Previous Entry Share Next Entry
Тугры османских падишахов
sagitfaizov



Из альбома: Сагит Фаизов Тугра и Вселенная. Мохаббат-наме и шерт-наме крымских ханов и принцев в орнаментальном, сакральном и дипломатическом контекстах. Бахчисарай – Москва. 2002.


 
  

Тугры османских падишахов

 

     Османская тугра, родоначальница крымских, российских и мамлюкских, ведет свое происхождение, если верить популярной версии, от изображения птицы, предположительно орла, которая являлась гербом огузских хаканов. По другой версии, известная сегодня конструктивная  схема тугры имеет своим источником контур кисти руки бея Орхана, который, будучи, неграмотным, заверял свои грамоты бесписьменным прикладыванием руки. (Что маловероятно: сохранившиеся изображения знаки бея Орхана 1324 и 1348 гг. имеют очень мало сходства с кистью руки {1}.) Рисунок тугры тогда едва-едва отделился от “материнского лона” каллиграфии. Каждая буква прописана с наивной четкостью, имеет свою нишу в лексическом поле знака и легко прочитывается. Однако черты знаковости уже проступают в каллиграфическом облике геральдического младенца: уже есть три вертикали с короткими хвостиками знамен, слева от знамен вытянулись три завитка, еще не пересекающие основание знамен движением вправо. Строк в знаке всего две, но расположены они, как и полагается в тугре, в обратном порядке: первая строка внизу, вторая наверху.
     Лексика первых тугр очень коротка: “Орхан ибн Осман”. При Баязиде I в конце ХIV - нач.ХV ст. к имени отца прибавляется титул “хан”, в эпоху Мурада II (первая пол. ХV ст.) появилсмя эпитет “музаффар даима” (“неизменный победитель”), а при Сулеймане Великолепном (сер. XVI ст.) формирование лексического ряда тугры завершилось включением в него титула “шах”: “Сулейман-шах, ибн Селим-шах, хан, ель-музаффар даима” (2).
     Развитие изобразительного канона тугры после бея Орхана шло по нескольким направлениям. Из трех завитков один исчез, и долгое время лишь два завитка красовались слева от корпуса знака, образуя подковообразный овал. Известный по крымским и российским туграм шлейф слева от корпуса в османских дал росток сто лет спустя, при Мураде II, в связи с появлением формулы “музаффар даима” (как продолжение буквы “ра” в конце первого слова). Завитки, образовавшие к тому времени подковообразный овал, пересекли корпус знака у основания знамен. Свою классическую форму османская тугра приобрела в эпоху Сулеймана Великолепного, став ярким свидетельством и символом расцвета империи. Именно в знаках Сулеймана вертикали-знамена начинают в три-четыре раза превосходить высоту номинативного узла, тогда еще не имевшего завершенной пирамидальной формы, а завитки уже не подковообразно, а по эллипсу охватывают грандиозное по величине пространство. Вероятно, при Сулеймане Великолепном впервые хвосты знамен стали огибать древки не только слева, но и справа, что придало динамизм и графическую завершенность взаимоотношениям хвостов с древками-вертикалями. В туграх Селима II и Мурада III, ближайших преемниках Сулеймана, завершился процесс трансформации номинативного узла в пирамиду. Образцы трехзнаменных османских гербов XVII - нач. XVIII ст. демонстрируют тот же уровень графической выразительности, который был достигнут в XVI cт. Позже становится заметной большая витиеватость рисунка в пирамиде, вместо прежнего взаимного пересечения линий широко используется эффект переплетения.
     Примерно с середины ХV ст. тугра исполнялась в цвете. Сохранилась, в частности, золотая тугра Мехмеда Фатиха, оттененная синим кобальтом. Позже, в эпоху Сулеймана Великолепного, излюбленным цветовым альянсом становится сочетание золотого с голубым. В ХVII - ХVIII ст.  будет доминировать золотая линия без контура или с едва заметным черным контуром.
     Время Сулеймана Великолепного и его ближайших преемников оставило лучшие образцы орнаментального окружения тугровых грамот. Золотисто-голубой дуэт линий тугры  блистательно смотрелся  на фоне симфонической феерии орнаментального убранства. Ненавязчиво закрученные бисерные спирали, волнистые стебельки и тающие “китайские” облака голубого, зеленого и мерцающе-красного многоцветья на грамотах середины и второй половины ХVI ст. обозначили вершину колористической и композиционной изысканности в османской тугровой графике.
     Тогда же орнаментальный эскорт османских тугр стал возвышаться над контурами знака и приобрел характерную для классических османских грамот форму восходящего воздушного потока, “поднимавшего” ввысь многоцветье земли. Восхождение земных красот к небесам на османских грамотах не исчерпывается  метафоричностью поэтического свойства. Тонко разработанный изобразительный эффект имел глубоко символический подтекст. Цветы османских мастеров - лишь иносказание, указующее на существование хрупкого, прозрачного и самого прочного моста, соединяющего землю и небо.

 

                                                                                  * * *

 

     История тугры началась и завершилась в Турции. За время ее семисотлетнего существования она успела привиться в других странах и оставить яркий след в их духовной культуре. Два с половиной столетия она находилась в лоне крымско-татарской культуры и государственности. Она испытала мощное преобразующее влияние творческого гения крымскотатарского народа, обрела особый, легко узнаваемый «татарский» облик, инициировала мощный взлет национальной парадно-канцелярской графики, высшим достижением которой стала отмеченная  рафинированным орнаментом модель Вселенной. Как культурно-исторический феномен тугра вошла в тот ряд художественных уникумов, который включает в себя собор Василия Блаженного в Москве, Айя-Софию в Стамбуле, “Железные врата” ханского дворца в Бахчисарае и который наиболее емко отражает интеграционную природу средневековых и современных национальных искусств. В своей физической ипостаси тугра бесконечно мала в сравнении с грандиозными соборами, но концентрация творческой энергии, сосредоточенной в ней, вполне сопоставима с идейно-эмоциональной мощью любого внешне более масштабного духовного явления. Живое прикосновение руки художника к бумаге навсегда закрепило на протокольно оформленных листах необъятный мир чувствований, веры и любви. Трепетный, но эмоционально застенчивый, полузакрытый для непосвященных мир тугровых грамот сокрывает неиссякаемый запас эстетической радости для всех людей независимо от их вероисповедания и этнической принадлежности.
     Трехзнаменные знаки и связанные с ними разнообразные орнаменты крымских грамот являются уникальным свидетельством высокой художественной культуры крымскотатарского народа в средние века и в начале нового времени. Они так же, как поэзия Бора Гази-Гирея, Богадыр-Гирея, Ашыка Умера, Мухаммед-Гирея Суфи, Селим-Гирея Хаджи архитектурные ансамбли бахчисарайского  ханского дворца и медресе, старые кварталы Гезлеве-Евпатории, являются выдающимся проявлением неординарного гуманитарного духа той грандиозной творческой лаборатории, каковым на самом деле являлся Крымский юрт – страна поэтов, которой правили поэты и философы.

 

 Сноски

1. См.: Wittek P. Notes sur la tughra ottomane // Byzantion. 1950. XX. Pl. I.

2. Ib. P. 267 – 334; См. также: Uzunçarşılı İ.H. Tuğra ve pençeler ile ferman ve buyuruldulara dair // Belleten. 1941. C. V. F. 8. S. 101 – 131. Şek. 1 – 5. Ves. 19 – 22.

Образцы тугр османских падишахов см. в приложении к ст-е "Тугра" Википедии.

Тугры османских падишахов (параграф альбома, заключение)

 

 

Исмет Шейх-задэ 

Послесловие к альбому

 

     Писать справа налево сложнее, чем вспоминать забытое. Еще сложнее не замечать очевидного, трудно днем ощущать лунный свет, а ночью прятаться от зноя. Панически чураясь замызганной родни, точно знающей историю твоей болезни, затыкать нос в страстной попытке вдохнуть озон. Отучившегося у классиков отечественного и зарубежного искусства, посетившего множество далеких и близких музеев, классиков хранящих, тебя вдруг подводят к стопочке писем. Адресовано тебе, пишут ближайшие родственники. Самому заглянуть было некогда, да к тому же давно просрочено, написано задолго до твоего рождения. Разворачиваешь лист, другой, а дальше на столе уцелевшая простыня-эпоха в несколько столетий.



Первое желание – узнать о чем, какими словами. Пробегаешь по строчкам, взгляд застывает, мысль не идет дальше первого чувства: ты абсолютно безграмотен. Хотя твое истинное чувство – там, в совершенно другой стране, о которой настоятельно говорили классики. Если не прямо, так косвенно. Не произнося, но подразумевая… Вот сквозь паузу столетий пальцы отразились в золотой линии, там они кажутся чище, там золото выражено не в граммах, а в словах, чернила блестят кромешной глубиной, глянец бумаги еще помнит хрусталь полировального яйца. Учитель где-то рядом, его вдох насытил твои легкие. Хочется напроситься в подмастерья, выполняя любую черновую работу, чтобы только Он раскрыл секреты мастеров цветущего концентрата. Из тысяч дверей, обитых броней и дермантином, показал ту единственную, облупленную, что ведет прямой дорогой в дивный сад.



В грудь кольнул знакомый ключик: висит на сломанной цепочке, искривленный от лжи, засаленный от пота, закопченный от тревог. Во дни тягостных раздумий поскреби его, может, он золотой?
  

Фрагменты послесловия включены в тексты параграфов вступительной статьи при создании постов альбома "Тугра и Вселенная".

 Изображения:      ферман падишаха Мухаммеда IV. 1677 г.
                            конечный протокол мохаббат-наме калги Хусам-Гирея. 1635 г.
                            фрагмент "неба" грамоты крымских ханов   
                            тугра калги Хусам-Гирея. 1635 г.

Краткая библиография к альбому
 

Коран. В переводе И.Ю. Крачковского. М., 1990.

Абдуллаев И. Возрождаемый архив: цели и перспективы // Голос Крыма. 2001. 6.

Абдульваап Н. Поэма Герая // Голос Крыма. 1996. 18.

Артамонов В.А. О русско-крымских отношениях конца XVII – начала XVIII вв. // Общественно-политическое развитие феодальной России. Сборник статей. М., 1985. С. 71 – 88.

Артамонов В.А., Вилинбахов Г.В., Фаизов С.Ф., Хорошкевич А.Л. Герб и флаг России. XXX века. М., 1997.

Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань, 1969.

Валеева-Сулейманова Г.Ф. Художественные особенности мусульманского искусства в Среднем Поволжье // Восток: прошлое и будущее народов. М., 1991. С. 149 – 151.

Вельяминов-Зернов В.В., Фаизханов Х. Материалы для истории Крымского ханства. СПб., 1864.

Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VIVIII вв. М., 1996.

Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М., 1998.

Григорьев А.П. Монгольская дипломатика XIIIXV вв. Л., 1978.

Демин А.С. Элементы тюркской культуры в литературе древней Руси XVXVII вв. (К вопросу о видах связей) // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М., 1974. Т. 2. С. 517 – 519.

Дружинин С. Из классической поэзии крымскотатарских ханов // Декоративное искусство России. 1999. 1 – 2. С. 73 – 75.

Зайнуллина-Манапова А.Х. О лексике деловых документов старотатарской письменности XVII века // Истоки татарского литературного языка. Казань, 1988. С. 27 – 34.

Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIIIXIV вв.). М., 1966.

Изидинова С.Р. Фонетические и морфологические особенности крымскотатарского языка в ареальном освещении // Вопросы восточного языкознания. Сб. статей. М., 1983. С. 75 – 91.

Изидинова С.Р. Лексика диалектов крымских татар // Вопросы восточного языкознания. Сб. статей. М., 1995. С. 34 – 97.

Изидинова С.Р. Об искусстве орнаментального тканья крымских татар. Севастополь, 1995.

Кази-Ахмед Трактат о каллиграфах и художниках. 1596 – 97/1005. М.-Л., 1947.

Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники. М., 1964.

Костыгова Г.И. Трактат по каллиграфии Султан-Али Мешхеди // Труды Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1957. Т. II. С. 103 – 161.

Дусмаматов К.С. Среднеазиатские дипломатические документы и их русские переводы XVII в. (Грамоты. Челобитные). М., 1994.

Кузнецов В.С. Императорский Китай, Иран и исламский мир // Северная Азия и соседние территории в средние века. Сб. научных трудов. Новосибирск, 1992. С. 99 – 106.

Ларичев В.Е. Святилище созвездия Малая Медведица (астрономические аспекты наскальных изображений и астральные корни мифологии народов Сибири) // Северная Азия и соседние территории в средние века. Сб. научных трудов. Новосибирск, 1992. С. 8 – 25.

Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии. М., 1981.

Рерих Н.К. Забытая книга. М.,1991.

Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты до начала XVIII века. СПб. 1887.

Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева улуса. Казань, 1979.

Усманов М.А. О документах русско-восточной переписки на тюркских языках в XVXVIII вв. и их источниковедческом значении // Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. М., 1994. Вып. 2. С. 123 – 138.

Фаизов С.Ф. Восточный герб России? // Столица. 1991. 38. С. 42.

Фаизов С.Ф. Тугра – восточный герб России // Азия и Африка сегодня. 1995. 4. С. 76 – 80.

Фаизов С.Ф. Тугры крымского ханского двора XVII – начала XVIII ст. в протоколе и художественной структуре грамот и принцев // Mappa mundi. Збıрник наукових праць на пошану Ярослава Дашкевича з нагоди його 70-рıччя. Львiв-Киiв- Нью-Йорк, 1996. С. 427 – 434.

Фаизов С.Ф. Поминки-«тыш» в контексте взаимоотношений Руси-России с Золотой Ордой и Крымским юртом (К вопросу о типологии связей) // Отечественные архивы. 1994. 3. С. 49 – 55.

Хисамова Ф.М. Функционирование и развитие старотатарской деловой письменности. Казань. 1990. Ч.1.

Челеби Эвлия Книга путешествий. Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641 – 1667 гг.). Пер. М. Кизилова. Симферополь, 1996.

Червонная С.М. Искусство татарского Крыма. Москва – Берлин.1995.

Шейх-заде И.Х. Сакральные мотивы в крымском искусстве // Касевет. 1995. 24. С. 33 – 38.

Abrahamowicz Z. La tughra ottomane de l, еmpereur de Russie // Turcica.1976. Т. VIII/1. P. 231 – 245.

Abrahamowicz Z. Dokumenty tatarskie i tureckie w zborach polskich // Przeglad Orientalistyczny. 1954. 10/2. S. 141 – 148.

Arseven C.E. Sanat Ansiklopedisi. İstanbul, 1947.

Ашык Умер Шиирлер, гъазеллер. Ташкент, 1988. Биринджи китап.

Babinger F. Die grossherrliche Tughra, ein Beitrag zur Geschichte des osmanischen Urkundenwesens // Jahrbuch der asiatischen Kunst. 1925. S. 188 – 196.

Bennigsen A., Boratav P.N., Desaive D., Lemercier-Quelquejay Ch. Le Khanat de Crimee dans les Archives du Musee du Palais de Topkapi. Parıs – La Haye. 1978.

Bombaci A. Les toughras enlumines de la collection de documents turcs des Archives d,Etat de Venise. PLS XV – XXVI // Atti del secondo congresso internationale di arte Turca. Napoli, 1965.

Fekete L. Einführung in die osmanisch-türkische Dıplomatık. Budapest, 1926.

Ivanicz M. Ket krimi-tatar oklevel bethlen Gaborhoz // Nyelveszeti dolgozatok. 1975 – 1976. P. 253 – 275.

Ivanics M. Die Beglaubigungsmittel der krimtatarischen Urkunden // Proceedings of  the 35 th Permanent International Altaistic Conference. Taipei, 1992. P. 175 – 182.

Kurtoğlu F. İlk Kırım hanlarının mektubları // Belleten. 1937. I. S.653 – 657.

Kühnel E. Dıe osmanısche Tughra // Kunst des Orıents. 1955. 2. S. 69 – 82.

Mesara G. Türk Sanatında İnce Kağıt Oymacılığı  (Katı,). Ankara, 1991.

Pinder-Wilson R. Tughras of Suleyman the Magnificent // British Museum Quarterly. 1960. 23. P. 23 – 24.

Soysal A.S. Z dziejow Krymu. Warszawa, 1938.

Uzunçarşılı İ.H. Tuğra ve pençeler ile ferman ve buyuruldulara dair // Belleten. 1941. C. V. F. 8. S. 101 – 131. Şek. 1 – 5. Ves. 19 – 22.

Wittek P. Notes sur la tughra ottomane // Byzantion. 1950. XX. Pl. I.

Zajaczkowski A., Reychman J. Zarys dyplomatyki osmansko-tureckiej. Warsawa, 1955.

Zetterstein K.V. Türkische, tatarische und persische Urkunden im Reichsarhiv. Uppsala, 1945.

 

 

Участники проекта

Автор-составитель   Сагит Фаизов

Вступительная статья   Сагит Фаизов

Послесловие   Исмет Шейх-задэ

Ответственный редактор   Михаил Мейер

Редакторы   Севиле Изидинова

                    Ирина Фаизова

                    Анна Мнацаканьян

Консультант-палеограф   Дмитрий Морозов

Оригинал-макет   Денис Ведерников

                           Марианна Островская

 

 Дизайн обложки   Сагит Фаизов  

Фоторепродукции   Константин Сафронов

Организационное содействие   Исмет Шейх-задэ

Спонсоры проекта   Рудем Газиев

                                   Бари Сайфуллин


 


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account