Previous Entry Share Next Entry
Пикник Петра и Февронии на берегу Оки. Из заметок на оборотках
sagitfaizov

Сагит Фаизов

Пикник Петра и Февронии на берегу Оки. Из заметок на оборотках

Не могли устроить свой пикник в другом месте. На Луне, например. Или на Марсе.
Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.
 
Продолжение темы. Начало см.:
Фаизов С.Ф. Повесть о Петре и Февронии: кто есть кто в начале текста
(ЖЖ)


     После репрезентации персонажей памфлета автор рассказывает об убийстве Петром (Иваном III) своего брата Павла (Андрея Угличского), сватовстве Петра к первой Февронии (Софье Палеолог), смерти второго Павла (Ивана Ивановича, сына Ивана III). Хронология реальных событий в изложении автора событий смещена: Андрей Васильевич был убит в ноябре 1493 г., бракосочетание с Софьей состоялось в 1472 г., Иван Иванович умер в марте 1490 г., - однако схождение (или сговор) князя Петра со второй Февронией (Еленой Стефановной) излагается автором как событие, по времени близкое к смерти второго Павла (супруга Елены Стефановны) и состоявшееся до кончины Павла. Княжение Петра в Муроме после смерти "брата" оказалось омраченным сопротивлением бояр присутствию в правящем доме незнатной Февронии, и князь решается покинуть Муром вместе с "супругой". Далее следует эпизод с остановкой князя и княгини на ночлег на берегу Оки, представленный ниже.

Текст фрагмента.
     Приведен по рукописи (отдельной книге), хранящейся в РГБ (Рукописный отдел. Ф. 310. Ед. хр. 360. Лл. 7-7 об). Буква "ять" обозначается здесь латинской буквой b. 

     Внегда же на брезb томъ беженому княsю Петру яд* готовляху на вечеръ. И подче (или почед**)  поваръ его древца малы. На них же котлы висяху. И повечеря ( или довечеря***) же святая**** Февронїя ходяше по брегу тому ї  видb древца тыя. И благословия рекши. На утро сїе древїе велико їмать быти. И вbтвїе и листвїе имуще. И на утрїе же воставше людїе и видbвше древца тыя, на них же котлы висяху, великое древїе вbтвїе и листвїе имуще. И sбыстися преподобныя реченїе.

* Мягкий знак отсутствует.
** Буква "д" надстрочная, надписана не на своем месте.
*** Первая буква слова совмещает в себе признаки букв "п" и "д".
**** Слово "стая" находится под словом "котлы" предшествующей строки, две линии буквы "л"
слова "котлы" опускаются в форме развилки на формант "та" (4) слова "святая", "обнимая" "та" (прием графической энигматики, наблюдаемый в цитируемом фрагменте четырежды {"готовяху" - "на них", "малы" - "святая", "котлы" - "ходяше", "людїе" - "висяху"} и находящийся в дружественной оппозиции к греческой букве ν на л. 6 об {аналогичный прием}, любопытный вариант графической энигматики наблюдается на л. 8 об - совмещение букв "л" и "н" в начале слова "нареченыя").


Текст фрагмента с числовыми значениями слов (первое число - совокупное первичное значение букв слова).

     Внегда (20 - 2) же (5) на (6) брезb (13 - 4) томъ (14 - 5) беженому (30 - 3) княsю (13 -4) Петру (30 - 3) яд (4) готовляху (35 - 8) на (6) вечеръ (22 - 4). И (8) подче (или почед) (33 - 6) поваръ (19 - 10 - 1) его (15 - 6) древца (13 - 4) малы (8). На (6) них (19 - 10 - 1) же (5) котлы (15 - 6) висяху (22 -4). И (8) повечеря (довечеря) (37 - 10 - 1) же (5) святая (8) Февронїя (26 - 8) ходяше (22 - 4) по (15 - 6) брегу (14 - 5) тому (18 - 9) ї (1) видb (14 - 5) древца (13 - 4) тыя (3). И (8) благословия (36 - 9) рекши (16 - 7). На (6) утро (15 - 6) сїе (8) древїе (18 - 9) велико (27 - 9) їмать (9) быти (11 - 2). И (8) вbтвїе (13 - 4) и (8) листвїе (24 - 6) имуще (21 - 3). И (8) на (6) утрїе (14 - 5) же (5) воставше (22 - 4) людїе (13 - 4) и (8) видbвше (21 - 3) древца (22 - 4) тыя (3), на (6) них (19 - 10 - 1) же (5) котлы (15 - 6) висяху (22 - 4), великое (32 - 5) древїе (18 - 9) вbтвїе (13 - 4) и (8) листвїе (24 - 6) имуще (21 - 3). И (8) sбыстися (13 - 4) преподобныя (45 - 9) реченїе (31 - 4).
 
Cкрытые смыслы предложений.
Первое предложение.
Внегда (20 - 2) же (5) на (6) брезb (13 - 4) томъ (14 - 5) беженому (30 - 3) княsю (13 -4) Петру (30 - 3) яд (4) готовляху (35 - 8) на (6) вечеръ (22 - 4).
Важнейший скрытый смысл первого предложения заключен в форманте, который маркирует князя Петра: "беженому княsю Петру". Совокупное конечное числовое значение букв форманта равно единице (3 + 4 + 3 = 10 1). Такое же числовое значение имеет номинация "повар" второго предложения. "Князь Петр" и "повар" - одно и то же лицо. На данной ступени раскодировки этот тезис допустимо оценивать как предположение.
Слово "яд". Оно записано без мягкого знака, то есть подчеркнуто, что на вечерю (ужин) князь Петр сам себе готовит яд, или нечто, противопоказанное человеческому естеству. В публикации Р.П. Дмитриевой (Изборник. Москва, 1969. С. 461 - по списку из собрания Уварова, ГИМ) это слово передано как "ядь" (энигматика яда без акцента).
Эпитет "беженый". Слова "изгнанный" или "бежавший" здесь подменены искусственным трансформантом от глагола "бежать". Смысл подмены заключается в энигматической отсылке - по созвучию - к слову "бешеный".
Слова "внегда же на брезb том". Здесь важен ряд числовых значений слов: 2 - 5 - 6 - 4 - 5. Совокупное числовое значение всех слов, предшествующих обозначению Петра, равно 4, числу, которым авторы курицынского круга маркировали Ивана III со смыслом "распутный". Ряд начинается с числа 2 (двое на берегу Оки), второе и последнее числа являются пятерками, которые также являются в данном контексте маркировками распутства (по созвучию со словом "пятак"*). Находящиеся между пятерками 6 и 4 в сумме образуют ту же десятку, что и две предшествующие пятерки, но помимо дублирования энигматического смысла первых пятерок, эта десятка отсылает читателя к слову "Ока" с числовым значением, равным 10 (по сюжету Петр и Феврония находятся на берегу Оки).
Слова "на (6) вечеръ(4)". Это энигматическая вербальная пара, которая находится в связке с парой "на брезb", имеющей те же числовые значения 6 и 4. Так автор объединяет временную и пространственную локализацию происходящего, маркируя временной и пространственный параметры одним и тем же смыслом.
"Готовляху". Слово наделено числовым значением, равным 8, - маркировкой Ивана III также со смыслом "распутный" в текстах авторов курицынского круга. На этой стадии раскодировки можно уверенно полагать, что в микросюжете речь идет об Иване III.

Второе предложение.
И (8) подче (или почед) (33 - 6) поваръ (19 - 10 - 1) его (15 - 6) древца (13 - 4) малы (8).
"И" не требует дополнительных комментариев.
"Повар", как было показано выше, - Иван III.
Слово "подче" (в тексте Изборника "потче") нельзя переводить как "подрубил" (Изборник. С. 461). Оно подразумевает или прямо указывает (в тексте Изборника) на потчевание - угощение. Это действие относится к "древцам малым", словосочетанию, оба слова которого своими числовыми значениями (4 и 8) подсказывают, о чем идет речь. В "И подче" спрятана дата: 1496 года мая 5. Восьмерка союза "и" и соседствующая буква "п"  являются характерными для текстов авторов курицынского круга маркерами даты. Идущий далее числовой ряд 7495 должен прочитываться как 7004 (год при исчислении от сотворения мира), 9 (месяц сентябрьского года), 5 (день). (Дни очень часто указываются условно - вследствие затруднительности вербально-буквенного обозначения всех компонентов даты.) При прочтении "подче" как "почед" получается дата 1501 года января 4. В связи с первой датой читатель должен держать в поле зрения март 1496 г., когда Иван III вернулся в Москву из Великого Новгорода, куда ездил вместе с внуком Дмитрием, сыном покойного Ивана Ивановича и Елены Стефановны** (что было важным знаком благоволения к Дмитрию и Елене Стефановне). Словосочетание "подче... его" своими двумя шестерками указывает на возраст Дмитрия Ивановича во время его поездки с дедом в Великий Новгород (полных 12 лет). В связи со второй датой читателю важно помнить, что в январе 1501 г. Дмитрий Иванович и его мать находились уже в полуопале (венчанный на великое княжение в 1498 г. Дмитрий Иванович в феврале 1501 г. единственный раз упоминается в посольских делах***. Так прописанная "не на своем месте" выносная буква "д" подсказывает границы целого периода в жизни юного и невинного Дмитрия Ивановича и виновной в немалом числе грехов его матери. И целого периода в политической истории Руси-России на рубеже XV - XVI вв.

Третье предложение.
На (6) них (19 - 10 - 1) же (5) котлы (15 - 6) висяху (22 - 4).
"На них же" - на "древцах малых". Местоимение "них" своей десяткой и единицей - в перекличке с "поваром" и "Окой" - напоминает о смысловой окрашенности "малых древцев". Формант "а н" (6) словосочетания "на них" находится в развилке буквы "л" слова "готовляху" предшествующей строки.
"Котлы" - татарское слово: "поздравительный", "осчастливленный" (исходное слово "кот" - "счастье", "удача"). Словосочетание "котлы висяху" (со значением "висяху", равным 4) подсказывает, с чем можно поздравить Петра - Ивана III. "Висяху" находится в сопряжении с "и" следующего предложения.

Четвертое предложение.
И (8) повечеря (довечеря) (37 - 10 - 1) же (5) святая (8) Февронїя (26 - 8) ходяше (22 - 4) по (15 - 6) брегу (14 - 5) тому (18 - 9) ї (1) видb (14 - 5) древца (13 - 4) тыя (3).
 В "повечеря" читатель вновь сталкивается с единицей. Далее следует характерная пятерка от "же". Написание "довечеря" вводит корректировку в последовательность "мизансцен" сюжета: в подлинном тексте памфлета Феврония должна ходить "по брегу" до "вечеря" и "потчеванья".
Иронически употребляемое слово "святая" в рукописи написано с титлом над "стая". При этом формант "та" находится в энигматико-графической связке с "л" от "котлы", которые буквально "висяху" над "та" - указательным местоимением.
"Февронїя" этого микросюжета наделена числовым значением 8. (Другое написание литературного имени Елены в памфлете - Θевронїя, - с иным числовым значением.)
"Ходяше" с числовым значением 4 не требует комментариев. Формант "дя" (4) находится под развилкой буквы "л" слова "котлы" предшествующей строки.
Формант "по брегу тому" имеет конечное числовое значение 2 - намек на свидание.
Формант "i" возвращает читателя к ранее обозначенным значениям 10 и 1.
"Видb древца тыя". Сложное по смыслам словосочетание. Слова "видb" и  "древца" имеют характерные значения, указываемые числами 5 и 4. Но "тыя" здесь амбивалентна. В нем спрятаны местоимения "ты" и "я" - намек на преступное свидание. Однако слово наделено числовым значением 3 - сугубо положительным маркером в символике авторов круга Курицына. Автор "жития" таким образом - отрицанием тройки его вербальным смыслом - указывает на предательство двумя лицами круга смыслов, стоящих за числом 3. Противоречие между вербальным и числовым значениями заложено и во всем словосочетании: сумма числовых значений всех трех слов равна 12, то есть 3. Такой же смысл заложен и в двояком написании литературного имени Елены Стефановны: Θевронїя наделена числовым значением 3.

Пятое предложение.
И (8) благословия (36 - 9) рекши (16 - 7).
Иронический смысл этой конструкции подсказывается контекстом. Совокупное числовое значение слов равно 6 (24 → 6); тем самым дублируются две тройки словосочетания "видb древца тыя", но, превратив две тройки в шестерку в словах, которые относятся к Елене Стефановне, автор еще раз подчеркивает смысл ее поступка как измены (самой себе).

Шестое предложение.
На (6) утро (15 - 6) сїе (8) древїе (18 - 9) велико (27 - 9) їмать (9) быти (11 - 2).
Если читатель из предшествующих предложений уже вычитал, о чем автор на самом деле рассказывает, то ему даже не обязательно знать, что девять "древiя" в сатирических текстах авторов курицынского круга происходит от словосочетания "дев ять". (Но преобладающее большинство читателей знало.) За первой девяткой следует вторая, за ней и третья (с характерным глаголом "їмать") - намек на бурно проведенную ночь. "Быти" также имеет красноречивый маркер - 2. В глаголе "їмать" допустимо также видеть намек на персонификацию Елены как матери. Совокупное числовое значение букв предложения в конечном (предпоследнем в ходе трансформации) выражении равно 13. Это двойной намек автора: Дмитрию Ивановичу весной и летом 1496 г. шел 13-й год, но 13 авторы курицынского круг воспринимали, за отдельными исключениями, как несчастливое число.

Седьмое предложение.
И (8) вbтвїе (13 - 4) и (8) листвїе (24 - 6) имуще (21 - 3).
Отдельные слова на этой ступени раскодировки комментариев, пожалуй, не требуют. За исключением, может быть, слова "имуще", которое указывает на совершенное действие "їмать". На особое значение "имуще" указывает и числовая энигматика: совокупное числовое значение всех букв предложения (сумма конечных значений слов) равно 29. Если от 29 отнять конечное числовое значение "имуще", равное 3, то в остатке окажется 26, то есть 8.

В восьмом предложении ирония автора и его метафоры прочитываются без затруднений. Формант "ся" находится в развилке буквы "л" слова "людiе" предшествующей строки.

Девятым предложением автор подсказывает, что благодаря пикнику на берегу Оки Елена Стефановна обеспечила сыну восхождение на московский великокняжеский престол: совокупное числовое значение этого "пророческого" предложения равно 7, числу, символизировавшему город "на семи холмах". (Попутно замечу, что позднее великокняжеская Москва эпохи Василия III не нуждалась в подсказках старца Филофея относительно того быть Москве Третьим Римом или не быть: помимо памфлета о Петре и Февронии, идея Москвы - Третьего Рима проходит через ряд произведений авторов курицынского круга, но подавалась ими в ироническом ключе.)



Ока в районе Касимова.
Источник копирования:  http://photo.murom.ru/gallery/Users/twins/Meschera/DSCN9240.JPG.html

Примечания
* Отрицательная (скабрезная) энигматика слова "пятак", использовавшаяся в произведениях авторов круга Ф.В. Курицына и позже в переписке царя Ивана Грозного с Курбским, символике Большой государственной печати Ивана Грозного, восходит к татарскому слову, обозначающему вагину и имеющему большое сходство со словом "пятак".
** См. об этом: Зимин А.А. Россия на рубеже XV - XVI столетий: Очерки социально-политической истории). Москва, 1982. С. 107.
*** Там же. С. 197.


Фаизов С.Ф. Пикник Петра и Февронии на берегу Оки. Из заметок на оборотках
Опубликована 24 января 2012 г.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account