?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Царь Постник Барма
sagitfaizov
Сагит Фаизов
 
Царь Постник Барма


 
     Личная числовая символика царя Ивана Грозного, сформировавшаяся в ходе штурма и взятия Казани, многократно использовалась им самим и его оппонентами в различного рода дискуссиях (прежде всего, в переписке с псевдоКурбским), прообразовательной и репрезентативной символике царя и, пожалуй, способна подсказать, кем является Постник (Посник) Барма, создатель собора Василия Блаженного, о котором до сих пор неизвестно даже, один это человек или два. 
     Несколькими месяцами ранее я писал о том, как Иван Грозный при помощи чисел, приведенных им в конечном протоколе своего второго послания псевдоКурбскому, закодировал положительные прообразовательные смыслы своего царствования[1]. Еще ранее я попытался показать, насколько детально царь разрабатывал символику и изобразительные решения Большой государственной печати и иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», архитектурно-графической символику царского двора в Александровой слободе[2]. В конечном итоге ощущение особого пристрастия царя к самореализации в «не царском деле» искусств и не меньшего его пристрастия к сопряжению образов и чисел заставило меня «поверить» математикой именование «Постник Барма». И вот что получилось.
     Числовые значения букв имени Постник без нулевых знаков (что допускается правилами мистико-символической математики[3]) 8723582. Сумма этих значений равна 35, а сумма чисел 3 и 5 равна 8, одному из «счастливых» чисел Ивана Грозного[4]. Сумма полных (с нулевыми показателями) числовых значений букв того же имени равна 728, сумма этих значений равна 17. Числовые значения букв имени Барма (без учета буквы «Б», не имеющей никакого аналога в числах, и без нулевых показателей) 1141, их сумма равна 7, одному из важнейших благоприятных символов мистической математики, воплощающего в себе, в частности, семь дней творения. Сумма полных значений букв того же имени 142, а сумма чисел полученного ряда также равна 7 (то есть мы видим «круг», очевидный признак числового кодирования в генезисе имени). Семерка числовых значений Бармы находится в сопряжении с конечным значением имени Постник – с числом 17. Сложив 7 и 17, мы получим 24, число полных царя Ивана Грозного ко времени закладки храма в 1555 г. Репрезентация царем своего возраста в прообразовательных и иных энигматических декларациях – одна из черт его стилистики как прогнозиста и имиджмейкера – художника и писателя.
     Участие восьмерки в репрезентативном шлейфе прообразовательного замысла царя, воплощенного в соборе, подтверждается числом приделов вокруг храма Покрова, их восемь. Расположены приделы таким образом, чтобы в ансамбле основных объемов храма присутствовала и четверка – второе «счастливое» число Ивана Грозного: «Восемь увенчанных главами приделов (четыре из которых имеют столпообразную ярусную форму) окружают высокую центральную башню церкви Покрова, завершающуюся шатром и главкой (приделы расположены по углам двух квадратов, смещенных по отношению друг к другу на 45˚, образуя восьмиконечную звезду)»[5].
     Вероятность выбора царем имени Постник для своего псевдонима подкрепляется также своеобразным и сугубо личным отношением царя к миссии постничества, которую он понимал и трактовал как один из четырех путей к спасению и ставил на первое место среди видимых им путей. И писал об этом: «Постническое пребывание – подобно агньцу, непротивну никому же, или яко птице, иже не сеявшу, ни жнущу, ни в житницу собирающу»[6]. Замыкает лестницу путей «царское правление» (между этими двумя путями Грозный расположил монашеское общежитие и святительскую власть). Примечательно здесь уподобление постнического пути – пути агнца, то есть пути Иисуса Христа. Первая ступень описываемой Грозным лестницы – высшая, царская миссия – на последней ступени.
     Если в «Постнике» - Иван Грозный тот, кто идет по пути Агнца, то в «Барме» - он царь венчанный. Ведь бармы, на которые и указывает вторая часть псевдонима, – столь же высокий атрибут царской власти, как венец. Вместе с тем, второе имя основного и не исключено что единственного автора  архитектурной концепции собора заключает в себе ироническое напоминание о казанском походе, в память о котором и был воздвигнут собор: «барма», если прочитывать это слово по-татарски, означает «не иди» или «не ходи». Иронизируя над «не ходи», венчанный постник, царь и злодей в одном лице, символически преодолевает этот запрет и утверждает противоположный смысл.
 
Примечания и сноски


[1] Почему Грозный не ответил на третье письмо Курбского // http://sagitfaizov.livejournal.com/#post-sagitfaizov-22670

[2] См.:  Сагит Фаизов Символика изображений региональных эмблем на Большой государственной печати Ивана Грозного; Он же Ливонские эмблемы на Большой государственной печати Ивана Грозного; Он же Мистическая символика Ивана Грозного и ее прочтение Борисом Годуновым // http://sagitfaizov.livejournal.com/#post-sagitfaizov-22670. Ст-я о символике иконы «Благословенно воинство Небесного Царя» представлена в печать. В печати находится также ст-я о казанских эмблемах Большой государственной печати, гербов и поздних памятников сфрагистики Российского государства.

[3] О правилах мистико-символической математики см.: Кириллин В. М. Символика чисел в древнерусских сказаниях XVI в. // Естественно-научные представления Древней Руси. Москва. Наука. 1988. С. 76-140.

[4] О «счастливых» числах Ивана Грозного см.: Сагит Фаизов Мистическая символика Ивана Грозного и ее прочтение Борисом Годуновым // http://sagitfaizov.livejournal.com/#post-sagitfaizov-22670.

[5] Ильин М., Моисеева Т. Памятники искусства Советского Союза. Москва и Подмосковье / Справочник-путеводитель. Москва – Лейпциг. 1979. С. 434. См. также: Кудрявцев М.П. Москва – Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. Москва, 1994. Стр. 62, 211-213.

[6] Переписка… С. 24, л. 309 об (из первого послания псевдоКурбскому).
 
Портрет Ивана Грозного работы В. Васнецова. Фрагмент. Источник копирования: http://www.vedomosti-ural.ru/interesno/10527/page/7/
 
Фаизов С.Ф. Царь Постник Барма.
 Опубликована 24 сентября 2011 г.
 

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.