Previous Entry Share Next Entry
Слова и буквы мастера: платформа и ресторанные полотенца
sagitfaizov

Сагит Фаизов

Слова и буквы мастера: платформа и ресторанные полотенца. Из цикла «Мастер и
Маргарита»


PushkinMskVblizi.jpg

    «Ресторанные полотенца, подброшенные уехавшими ранее в троллейбусе милиционером и Пантелеем, ездили по всей платформе» - деталь из эпизода возвращения поэта Рюхина из клиники Стравинского* и с собственных похорон.

    Поэт Рюхин, он же Сунь Ят Сен, он же умерший и похороненный Ленин, находящийся в кузове (на платформе) грузовика тщетно пытается собрать полотенца.

    Полотенца эти не ресторанные, а похоронные, - в силу того, что они «restaurant»ные: в лексеме «ресторан» скрытого текста присутствует формант «rest» английского языка со значениями «покой»,  «сон», «могила», «неподвижность» и формант «aur» татарского языка со значением «больной». Первый из этих формантов «привязывает» полотенца к умершему Ленину (Рюхину), второй – к заболевшему Ивану Бездомному. Рюхин пытается их собрать, поскольку они должны быть – по определению – неподвижными, но они ведут себя неправильно, притворяются подвижными, а, главное, живыми. Отшвырнув полотенца ногой и перестав на них глядеть, умерший поэт не может их забыть и в конце концов показывает им, каким должен быть правильный мертвец: он встает во весь рост и поднимает руку, уподобляясь памятнику. Ощущая, что его памятник лишь для себя памятник, мастер металлических интонаций мысленно нападает на бессмертного Пушкина и на его отнюдь не металлический памятник.

    Платформа, на которой с поднятой рукой стоит Рюхин – пьедестал его мертвого памятника. Но не только. Это еще и платформа платформ – возникавших в РКП(б)-ВКП(б) после революции как грибы: платформа 10-ти, платформа 4-х, троцкистско-зиновьевская платформа…** Рюхин на платформе грузовика, вероятно, несет в себе, помимо образов Сунь Ят Сена и В.И. Ленина, потерявших свою актуальность после похорон, еще одну символическую нагрузку – образ старого большевика М. Н. Рютина, разработавшего в 1932 г. основополагающий документ для антисталинской «платформы Каюрова - Рютина»***.

*Адреса клиники Стравинского: Ново-Иерусалимский монастырь и Дом на Набережной. В апреле уходящего года я писал, что Ивана Бездомного из Грибоедова увезли в Дом на Набережной, но не за город; тогда локализация клиники в монастыре не была еще раскодирована, а сам подход М. Булгакова к методике топографических проекций не вполне был ясен. См. апрельскую публикацию:  Сагит Фаизов Мастер и Margarein. Из заметок на оборотках //.http://sagitfaizov.livejournal.com/2012/04/23/


** Платформа (другого эпизода) как компонент энигматически обозначенного образа убиенных рассмотрена мной в ст-е: Слова и буквы мастера: на мешках // http://sagitfaizov.livejournal.com/73536.html

*** Правление Сталина было названо Рютиным «мелкобуржуазной диктатурой». Документ содержал крайне резкие нападки на Сталина, который усмотрел в «платформе» призыв к террористической деятельности, и потребовал расстрела Рютина. Однако Рютин был приговорён лишь к 10 годам заключения, расстреляли его в 1937 г. См. о М.Н. Рютине: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (ст-я Список оппозиций в ВКП {б}).

Иллюстрация

А.М. Опекушин Памятник А.С. Пушкину в Москве. Источник копирования: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:PushkinMskVblizi.jpg?uselang=ru

Фаизов Сагит Фяритович Слова и буквы мастера: платформа и ресторанные полотенца. Из цикла «Мастер и Маргарита». Опубликована 18 декабря 2012 г.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account