?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
"Анам ана" и числовой ряд Фибоначчи в "Житии Михаила Клопского"
sagitfaizov

                                                             

Сагит Фаизов

"Анам ана" и числовой ряд Фибоначчи в "Житии Михаила Клопского" (к вопросу о категориях русской культуры в период постордынской трансформации). 2-я часть                                                            




   Фибоначчи

     Помимо мандорлы автор притчи репрезентует в ней прямоугольник "золотого сечения" и сопровождает репрезентацию этого символа, служившего ему и его единомышленникам также средством кодировки скрытых текстов, дополнительными очень важными демонстрациями: числового ряда 0,618 (воплощение принципа "золотого сечения"[1] и параллель числового ряда Фибоначчи[2]) и рисунка созвездия Девы. Сложнейшая по своей структуре схема-иллюстрация закодирована автором в последовательности первых букв всех слов притчи и их числовых значений (второй ряд чисел из приведенных ниже). Жирным шрифтом выделены числа, в которых закодирован показатель 0,618 и которые образуют в структуре схемы-иллюстрации специфическую графическую ветвь, превращающую прямоугольник в рисунок созвездия Девы (конструкция "И взяша конъ воронъ изъ манастыря").

Ряд чисел притчи с конечными числовыми значениями слов (его энигматика рассмотрена выше)
3    2 2 6 8 2 4 3 2 4    9 2 2     8 1 5 4 6 8       8 2 1 2* 6 2 2 9        8 2 9 9 2 4 8 8
* Конечное значение от "рек".

Ряд чисел притчи с числовыми значениями первых букв слов
8    2 5 5 4 8 5 2 8 8    7 2 2     8 2 2 2 8 4       8 4 2 1  4 8 8 2         8 2 3 4 1 2 8 8

Расположение чисел-точек на прямоугольнике
1 3 5 7
2 4 6 8

Прямоугольник «золотого сечения» с трансполяцией показателя 0,618. Схема-иллюстрация.


     В приведенном выше втором ряде чисел виден очень важный показатель: в нем отсутствуют две цифры из базовых девяти: 6 и 9. Первоначально это маркер поиска: автор притчи подсказывает своему читателю, что эти числа следует найти в его поле кодировок. Другие две особенности ряда: 1) в нем восьмерка дана 12 раз – первоначально  это указание на 12 углов внутренних прямоугольников, или, иначе говоря, на наличие внутри большого прямоугольника трех малых; 2) общее количество чисел в ряду равно 35 (соответственно, столько же слов в притче) - так автор подчеркивает особое значение числа 8 в своей графической энигматике и, собственно, говорит о необходимости построения прямоугольника "золотого сечения" с количеством опорных точек, равным восьми.
     При воосоздании схемы-иллюстрации сделано одно исключение из общего правила, определяющего последовательность построения линий: не изображены окружности и полуокружности. Сочетания двух одинаковых чисел, которые являются в обычном порядке директовой к построению окружности (55, 88, 22) в предлагаемой реконструкции трактуются как обозначение точки одного числа (5, 8, 2). Построение окружности через "маятник" (282) также игнорируется. Такой подход, предпринятый для облегчения восприятия базовых элементов графической конструкции, в значительной мере опирается на директиву самого автора притчи, предложившего в форманте 8 2 2 2 8 4 игнорировать построение окружности (если последовательное сочетание трех двоек воспринимать иначе, то получается, что автор притчи предписывает построение двух абсолютно одинаковых окружностей - вторую поверх первой, что заведомо исключено).
Последовательность построения линий до чисел 8 2 2 2 8 4 и после них обычная - за исключением оговоренного выше игнорирования окружностей. Здесь следует добавить, что, выставив три двойки подряд, автор притчи не только предписывает не рисовать окружности, но и запрещает оставаться на месте. Для того, чтобы дешифрователь это понимал, автор притчи выставил две двойки и перед 8 (после 7), эти двойки являются маркерами абсурдности топтания на месте: графическое воспроизводство последовательности букв не допускает такого топтания, но если бы дешифрователь решился нарисовать окружность в области 722, он бы повторил окружность, предписанную сочетанием 288, находящимся левее (как в первом, так и во втором случаях окружность соприкасается со всеми четырьмя углами большого прямоугольника, то есть с точками 1, 7, 8, 2). Запрет на топтание на месте, дополненный запретом на изображение окружностей в области 8 2 2 2 8 4 означает необходимость вынесения трех двоек за границы прямоугольника, но с сохранением линейной связи с прямоугольником и с сохранением связи между восьмеркой и каждой из двоек (без соблюдения этого условия линейное построение вне прямоугольника невозможно). Таким образом, вне прямоугольника должны находиться две линии: одна должна идти от точки 2 к бесконечности, другая - параллельно первой - от точки 8 к бесконечности. Отложенные на равном (или неравном, это не имеет значения) расстоянии три точки на линии двойки соединяются с тремя точками на линии восьмерки. Для удобства изображения последнюю точку 2 следует полагать конечной. Оставшийся формант 8 4 требует выноса линии от точки 4 прямоугольника параллельно линиям 2 и 8 и соединения ее с линией 8. Точку соединения линий 4 и 8 допустимо принять за  конечную для линии 8, которая  является доминирующей из трех, генерированных прямоугольником непосредственно. Она и оставлена на рисунке. Полученная схема-иллюстрация показывает некую связь внутри трех двоек, а также их совокупностью и четверкой. Если учесть, что в большом втором ряде не было 6 и 9, то связи между числовыми показателями факультативного рисунка легко угадываются: сумма трех 2 равна 6, сумма 6 и 4 равна 10, или 1. Если расположить полученные числа по очередности образования, получится сочетание 61 (конечные значения двух линий), прибавление значения третьей линии образует 618, или 0, 618 - показатель "золотого сечения", который находится в коррелятивной связи с числовым рядом Фибоначчи (1 2 3 5 8 13...). Недостающая девятка (потенциальная сумма 1 и 8) дополнительно подсказывает правильность всех операций с числами вне прямоугольника. Намек на присутствие в показателе "золотого сечения" ряда Фибоначчи  дан также благодаря 6 и 9, которых нет и у Фибоначчи.
     Последний элемент энигматики чисел, находящихся вне прямоугольника - сумма всех чисел левого края поля, взятых как единичные числа: 2 + 6 + 4 = 12. Здесь актуализируется двенадцатикратное присутствие восьмерки в большом ряде и таким образом автор притчи предлагает провести контаминацию 12 и 8 при условии доминирования 8. Поглощение числа 12 восьмеркой означает исчезновение всех линий вне прямоугольника, кроме линии восьмерки. Так, приобретя отдельную ветвь, прямоугольник "золотого сечения" становится рисунком и символом созвездия Девы (Богоматери, анам ана). Удвоенное присутствие сочетания чисел 2 8 8 в большом числовом ряде находится при этом в выразительной связи с числами 2 8 8 2 1 и через них с именем Спика - названием самой яркой звезды Девы.

«Золотое сечение» - созведие Девы. Схема-иллюстрация.

     Рисунок, предложенный автором внутри прямоугольника, находится в очевидной и выразительной связи со скрытым текстом. Конвертообразный рисунок малого прямоугольника 1243 – это изображение пирамиды-грани восточной стены Грановитой палаты[3], символизирующее в данном случае резиденцию Ивана III и Москву. Параллелограмм 2453 – это «падающий» прямоугольник 1243 (символизация морально-этического «падения» Ивана III в процессе аннулирования венчания Дмитрия Ивановича на великое княжение и отчуждения внука от власти). Фигура, образованная линиями 2 – 5, 4 – 5 и 8 – 5, - «подлинная» пирамида, противопоставленная пирамиде на стене Грановитой палаты. «Подлинность» этой пирамиды подчеркнута отсутствием (незавершенностью) ее двойника: фигура, образованная линиями 1 – 4 и 4 – 5 легко могла бы трансформироваться в аналогичную  пирамиду, если существовала линия 2 – 7, но ее нет. За «подлинной» пирамидой следует видеть аппрезентацию ордена Ф.В. Курицына с характерным для него интересом к эзотерическому наследию Древнего Египта.

             Примечания


[1] О прямоугольнике «золотого сечения» см.: Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Сакральная геометрия. Москва, 2011. С. 34-38
.[2] Фибоначчи, или Леонардо Пизанский (вт. пол. XII – первая пол. XIII вв. ). Опираясь на достижения индийской и арабской математики, написал ряд трактатов. Благодаря ему в Европе получают распространение десятичная система исчисления и арабские цифры. Возвратный ряд чисел, получивший в Европе его имя, был известен еще в древней Индии, затем освоен арабами. Фибоначчи репрезентовал описание и анализ ряда в «Книге Абака» (1202 г.) (http://ru.wikipedia.org/wiki/).
[3] Аналогичное изображение см.: Фаизов С.Ф. Повесть о Петре и Февронии: кто есть кто в начале текста (http://sagitfaizov.livejournal.com/tag/  Опубликована 20 января 2012 г.).


Список литературы


Зимин А.А. Россия на рубеже XV – XVI столетий (Очерки социально-политической истории). Москва, 1982.

«Изборник» (Сборник произведений литературы древней Руси). Москва, 1969.

Матвеенко В., Щеголева Л. Временник Георгия Монаха (Хроника Георгия Амартола). Москва, 2000.

                Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Сакральная геометрия. Москва, 2011.

Фаизов С.Ф. Повесть о Петре и Февронии: кто есть кто в начале текста (http://sagitfaizov.livejournal.com/tag/  Опубликована 20 января 2012 г.).

               Фаизов С.Ф. Пикник Петра и Февронии на берегу Оки. Из заметок на оборотках       (http://sagitfaizov.livejournal.com/tag/  Опубликована 24 января 2012 г.).


Представленная публикация

 Фаизов С.Ф. "Анам ана" и числовой ряд Фибоначчи в "Житии Михаила Клопского" (к вопросу о категориях русской культуры в период постордынской трансформации). 2-я часть. Опубликована 18 апреля 2012 г.                                                            


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.