?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Солнце супрематизма на Патриарших
sagitfaizov

Сагит Фаизов

Солнце супрематизма на Патриарших. Из цикла «Мастер и Маргарита»*


Чёрный супрематический квадрат. 1915. ГТГ.png

 Почему в романе Патриаршие пруды квадратные? Булгаков пишет: «В аллеях на скамейках появилась публика, но опять-таки на всех трех сторонах квадрата, кроме той, где были наши собеседники». Ранее, в главе 1-й: «А иностранец окинул взглядом дома, квадратом окаймлявшие пруд…» Пруд в плане был прямоугольным, окружающие его дома образовывали прямоугольник.

- Потому что квадрат и прямоугольник одно и то же, то есть квадрат есть разновидность прямоугольника.

- Потому что слово quadratum у самых древних римлян означало прямоугольник.

- Потому что с квадрата начинался Рим, а Третий Рим должен иметь свой квадрат.

- Потому что Казимир Малевич в 1915 г. написал картину «Черный квадрат».

   Правильный ответ – последний. Хотя quadratum изначально был прямоугольником или четырехугольником, а Рим начинался с «квадратного Рима».

   Идея «Черного квадрата» родилась у Казимира Малевича в 1913 г. в процессе работы над сценографией футуристической оперы «Победа над солнцем», музыку которой написал Михаил Матюшин, а либретто – Алексей Кручёных. Изображение черного квадрата как кубофутуристической и супрематической трансформации солнца возникает в 5-й сцене 1-го действия оперы. Картина «Черный квадрат» вместе с другой декларацией супрематизма – «Красным квадратом» и еще 37-ю супрематическими произведениями Малевича впервые была представлена на выставке «0,10»  19 декабря 1915 г. в Петрограде**.

   «Черный квадрат» К. Малевича не был квадратом, на самом деле это прямоугольник во всех своих вариантах***. Именно это обстоятельство имеет ввиду М. Булгаков, называя прямоугольник Патриарших прудов квадратом.

  В предшествующем предложении текста романа он называет квадрат черным: «Вода в пруде почернела…»

   Слово «квадрат» упоминается в связке со словами о трех его сторонах: публика появилась «на всех трех сторонах квадрата, кроме той, где были наши собеседники» - напоминание о черном и белом треугольниках, из которых состоял большой квадрат задника сцены 5-й картины 2 действия спектакля «Победа над солнцем» в декабре 1913 г.****.

Malewitsch, Vorhang.jpg

 Вместе с тем публика на трех сторонах пруда, избегающая появляться на той стороне, где беседуют трое, – уподобление пространства Патриарших прудов театру (трое находятся на сцене). Дальняя аппрезентативная область экспозиции – театрализированная схема взаимоотношений между открытой и скрытой текстами романа и  его театрализованные пространственные и временные парадигмы.

   «Изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце» - напоминание о графических метаморфозах солнца в сценографии «Победы над солнцем» и сюжете опере, по ходу которой солнце навсегда оказывается плененным воинами-победителями, строителями «будетлянского» мира. Зритель узнает о пленении солнца от персонажа - «разговорщика по телефону». В романе разговорщик по телефону, кинувшийся звонить после захода солнца, до телефона не добрался.

   Не добрался, поскольку «тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную», - напоминание о Вере Ермолаевой, ученице К. Малевича, которая участвовала в постановке оперы «Победа над солнцем» в Витебске и создала свои театральные эскизы к опере*****.

                                                                 ***

   Проекции на творчество К. Малевича и спектакль «Победа над солнцем» заложены М. Булгаковым также в сюжет сеанса черной магии в Варьете, и обе проекции связаны с конферансье Жоржем Бенгальским. Когда конферансье «разрывает» занавес, он, в первую очередь, отсылает читателя к стиху 27:51 Евангелия по Матфею******, но в этом эпизоде присутствует и вторая отсылка – к разрыву занавеса будетлянскими силачами, когда за сценой разыгрывается драма пленения солнца, двум действиям в сюжетной линии оперы, которые наделены собственной связью с Евангелиями, а именно с Евангелием от Луки, где сообщается о наступлении солнечного затмения, - и «завеса в храме раздралась по средине», и Христос испустил дух (23:44-46). Припоминание нигилистической аллюзии будетлян – и урок, и зарубка на память, и переживание предыстории катастрофы 1917 г.*******.

   Когда Жоржа Бенгальского, травмированного свитой Воланда, отправляют в клинику Стравинского, М. Булгаков напоминает читателю о премьере оперы Матюшина, Крученых и Малевича, скандальной премьере, в финале которой администратор «Театра Луны» Фокин в ответ на прозвучавшее из зала требование выхода автора на сцену заявил: «Его увезли в сумасшедший дом!»

* Публикуемое наблюдение базируется на чтении скрытого текста московских глав романа  - расшифровке вербально-числовой энигматики, охватывающей весь видимый текст произведения М. Булгакова, включая иерусалимские главы.

** См. о сценографии  оперы: Толкачева, Л.И. Синтез искусств в опере кубофутуристов "Победа над Солнцем" // http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0035(01_09-2005)&xsln=showArticle.xslt&id=a13&doc=../content.jsp; о супрематизме: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Черный квадрат).

*** Паола Волкова об этом: в фильме «Казимир Малевич» из цикла «Мост над бездной» на канале «Культура» 15.11.2012. П. Волкова упоминает неквадратность первого «квадрата», пропорции сторон других «квадратов» автор данной ст-и замерил по репродукциям.

**** Этот же рисунок-эскиз или саму декорацию имеет ввиду М. Булгаков, когда упоминает «сверкнувший синим и белым огнем бриллиантовый треугольник» на крышке золотого портсигара Воланда: рисунок-эскиз чрезвычайно сходен с ограненным бриллиантом в форме усеченной пирамиды (треугольники располагаются на срезе «пирамиды»).

***** О Вере Михайловне Ермолаевой, расстрелянной в 1937 г., см.: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Вера Ермолаева).

****** См. об этом: Сагит Фаизов Вифлеем versus Варьете //http://sagitfaizov.livejournal.com/64494.html

******* Второе горькое припоминание катастрофичности нигилизма проведено М. Булгаковым в эпизоде похорон Берлиоза. Открытая новенькая похоронная машина с четырьмя стоящими по углам персонами – напоминание о прохождении грузовика с телом покойного К. Малевича на открытой платформе по Невскому проспекту в 1935 г. На платформе был установлен супрематический саркофаг, с изображением чёрного квадрата и круга. Супрематический гроб был отправлен в Москву, где К. Малевича кремировали (как и Берлиоза). Похоронная процессия, сопровождающая тело Берлиоза, пройдя мимо решетки Александровского сада, направится по улице Коминтерна и Арбату на запад - на Дорогомиловское кладбище, но дальше по этому же пути возле Одинцово находится деревня Немчиновка, где похоронен К. Малевич. См. о маршруте похоронной процессии Берлиоза: Сагит Фаизов Троллейбус № 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/62292.html; о похоронах К. Малевича: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Черный квадрат). Задолго до М. Булгакова и в открытом тексте об опасности покушения авангарда на веру и сакральное достояние писал Александр Бенуа: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то „господство над формами натуры“, к которому ведёт... вся наша новая культура... с её машинностью, с её „американизмом“, с её царством... пришедшего Хама» (г-та «Речь», 9 января 1916 г.). Цит. По: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Черный квадрат).

Иллюстрации

К. Малевич Черный квадрат. 1915. Источник копирования: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Черный квадрат).
К. Малевич Эскиз задника сцены 5-й картины 2 действия спектакля «Победа над солнцем» в декабре 1913 г. Источник копирования: http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Victory_over_the_Sun?uselang=ru

Фаизов Сагит Фяритович Солнце супрематизма над Патриаршими. Из цикла «Мастер и Маргарита». Опубликована 25 ноября 2012 г.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.