?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Иван Бездомный перед иконой «Благословенно воинство Небесного Царя»
sagitfaizov

Сагит Фаизов

Иван Бездомный перед иконой «Благословенно воинство Небесного Царя». Из цикла «Мастер и Маргарита»

File:Novoierusalimsky monastyr 1.jpg

  

   Иван тихо плакал, сидя на кровати и глядя на мутную, кипящую в пузырях реку. При каждом ударе грома он жалобно вскрикивал и закрывал лицо руками. Исписанные Иваном листки валялись на полу; их сдуло ветром, влетевшим в комнату перед началом грозы. -
«Мастер и Маргарита», гл. 11.

    Если пророки плакали и рыдали о Иерусалиме и о церкви, возведенной из камня, разукрашенной и прекрасной, и о всех жителях, в нем погибающих, то как не возрыдать нам о разорении града живого Бога и о церкви твоей телесной, которую создал Господь, а не человек. - Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М., 1981, с. 178 (фрагмент третьего послания псевдоКурбского).

    Иван Бездомный и псевдоКурбский плачут об одном и том же – разорении града живого Бога и о церкви телесной. У обоих перед глазами одна и та же картина – разрушение Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. У Ивана Бездомного воображение подпитывается картиной горящего Иерусалима на иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» и закрытым храмом Воскресения Господня, находящимся перед его глазами в подмосковном Новом Иерусалиме*, воображение псевдоКурбского, коллективного автора, также могло подпитываться не только плачами Иеремии и обличениями Иезекииля, ветхозаветных пророков, но и иконой «Благословенно воинство Небесного Царя»**.

Комментарии к видениям Ивана Бездомного.

    Одна из проекций клиники Стравинского, основная, в романе «Мастер и Маргарита» - Ново-Иерусалимский монастырь и его Больничные палаты, расположенные вдоль западной стены монастыря. Окна палат смотрят на храм Вознесения Господня и другие строения монастыря. На запад, на реку Истру и леса, «реку и бор» в ландшафте, обзора из палат нет, поскольку с западной стороны близко к зданию проходит высокая монастырская стена. В тех эпизодах романа, когда Иван Бездомный за балконной решеткой видит реку и бор, он видит – в своем воображении – икону «Благословенно воинство Небесного Царя»***.

    Для М. Булгакова при выстраивании канала аппрезентации иконы было важно дать понять читателю, что Иван Бездомный из окна  своей палаты мог смотреть только в восточную сторону, на храм Вознесения Господня. И он закодировал это экспозиционное условие при помощи луны и лунного света – в эпизоде с визитом мастера в палату Ивана, когда мастер проникает в палату, прячась от лунного света, а беседа заканчивается обращением мастера к лунной теме. В исходном календаре романа в четверг 13 апреля 1939 г.  вечером луны на небе нет, астрономическая ситуация проецируется на 4 мая, четверг, того же года (аналогично астрономической ситуации вечера среды, которая проецировалась на среду, приходящуюся на 3 мая). 4 мая 1939 г. в 22 часа полная луна находилась на небе в азимуте 119 ̊, то есть на востоке, с южным склонением, в 23.50, когда «ночь валится за полночь», луна находилась в азимуте 142 ̊ 3 мин., то есть на юго-востоке. В это время или несколько позже она могла уйти с поля зрения тех, кто находился в больничной палате монастыря, вследствие узости окон, значительной толщины стен и оконного проема палаты; линию фасада палаты луна пересечет спустя 3 часа****.

    Первая и основная аппрезентация иконы представлена в гл. 8 в словах: «За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу – веселый сосновый бор». Под решеткой в рассматриваемой проекции М. Булгаков подразумевает рамку-оклад иконы – через отсылку к английской лексеме «rack» с двумя ее значениями «решетка» и «рама»*****. Под «балконом» - нижний край иконы, на который нанесена тонкая полоса темной краски, символизирующая нижний край последней ступени Голгофы; эта полоса как бы продолжает нижнюю планку рамки-оклада иконы – так же, как балкон визуально продолжает комнату.

    Извивающаяся река – берущая начало у стен Небесного Иерусалима река из Книги пророчеств Иезекииля (Ветхий Завет. Книга пророка Иезекииля. 47: 1-12), изображенная на иконе. В Книге пророчеств исток реки бьет «из-под порога храма» Небесного Иерусалима, «течет на восток», сойдя на равнину, река «войдет в море и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много». «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание».

    Веселый сосновый бор – аппрезентация основного сюжета иконы: шествия в Небесный Иерусалим, где восседает Богоматерь с младенцем Христом на руках, множества избранных, один из которых несет в руках белый платок – символ Жениха******. Тема Жениха и Невесты («невенчанной») отражена М. Булгаковым в лексеме «веселый», которая является аттракционным замещением прилагательного украинского языка  «весiльний» – (свадебный). В слове «сосновый» формант «сос» является аттракционным замещением международного стандартного сигнала призыва к спасанию при бедствии на море – SOS, формант «новый» подразумевает начало новой и вечной жизни удостоившихся спасения. Формант SOS в сопряжении с формантом «новый» маркирует и чрезвычайное значение происходящего на иконе, и ключевую ее идеологему – спасения достойных. Слово «бор» в рассматриваемой проекции, видимо, должно актуализировать французскую лексему «pineraie» (cосновый бор), второй формант которой («raie») должен напоминать о райской жизни всех тех, кто под предводительством царя Ивана Грозного направляется – на иконе - в Небесный Иерусалим.

    Дополнительная аппрезентация иконы дана в попытках Ивана Бездомного написать заявление в милицию, до начала грозы: он колеблется в выборе, отнести Берлиоза к покойным или к живым (на иконе живой Иван Грозный изображен у врат Небесного Иерусалима вместе с покойными избранными), не может справиться с упоминанием двух Берлиозов (та же проблематика) и, наконец, берется писать о Понтии Пилате (напоминание о том временном пласте иконы, который связан с земной жизнью Иисуса Христа и девы Марии). Кот, которого Бездомный пытается нарисовать на заявлении, - маркировка даты 1939 (год Кота по восточному календарю)*******.

    …Не справившись с котом Иван Бездомный заплакал, а «бор на противоположном берегу реки, еще час назад освещенный майским солнцем, помутнел, размазался и растворился», и вода сплошною пеленой повалила за окном. В небе то и дело вспыхивают молнии, оно лопается, комнату больного заливает трепетным пугающим светом.

    В это же время в Москве Азазелло и Бегемот (кот) избивают Варенуху-Грозного и тащат его на свидание с Геллой, «прыгая в мутных реках и освещаясь молниями».

*В 1919 г. монастырь был закрыт. Его реликвии и здания стали  материальной базой  Государственного художественно-исторического музея.

** Упоминание и припоминание псевдоКурбским в третьем его послании похода на Казань, когда «перед полками христианскими шел архангел-хранитель с воинством своим», подсказывают, что псевдоКурбский напоминает адресату либо саму икону «Благословенно воинство Небесного Царя», о которой подлинный Курбский, консультант группы авторов,  мог знать из общения с различными корреспондентами, приезжавшими в Речь Посполитую, либо ее предтечу, ныне хранящуюся в Музеях Московского Кремля (законченная версия иконы хранится в Третьяковской галерее); первое написание (предтечу и образец) иконы подлинный Курбский мог видеть до своей эмиграции.

*** См. о символике иконы: Фаизов С.Ф. Икона "Благословенно воинство Небесного Царя": стратиграфия смыслов в различных контекстах. В 2-х частях  // http://sagitfaizov.livejournal.com/ (метка Благословенно воинство Небесного Царя).
 **** Азимут отсчитывается от Северного полюса. Данные по азимуту получены при помощи калькулятора
http://aa.usno.navy.mil/cgi-bin/aa_altazw.pl Расположение палат на территории монастыря можно видеть на схемах, картах и фотографиях, представленных на различных сайтах и блогах.

***** В конце гл. 8 – после беседы Стравинского с Иваном Бездомным - решетка превращается в сетку.

****** Платок в руках Василия III – признак, по которому в нем распознается жених. (В средневековой Руси существовал обычай вручения царем ширинки {платка} своей избраннице после наречения ее невестой, в руках у Василия III символ несостоявшегося брака, долгая история неудачного его сватовства к «невесте»  хорошо известна). В Книге пророчеств другой Жених (Господь) говорит, обращаясь к «дщери Иерусалима»: «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою... И ты стала Моею» (Ветхий Завет. Кн. Пророка Иезекииля. 16: 8). Однако «дщерь Иерусалима» (т. е. собственно Иерусалим) изменила избравшему ее, впала в блуд, и «после всех злодеяний» (16: 23) Господь сказал ей: «Сожгут дома твои огнем и совершат над тобою суд перед глазами многих жен» (16: 41). Напоминание о другом Женихе заключено и в образе Богоматери с младенцем Христом: вручение венцов (корон) славы победителям именно младенцем Христом подчеркивает ее образ как недавно избранной Господом Пречистой Девы, «дщери Иерусалима», – в контрастном  противопоставлении другой «дщери» того же города, изменившей Господу пятью столетиями раньше. Вместе с младенцем Христом заказчик иконы и иконописец вводят в икону точно читаемый хронологический индикатор изображаемых событий – первые несколько лет после Рождества Христова, но хронологическая проекция, задаваемая образом младенца Христа, является сугубо условной: Иерусалим того времени переживал период относительного благополучия.
******* Возможно, иконка, которую Бездомный прикрепил к своей груди накануне, в среду вечером, - «Благословенно воинство Небесного Царя», знак войны поэта по имени Иван с сатаной.

Иллюстрация

Храм Воскресения Господня в Новом Иерусалиме. Фото. Источник копирования: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Novoierusalimsky_monastyr_1.jpg?uselang=ru

Фаизов С.Ф. Иван Бездомный перед иконой «Благословенно воинство Небесного Царя». Из цикла «Мастер и Маргарита». Опубликована 4 ноября 2012 г.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.