом» споре с другими знаками государственного герба дракон в конечном итоге поднялся на первенствующее место – как это было в 1583 г., Крымское «царство», несмотря на все свое величие, продолжало оставаться втуне, а булгарская/казанская собака своим почти нелепым присутствием рядом с драконом никого не смущала: в этой нелепости давала знать о себе другая империя.

22. Между попугаями находится крылатый дракон (почти посередине ажурной декорированной арки над тронами), ниже его – чеканная реплика с гравюры Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол» [Государственная Оружейная палата, 1988, илл. 251], не «читаемая» комментаторами.
Список источников и литературы
РГАДА. Ф. 396. Оружейная палата. Оп. 2. Ед. хр. 190.
РГАДА. Ф. 396. Оружейная палата. Оп. 2. Ед. хр. 606.
РГАДА. Ф. 396. Оружейная палата. Оп. 2. Ед. хр. 631.
Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV–XVI вв. Казань. Татарское кн. изд-во.1995. – 160 с.
Алярд К. Книга о флагах. СПб. Сенатская тип. 1911. – 91 с.
Арциховский А.В. Древнерусские областные гербы // Ученые записки МГУ. Вып. 93. История. Кн. 1. Москва. Изд-во МГУ, 1946. с. 43–66.
Афанасьев А.Н. Змей // Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В 3 томах. Т. 2. Москва. Изд. К.Солдатенкова. с. 509–635.
Багдасаров Р. Змей мытарств и многофазовая инициация в христианстве // Россия и гнозис / Материалы конференции. Москва. Рудомино. 2001. с. 81–90.
Белавенец П. Изменение Российского Государственного герба в императорский период (историческая справка) // Вестник императорского об¬щества ревнителей истории. Вып. 2. СПб. 1915. с. 59–84.
Белова О.В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. Москва. Индрик. 2001. – 320 с.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Москва. Российское Библейское общество. 2002.– 1296 с.
Бойцов М. Символический мимесис – в средневековье, но и не только // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. Москва. ОГИ. 2005. с. 355–396.
Булычев А.А. Между святыми и демонами. Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. Москва. Знак. 2005. – 301 с.
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство древней Руси. Москва. Искусство. 1993. – 255 с.
Вәлиев Ф., Әхмәтҗанов М. Казан патшалыгы гербы. Идел. 1974. 4. 90–94 б.
Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. Йошкар-Ола. Марийское книжное издательство. 1975. – 212 с.
Валеев Ф.Х., Валеева Г.Ф. Древнее искусство Татарстана. Казань. Татарское книжное издательство. 2002. – 102 с.
Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X – начало XIII вв.). Казань. Татарское книжное издательство. 1983. – 131 с.
Валеева-Сулейманова Г.Х., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар / Альбом. Москва. Советский художник. 1990. – 215 с.
Вилинбахов Г.В., Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец (об¬раз святого Георгия Победоносца в России). СПб. Искусство. 1995. – 158 с.
Вилинбахов Г.В. Государственный герб России. 500 лет / Альбом. СПб. Государственный Эрмитаж. 1997. – 168 с.
Винклер, фон П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. Москва. Планета.1990. – 224 с.
Галимзянов И.Р. и др. Исследования на разрушающихся памятниках в Татарстане // Археологические открытия 1994 г. Москва. Институт археологии РАН. 1995. с. 193–200.
Город Болгар. Культура, искусство, торговля. Москва. Наука. 2008. – 275 с.
Государева Оружейная палата. СПб. Атлант. 2002. – 407 с.
Государственная Оружейная палата. Москва. Советский художник. 1988. – 431 с.
Давлетшин Г.М. Волжская Булгария: духовная культура (Домонгольский период, X – нач. XIII вв. Казань. Татарское кн. изд-во. 1990. – 192 с.
Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. Москва. Наука. 1972. – 191 с.
Древний Новгород. Прикладное искусство и археология / Альбом. Москва. 1985. – 167 с.
Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI–XVII столетиях. Кн. 1. Государев двор или дворец. Москва. Книга. 1990. – 313 с.
Заринский П. Сборник исторических и археологических исследований о Казанском крае. Ч. 1. Вып. I. Казань. Тип. Губернского правления. 1880. – 75 с.
Звездина Ю.Н. Рельефы столпа в Грановитой палате Московского Кремля (попытка реконструкции смысловой программы) // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры / Материалы научной конференции 1991. Москва. АЛЕВ-В. 2000. с. 77–89.
Иванов П.И. Сборник снимков с древних печатей. Москва. Тип. с. Селивановского. 1858. – 43 с.
Калугин В.В. Царь Иван Грозный: стили художественного мышления // Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. Москва. Наука.1995. с. 183–210.
Кармадонов О.А. Социология символа. Москва. Academia. 2004. – 348 с.
Кене Б.В. О регалиях государей всероссийских. Спб. Тип. Мин-ва внутренних дел. 1883. – 28 с.
Кириллин В.М. Символика чисел в древнерусских сказаниях XVI в. // Естественно-научные представления Древней Руси. Москва. Наука. 1988. с. 76–140.
Коронационный сборник. Т.1. СПб. Экспедиция заготовления государ¬ственных бумаг. 1899. – 415 с.
Крамаровский М.Г. Новые материалы по истории культуры ранних Джучидов: воинские пояса конца XII – первой половины XIII вв. (источниковедческие аспекты) // Источниковедение истории улуса Джучи (Золотой Орды): От Калки до Астрахани. 1223 – 1556. Казань. Институт истории АН РТ. Мастер-Лайн. 2002. с. 43–81.
Кротков А.А. Раскопки на Увеке в 1913 году // Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Вып. 32. Саратов. 1915. с. 111–133.
Кызласов И.Л. Енисейские надписи на горе Ялбак-таш (Горный Алтай) / Новости тюркской рунологии. Вып. 1. Москва. Гуманитарий. 2003. – 127 с.
Лебедев В. Державный орел России. Москва. Родина.1995. – 239 с.
Макарова Т.И. Черневое дело древней Руси. Москва. Наука. 1986. – 156 с.
Мартынова М.В. Двойной трон царей Ивана и Петра Алексеевичей // Материалы и исследования. Москва. ГИКМЗ «Московский Кремль». 2010. с. 126–147.
Морозов В.В. Икона «Благословенно воинство» как памятник публицистики XVI века // Произведения русского и зарубежного искусства XVI–XVIII века. Материалы и исследования. Москва. Искусство.1984. с. 17 – 31.
Нугманова Г.Г. Проблемы культурного наследия в XIX – начале XX вв. К истории вопроса на примере Казанской губернии // Казань в средние века и раннее новое время / Материалы Всероссийской научной конференции. Казань. Институт истории АН РТ. 2006. с. 252–265.
Оружейная палата Московского Кремля. Москва. Слово. 2006. – 424 с.
Петр Великий и Москва / Каталог выставки. Москва. Красная площадь. 1998. – 191 с.
Перевезенцев С.В. Утверждение Святой Руси http://www.bibliofond.ru/ view.aspx?id=106111
Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. Москва – Иерусалим. Изд-ва: Мосты культуры, Тешарим. 2000/5760. – 247 с.
Рахимзянов Б.Р. Касимовское ханство (1445–1552 гг.). Очерки истории. Казань. Татарское кн. изд-во. 2009. – 207 с.
Романенко А.И. Патриаршие палаты. Москва. Арт-курьер. 2001. – 96 с.
Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X–XIII веков. Ленинград. Аврора. 1971. – 128 с.
Саначин С.П. Об укоренившихся ошибках в историографии ханской Казани (часть 1) // Cредневековые тюрко-татарские государства. Вып. 2. Казань. Институт истории АН РТ. Ихлас. 2010. с. 123–128.
Силаев А.Г. История русской геральдики. Москва. ФАИР-ПРЕСС. 2002. – 239 с.
Скрынников Р.Г. Святители и власти. Ленинград. Лениздат. 1990. – 349 с.
Смирницкая Е.В. К вопросу о стилистических принципах средневекового зооморфного орнамента (На материале древнерусских серебряных наручей) // Художественный язык средневековья. Москва. Наука.1982. с. 128–142.
Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. М.-Л. Academia. 1934. – 437 с.
Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Москва. Панорама. 1993. – 208 с.
Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государ¬ственной коллегии иностранных дел. Ч.1. М. Тип. Н.С. Всеволожского. 1813. – 643 с.
Tartarica. Атлас. Казань – Москва – Санкт-Петербург. Феория. 2005. – 889 с.
Тресиддер Дж. Словарь символов. Москва. Гранд. 2001. – 444 с.
Тюленева В.В. Змея в составе композитных существ // Архетипические образы в мировой культуре / Всероссийская научная конференция. Тезисы докладов. СПб. Издательство «Государственный Эрмитаж». 1998. с. 45–48.
Фадеева Т.М. Образ и символ. Москва. Новалис. 2004. – 254 с.
Фаизов С.Ф. Восточный герб царей // Артамонов В.А., Вилинбахов Г.В., Фаизов С.Ф., Хорошкевич А.Л. Герб и флаг России. X–XI века. Москва. Юридическая литература. 1997. с. 253–259.
Фаизов С.Ф. Тугра и Вселенная. Мохаббат-наме и шерт-наме крым¬ских ханов и принцев в орнаментальном, сакральном и дипломатическом контекстах. Москва – Бахчисарай. Древлехранилище. 2002. – 100 с.
Фаизов С.Ф. Кот Казанский: татарин и царь в восприятии русского после «взятия» Казанского, Астраханского и Сибирского ханств // Казань в средние века и раннее новое время / Материалы всероссийской научной конференции. Казань. Институт истории АН РТ. 2006. – 149–157 с.
Ханзафаров Н.Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). Казань. Фикер. 2001. –135 с.
Хафизов Д. Прошлое и будущее казанского герба //http://kazadmin. narod.ru/
Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. Москва. Изд-во Московского университета. 1993. – 94.
Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. Москва. Инсан. 1991. – 320 с.
Царский титулярник. Кн. 1. Москва. Древлехранилище. 2007. – 244 с.
Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. Москва.Торсинг. 2002.– 592 с.
Щедрина К.А. Царское счастье. Архетипы и символы монархической государственности. Москва. Форум. 2006. – 159 с.
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. Москва. Мирос. 1998. – 448. с.
Britania & Muscovy. English Silver at the Court of the Tsars. Yale Center for British Art. New Haven. 2006. – 303 p.
The Regalia of the Russian Empire. Moscow. Red Square. 1994. – 239 p.
Перечень иллюстраций
1. Булгарский псевдодракон. Бронза. XIII–XIV вв.
2. Cеребряный браслет с изображением крылатых собак (а) и птиц. Из Тереховского клада. Русь. XII в.
3. Симург. Иран. Бронза. Из Тобольского музея. Прибл.: раннее средневековье.
4. Симург. Иран. VII–VIII вв.
5. Большая государственная печать. 1583 г. Лицевая сторона.
6. Печать В.Г. Бобкова. Из сб. П.И. Иванова. 1519 г.
7. Печать Д.К. Милославского. Из сб. П.И. Иванова. 1537 г.
8. Печать Г.Л. Клементьева. Из сб. П.И. Иванова. 1541 г.
9. Подвесные замки. Волжская Булгария. X–XII вв.
10. Государственная печать императрицы Екатерины II. XVIII в.
11. Благословенно воинство… Икона. Фрагмент.
Изображение герба г. Казани (не имеет номера, поскольку в первом издании статьи помещалось отдельно от текста ст-и, на форзаце сборника).

Первое издание - в  сборнике: Средневековые тюрко-татарские государства. Вып. 3. Казань, 2011. С. 155-196.

2018, 10 декабря.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.