?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Лаодикийское послание: восстановленный текст. Часть 1.
sagitfaizov
Сагит Фаизов

Лаодикийское послание: восстановленный текст древнерусского литературного памятника

И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
Откровение Иоанна Богослова (10: 4).




Лаодикийское послание Федора Курицына

Восстановленный текст

Душа самовластна, заграда ей вера.

Мудрости сила ставится пророком.
Пророк исправляется чюдотворением.
Дар [чудотворения] мудростию усилеет.
Старейшина ему наука преблаженная.

Наказание фарисейства – жидовства жительство.
Фарисею приходит страх Божий.
Страх Божий начало добродетели.
Сим вооружается душа.

Страх Божий на челе добродетели.


 Исходный текст послания:


  1. Душа самовластна, заграда ей вера.

  2. Вера наказание ставится пророком.

  3. Пророк старейшина исправляется чюдотворением.

  4. Чюдотворениа дар мудростию усилеет.

  5. Мудрости сила – фарисейство жительство.

  6. Пророк ему наука.

  7. Наука преблаженная.

  8. Сею приходит в страх Божий.

  9. Страх Божий начяло добродетели.

  10. Сим въоружается душа[1].


     Представленный текст явно наделен признаками, указывающими на существование в его вербальном поле другого текста, который является истинным. Обобщенных признаков искусственности исходного текста два: 1) повторение последнего слова или последних двух слов предшествующего предложения (условной конструкции, строки) в следующем предложении в конструкциях  с 1 по 5 и дискретно между 6 и 7, 8 и 9 конструкциями; 2) подчеркнутая бессмысленность ряда словосочетаний. Ключ к прочтению зашифрованного текста может находиться и вне исходного текста[2], но в данном случае восстановление конечного, или истинного, текста было осуществлено на базе «ключей» и кодовых связок, закамуфлированных в исходном тексте.

Пошаговое изложение дешифровки.

1. Последовательная нумерация слов всего текста.

1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Вера (6) наказание (7) ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк (10) старейшина (11) исправляется (12) чюдотворением (13).
4.      Чюдотворения (14) дар (15) мудростию (16) усилеет (17).
5.      Мудрости (18) сила (19) – фарисейство (20) жительство (21).
6.      Пророк (22) ему (23) наука (24).
7.      Наука (25) преблаженная (26).
8.      Сею (27) приходит (28) в (29) страх (30) Божий (31).
9.      Страх (32) Божий (33) начало (34) добродетели (35).
10.  Сим (36) въоружается (37) душа (38).

2. Выявление числовых значений первых букв первых слов каждой конструкции.

     Выявление проводится по двум линиям: а) числовые значения с десятикратным и стократным сокращением чисел (без нулей[3]), б) полные числовые значения.
Числовой ряд первой линии: 4 + 2 + 8 + 9 + 4 + 8 + 5 + 2 + 2 + 2. Сумма чисел равна 46, сумма входящих в значение чисел равна 10 (4 + 6). Числовой ряд второй линии: 4 + 2 + 80 + 90 + 40 + 80 + 50 + 200 + 200 + 200. Сумма чисел равна 946, сумма входящих в значение чисел равна 19, конечная сумма равна 10 (1 + 9). Две десятки, закодированные в первых буквах первых слов, вместе с десяткой количества конструкций подчеркивают особое значение числа 10 в энигматическом пласте послания.

3. Устранение из текста единичных дублей конечных слов конструкций, устраняемые слова в этом шаге выделены. Словосочетание «мудрости сила» остается на своем месте – в силу перехода слова «усилеет» предшествующей конструкции в другую часть речи в начале следующей конструкции. Словосочетание «страх Божий» начала 9-й конструкции также остается на своем месте – в силу особой маркировки последних трех конструкций буквой «С» в начале каждой.

1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Вера (6) наказание (7) ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк (10) старейшина (11) исправляется (12) чюдотворением (13).
4.      Чюдотворения (14) дар (15) мудростию (16) усилеет (17).
5.      Мудрости (18) сила (19) – фарисейство (20) жительство (21).
6.      Пророк (22) ему (23) наука (24).
7.      Наука (25) преблаженная (26).
8.      Сею (27) приходит (28) в (29) страх (30) Божий (31).
9.      Страх (32) Божий (33) начало (34) добродетели (35).
10.  Сим (36) въоружается (37) душа (38).

4. Выявление двух ротаций. Идея ротации элементов текста – одна из очевидных дешифровальных идей, заложенных в исходном тексте. Она обозначена маркировкой начала и конца текста одним и тем же словом («душа») и одним и тем же числом (1 {3 + 7 = 10 → 1}). Благодаря этим маркировкам текст оказывается подчиненным символу «круг» - в котором при половинном повороте (на 180º) противоположные точки меняются местами (происходит ротация).
     Первая ротация имеет своим объектом слова «наказание» и «мудрости сила». Ключ к этой ротации спрятан в порядковых числовых значениях словосочетаний «наказание (7) ставится (8)», «мудростию (16) усилеет (17)» и числовых значениях букв слова «усилеет». Сумма порядковых номеров (чисел) субконструкции «наказание ставится» равна 15, аналогичная сумма субконструкции «мудростию усилеет» также равна 15 (1 +6 = 7, 1 + 7 = 8; 7 + 8 = 15). Подсказкой к конкретной ротации, которая должна быть осуществлена в смысловом поле двух субконструкций, служат числовые значения букв слова «усилеет» (без нулей), которые образуют ряд 4283553 с суммой 30. Два числа 15, составляющие 30, указывают на ротацию в смысловом поле указанных выше двух субконструкций, дополнительная ротационная связка субконструкций обеспечена принадлежностью слов «ставится» и «усилеет» к глаголам, других глаголов в первых пяти конструкциях, символически отделенных от следующих пяти пресечением дублирования последнего слова (последних слов) конструкции,  нет. Выдвижение субконструкции «мудрости сила», которая находится в смысловом поле субконструкции «мудростию усилеет», в качестве объекта ротации обеспечено маркировкой первой субконструкции ее порядковыми числовыми значениями (18 и 19). Сумма этих чисел равна 37. Число 30 этой суммы обеспечивает связку между «усилеет» и «мудрости сила» и в тоже время отсылает читателя (дешифровальщика) ко второй субконструкции (с «наказанием»), которая является третьей в отношении к субконструкции с «усилеет» при обратном счете порядка субконструкций. Число 7 из значения 37 находится в коррелятивной связке с числом 7, маркирующим «наказание» и завершает кодировку ротации между «наказание» и «мудрости сила».
     Дополнительные связки между второй и 4-5 конструкциями обеспечены суммой порядковых чисел первых слов 2-4 конструкций (30) и суммой числовых значений первых букв тех же субконструкций (30).
     Вторая ротация имеет своими объектами слова «старейшина» третьей субконструкции и «пророк» шестой субконструкции. Порядковые числовые значения этих слов находятся в очевидном родстве (22 является результатом удвоения 11) и сами по себе требуют ротации маркированных ими слов (2 = 2, 1 = 1, 1 + 1 = 2). Дополнительное требование ротации заключено в числе 4, которое одновременно является суммой слов, уже подсказавших ротацию (7 {«наказание»} + 16 {«мудростию»} + 17 {«усилеет»} = 40, то есть 4) и суммой входящих значений числа 22 («пророк» шестой конструкции), равной 4 (2 + 2).
     Преобразованный после 4 шага текст будет выглядеть следующим образом:

1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Мудрости сила ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк исправляется (12) чюдотворением (13).
4.      Дар (15) [чудотворения] мудростию (16) усилеет (17).
5.      Наказание – фарисейство (20) жительство (21).
6.      Старейшина ему (23) наука (24).
7.      преблаженная (26).
8.      Сею (27) приходит (28) в (29) страх (30) Божий (31).
9.      Страх (32) Божий (33) начало (34) добродетели (35).
10.  Сим (36) въоружается (37) душа (38).


5. Ликвидация седьмой конструкции и ротация 5 и 6 конструкций. Вывод из текста слова «наука» седьмой конструкции оставляет в седьмой строке только слово «преблаженная», самостоятельное существование которой невозможно. Поэтому она переходит в шестую конструкцию, дополняя (и определяя) то же слово «наука», с которым была связана и ранее. Указание на ротацию 5 и 6 конструкций закреплено в суммах числовых значений первых букв слов этих же обновленных конструкций. В пятой конструкции «н» равна 5 (50 без нуля), ф (фита) равна 9, сумма этих чисел равна 14, буква «ж» числового значения не имеет. В шестой конструкции «с» равна 2 (200 без нулей), «е» равна 5, «н» также равна 5 (50 без нуля), «п» равна 8 (80 без нуля), сумма указанных значений составит 20. Если из 20 вычесть 14, получится 6 – число, указывающее на ротацию строк 6 и 5 (знак ротации): обратное действие, прибавление 6 к 14, возвращает конструкцию со значением 20.

Вид текста после 5 шага:

1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Мудрости сила ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк исправляется (12) чюдотворением (13).
4.      Дар (15) [чудотворения] мудростию (16) усилеет (17).
5.      Старейшина ему (23) наука (24) преблаженная (26).
6.      Наказание – фарисейство (20) жительство (21).
7.      Сею (27) приходит (28) в (29) страх (30) Божий (31).
8.      Страх (32) Божий (33) начало (34) добродетели (35).
9.      Сим (36) въоружается (37) душа (38).

6. Восстановление слова «жидовство». В тексте послания присутствуют два слова, поставленные рядом и имеющие одинаковые постфиксы: «фарисейство» и «жительство». Необычность такого соседства заставляет читателя (дешифрователя) предполагать присутствие в субконструкции третьего, энигматизированного слова. Такое предположение подкрепляется совпадением числового значения постфикса «ство» (14) с уже известным суммарным числовым значением первых букв слов «наказание» и «фарисейство» (14). Сумма трех 14 равна 42, а сумма чисел, входящих в 42, равна 6, порядковому номеру конструкции после ротации строк, имевших начальные порядковые номера 5 и 6.  С этим же числом 42 связана почти прямая подсказка присутствия в субконструкции третьего слова и указано его место: сумма порядковых значений «фарисейства»[4] и «жительства», равная 41, при вычитании из 42 дает остаток 1, но именно это число разделяет «фарисейство» и «жительство», указывая место третьего слова (между ними). Оно же указывает, что первая буква искомого слова не имеет числового значения (присутствие 1 между 20 и 21 сугубо условно). Маячками, ориентирующими читателя (дешифрователя) на выявление третьего слова, являются слово «фарисейство», которое подсказывает этнотематическое направление поиска, буква «ж» в начале слова «жительство», буква «и» после «ж» в том же слове. Последняя, в отличие от «ж», имеет числовое значение, равное 8. Оно совпадает с количеством букв двух постфиксов «ство» и подсказывает, что искомое слово также должно заканчиваться этим постфиксом. Из круга слов, начинающихся формантом «жи» и оканчивающихся постфиксом «ство», наиболее подходящим – с учетом этнотематического маячка – является «жидовство». Правильность выбора этого слова подтверждается суммарным значением первых четырех букв этого слова, имеющих числовое значение (то есть без «ж») и составляющих специфику этого слова (то есть без «ство»), соответственно, это формант «идов». Искомое суммарное значение равно 21 («и» равно 8, «д» равно 4, «о» равно 7 {70 без нуля}, «в» равно 2), но под этим же  числом в исходном тексте находилось слово «жительство». Таким образом, «жидовство», будучи поставленным перед «жительством», оказывается под порядковым числом 21 исходного текста и несет в себе знак правомерности своей инкорпорации в текст.

Вид текста после после 6 шага:


1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Мудрости сила ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк исправляется (12) чюдотворением (13).
4.      Дар (15) [чудотворения] мудростию (16) усилеет (17).
5.      Старейшина ему (23) наука (24) преблаженная (26).
6.      Наказание – фарисейство (20) жидовство жительство (21).
7.      Сею (27) приходит (28) в (29) страх (30) Божий (31).
8.      Страх (32) Божий (33) начало (34) добродетели (35).
9.      Сим (36) въоружается (37) душа (38).

7. Коррекция падежной формы слов «фарисейство» и «жидовство». Как указывалось выше, постфикс «ство» имеет числовое значение 14. Три постфикса 6-й конструкции восстанавливаемого текста (с первой буквой «с») отражены в трех начальных «С» последних конструкций текста: «С» = 2, 2 × 3 = 6 (шестерка указывает номер конструкции и является инструментом корректировки). В следующем (параллельным с седьмым) шаге восстановления текста с трансформацией форманта «сею» седьмой конструкции в комплексе начальных букв последних конструкций текста останется лишь два «С», что является указанием на применение изначально заданного числа 6 лишь к двум «ство» (о втором указательном значении двух «С» см. ниже в 9 шаге). Корректировка «ство» с его числовым рядом 2327 (без нулей) предполагает вычитание числа 6 из приведенного ряда с результатом 2321, последняя цифра которого при прочтении буквенных значений является буквой «а», постфикс приобретает форму «ства». Правильность такой корректировки подтверждается суммой порядковых числовых значений слов восстановленной 6-й конструкции (20 + 21 + 22 + 23 = 86); сумма чисел 8 и 6 равна 14, но 8 – это совокупность 2321. (86 в этом случае подтверждает также верность восстановления слова «жидовство».) Отнесение «ства» к «фарисейству» и «жидовству» подсказывается первым и вторым буквами форманта «ства»: с = 2 (без нулей), т = 3 (без нулей), 2 и 3 – это обозначения мест «фарисейства» и «жидовства» в конструкции. Правильность такой локализации подтверждается дублированием «ст» в слове «страх», размещенным в начале 8-й строки (8-я строка напоминает о числовом значении «ства»).

8. Восстановление слова «фарисею» в начале седьмой конструкции. Не вполне корректное в грамматическом и смысловом контексте исходного текста формант «сею» теряет свою формальную и смысловую связь с предшествующей конструкцией в поле восстанавливаемого текста. Между тем, порядковый номер слова «фарисейства» (21) подсказывает необходимость перемещения этого слова или его части в следующую, седьмую конструкцию: сумма составляющих 21 чисел равна 3, деление 21 на 3 имеет результатом 7. И, напротив: изъятие того же числа 3 из 24 (порядкового номера «сей») имеет результатом 21 (отсылку к 21 слову). Перемещение (дублирование) всего слова «фарисейства» в седьмую конструкцию на 21 место невозможно, но формант «сей» седьмой конструкции ясно подсказывает необходимость его контаминации с «фарисеем» посредством перемещения форманта «фари». Итогом процедуры является слово «фарисей», заменившее собой формант «сей» исходного текста. Числовое значение перемещенного форманта «фари» (19) ясно указывает на то, что под фарисеем подразумевается апостол Павел, известный как «фарисей» и автор предшествующего «Лаодикийского послания»: сумма числовых значений букв имени Павел также равна 19 (П = 8, а = 1, в = 2, е = 5, л = 3).


Вид текста после 8 шага с новой нумерацией слов:

1.      Душа (1) самовластна (2), заграда (3) ей (4) вера (5).
2.      Мудрости (6)  сила (7) ставится (8) пророком (9).
3.      Пророк (10) исправляется (11) чюдотворением (12).
4.      Дар (13) [чудотворения] мудростию (14) усилеет (15).
5.      Старейшина (16) ему (17) наука (18) преблаженная (19).
6.      Наказание (20) фарисейства (21) - жидовства (22) жительство (23).
7.      Фарисею (24) приходит (25) в (26) страх (27) Божий (28).
8.      Страх (29) Божий (30) начя*ло (31) добродетели (32).
9.      Сим (33) въоружается (34) душа (35).

Сноски и примечания




[1]. Список Пасхального типа из собрания Ундольского Рукописного отдела РГБ (№ 53), опубликованный в кн.: Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI века. М.-Л. 1955. С. 265, 270. Близкий текст опубликован А.Л. Юргановым в его книге Категории русской средневековой культуры (Москва, 1998) на стр 241.
[2] Например, в «литорейной» таблице, приложенной к зашифрованному тексту с рекомендацией автора «сие послание чтущее, разумети толкованье его, да тако писати Божественыа книгы прямо и гладко».
[3] В правилах и практике мистико-символической математики, практиковавшейся в средневековой Руси, десятки и сотни могли употребляться как в полном своем значении, так и в соответствии со значениями своих первых «цифр» («без нулей» - в современном понимании). Соответственно, буквы одного «цифрового» ряда считались равными («е» = «н» = «ф» в ряде числа 5{5, 50, 500}). Неизвестный автор грамматического сборника XVII в. в параграфе «Объявление членовного прообразования словесного сложения» объединил высказанные выше соображения в терминах, относимых им к буквам того или иного «цифрового ряда»: «пятерицы», «шестерицы», «седмерицы» и т. д. В его изложении все буквы одного ряда имеют одинаковое (ые) прообразовательное (ые), то есть символическое (ие), значение (я) (РГБ. Рукописный отдел. Ф. 256. Ед. хр. 2). О символике чисел «прообразовательной» математики см. также: Кириллин В.М. Символика чисел в древнерусских сказаниях // Естественно-научные представления Древней Руси. Москва, 1988. С. 76-111.
[4] Слово «фарисей(ство)» (изначально арамейского происхождения) в используемом списке написано через «ферт», но в XV в. заимствованные из греческого языка слова, начинавшиеся с соответствующей буквам «фита» и «ферт» фонемы, писали через «фиту» в начале слова. В так называемом Грамматическом типе текста послания из того же собрания Ундольского (№ 620) написание «фарисейства» через «фиту» еще сохранилось: Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные… С. 272 (снимок).

На снимке: Хотинская крепость. Пирамиды с крестом (тетраграмматоны-тетраксисы) и тамги на ее стенах. См. о тетраграмматонах Хотинской крепости в примечаниях ко второй части статьи. Источник копирования фотоизображения: nsmyslov.narod.ru

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.