?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Как возник дружественный союз Зиланта и Симплициссимуса
sagitfaizov
Письмо С.Ф. Фаизова мэру г. Казани И.Р. Метшину о гербе г. Казани
Написано в конце декабря 2006 г.



Уважаемый Ильсур Раисович, рад Вас приветствовать!

Среди многих проблем, которые вы успешно сегодня разрешаете, есть одна, которая, вероятно, остается на периферии Вашего внимания, но является очень важной.
Я имею в виду проблему официального герба г. Казани. То изображение, которое сегодня составляет сердцевину и смысл герба, не имеет никакого отношения к традиционным символам Татарстана. Это ни в коем случае не Зилант. Чудовище на щите герба является ни чем иным, как симплициссимусом, хорошо известным в европейской геральдике как символ чумы, зловония, венерических заболеваний и сатаны. Симплициссимус – это птица с хвостом и крыльями дракона. Я высылаю Вам изображение симплициссимуса из книги Е.Я. Шеиной. По сути, в иллюстрации к ее статье о симплициссимусе изображен казанский герб (разворот крыльев не имеет никакого значения).
Происхождение этого герба вполне внятно. Им Казань «наградила» Екатерина II, но при ней хвост чудовища, вероятно, не имел зловещего стреловидного завершения, хотя язык имел не менее зловещую шишку (см. Атлас Tartarica, с. 458). Мотивация превращения дракона в симплициссимуса, думаю, не требует объяснений. Постепенная трансформация образа древнего тюркского дракона (символа счастья, он же Тенгри) в символ многих несчастий завершилась многозначной и унизительной для города подменой. Эту подмену следует, наконец, признать и не позорить Казань таким гербом. (Ликвидация стреловидного навершия при восстановлении герба в 1990-х годах ничего не меняет, перед нами двойник известного в Европе и России образа сатаны. Если идти по намеченной тогда, в 1990-х годах, линии «улучшения» образа, то следует убрать из изображения все «птичьи» элементы: клюв, оперение, специфические птичьи лапы, короткое туловище, - и вернуться к образу дракона). Плодотворным и исторически оправданным может стать поиск принципиально иного образа герба. В любом случае, Казани очень не хватает неофициального символа (вроде римских котов, копенгагенской русалки, питерского чижика-пыжика, тверской козы или шадринского гуся).
Свои соображения относительно официального и вероятного неофициального герба города я ранее мзложил в докладе и статье «Кот Казанский: татарин и царь в восприятии русского после «взятия» Казанского, Астраханского и Сибирского ханств // Казань в средние века и раннее новое время: Материалы Всероссийской научной конференции. Казань, 2006. С. 149-157».
С наилучшими пожеланиями – подпись автора.

Письмо Д.Г. Калинкина, руководителя аппарата мэрии г. Казани, С.Ф. Фаизову (ответ на мое письмо)
7 февраля 2007 г.

Уважаемый Сагит Фяритович!
Ваше письмо, поступившее в адрес Мэра г. Казани И.Р. Метшина, рассмотрено.
Признательны Вам за активную общественную позицию и внимание к нашему городу.
Хотим отметить, что при изучении истории возникновения геральдических символов города казани (герба и флага), прведена значительная работа в части подготовки, накопления и обработки боьшого объема информации. Специалистами разных направлений: историками, археологами, филологами, искусствоведами в архивах и музеях выявлены исторические документы, служащие обоснованием геральдических символов города Казани.
Были организованы мероприятия по обсуждению вопросов символики города Казани в Институтах истории и языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан.
Историческая основа Казанского герба – образ Зиланта четко прослеживается в исследованиях древнерусских гербов*, сопоставительном анализе изображений крылатых змеев на булгарских изделиях, в татарских легендах и преданиях.
Утвержденный городской герб Казань получает вместе с другими городами Казанской губернии 18 октября 1781 года по указу Екатерины II: «Змий черный, под короною золотою, Казанскою, крылья красные, поле белое. (Старый герб)».
Имеющееся в Указе примечание «старый герб» означает, что герб не был специально разработан в XVIII в. для его утверждения, как большинство гербов городов, в том числе и Казанской, а имеет древние исторические корни и был известен задолго до своего официального утверждения.
В 1857 году управляющим гербовым отделением Департамента геральдии бароном Бернгардом Кене был подготовлен свод правил, по которым в дальнейшем должны были составляться гербы Российских городов.
Проект Кене для Казани описывался следующим образом: «В серебряном поле черный коронованный дракон; крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые, язык червленый. Щит увенчан Казанскою короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою согласно высочайше утвержденным правилам 20 января 1859 года».
24 декабря 2004 г. на XXI сессии Казанского Совета народных депутатов принято решение «О символах муниципального образования город Казань». На основании данного решения город Казань приобрел свои официальные геральдические символы: герб и флаг.
Современное описание герба г. Казани, звучит следующим образом: «В серебряном поле на зеленой земле черный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной. Щит увенчан Казанской шапкой»**.
Согласно гербовой традиции образ дракона (крылатого змея)***, изображенного на гербе самостоятельно, в качестве основной фигуры, является позитивным персонажем, силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость, непобедимость.
Геральдические Советы Российской Федерации и Республики Татарстан официально признали факт соответствия геральдических символов г. Казани всем основным требованиям геральдики и 28 декабря 2004 года герб и флаг города Казани были внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 1701.
Таким образом из вышеизложенного следует, что основа изображения герба г. Казани – это дракон, символ созидательной силы, благоприятствующей человеку, а не симплициссимус, вымышленный зверь, похожий на дракона.
Подпись Д.Г. Калинкина

Примечания

* Из «древнерусской» геральдической традиции отмечу два прецедента: полиморфное существо на печати Ивана Грозного и псевдодракона времен царя Алексея Михайловича в Титулярнике 1672 г. и на других носителях. На печати Ивана Грозного (первый случай появления «казанского дракона» в древнерусской геральдической практике) существо с туловищем льва (передняя часть) и змеи имеет клюв и две лапы, схожие с львиными, то есть мы видим значительные различия в изобразительном решении между «драконом» второй половины 16 в. и существом-гибридом действующего казанского герба, это различные существа. Псевдодракон из Титулярника царя Алексея Михайловича («печать Казанского царства») почти идентичен нынешнему казанскому «дракону», но вот как указ царя определял его – в связи с изображением на государственном знамени: «в каруне (короне. – С.Ф.) василиск». То есть существо, почти аналогичное по изобразительному решению псевдоЗиланту действующего казанского герба, отождествлялось с птицей, обладавшей смертоносным взлядом. См. об этом: Михаил Медведев Казанское царство, титульный герб: http://sovet.geraldika.ru/page/13111; Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М., 1993. С. 24-25 (печать Ивана Грозного), 87 («герб Казани», на самом деле – Казанского царства).
** Как пришли к этой формуле рассказывает Михаил Медведев, сотрудник Геральдической службы-Герольдии России: …Мне довелось вести сотни трудных и очень разных бесед с представителями регионов и городов, каждый раз по-новому объясняя и отстаивая эти формулы преемства. Вопрос о гербе Казани обсуждался множество раз; а когда о нем не шла речь, он словно стоял поодаль, напоминая о себе. Это был поистине стратегический вопрос - отказ от исторического герба Казани означал бы развал общероссийской геральдической системы и, как следствие, выпадение из восьмивекового международного геральдического контекста. А между тем миф об унизительности и карикатурности герба со змеем был очень силён. В результате официально и неофициально из Казани в службу представляли всевозможные варианты герба, позволяющие если не отказаться от змея вовсе, то по крайней мере «смягчить» его вид. Уговоры действовали не всегда. Сколько раз казалось, что вот он - последний возможный компромисс… И все же удалось выдержать стойкую позицию: новые стилизации - пожалуйста; при желании возможны определенные добавления вне щита (шапка Казанская, щитодержатели, девиз); но формула герба должна остаться неизменной! Порой казалось, что добиться воплощения этой формулы на практике не удастся никогда. Но оставался принцип, профессиональная добросовестность, не позволявшая согласовать для Казани ущербный герб. Когда несколько лет назад Геральдический совет обсуждал систему муниципальных корон, и дело дошло до признания за Казанью права на пресловутую шапку, некоторые коллеги выражали убежденность в том, что это не нужно, что «в Татарстане ей никогда не захотят воспользоваться»… Однако все проголосовали за: сработал всё тот же принцип геральдической добросовестности. По счастью, Геральдический совет не был одинок. В последние годы с администрацией Казани тесно сотрудничали геральдисты из Подмосковья во главе с К.Ф. Моченовым. Они действовали как частные лица - что, казалось бы, мешало им занять услужливую позицию и разработать нечто «компромиссное»? Мешала все та же добросовестность. Нельзя не помянуть добрым словом и взвешенную позицию республиканского Геральдического совета. В конце концов оказалось, что неуступчивость Герольдии оказалась лучшей помощью для казанцев. Годы дискуссий не прошли зря. В декабре 2004 года городской совет Казани восстановил употребление старого герба (щит 1781 года, шапка Казанская по пожалованию 1857 года, стилизация новая - откровенно сказочная… впрочем, как уже сказано, эта стилизация - не эталон!) и утвердил на его основе флаг. А вскоре состоялся общий праздник бывших участников «противостояния»: в Казань прибыла геральдическая делегация из Санкт-Петербурга и Москвы, и Государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов вручил мэру Камилю Исхакову свидетельство о внесении герба и флага города в Государственный геральдический реестр Российской Федерации под номерами 1700 и 1701. То, что еще недавно казалось неразрешимым, радостно подытожил Исхаков: «Я думаю, что казанцы будут с годами все больше и больше влюбляться в этот символ». А если так, любой итог окажется промежуточным, и впереди казанского дракона ожидают новые витки геральдических эволюций. http://sovet.geraldika.ru/page/13111
*** «Крылатого змея» и дракона геральдика различает. Приведу на этот счет мнение П.П. фон Винклера: «Дракон – (символ силы и могущества) помещен в гербе Москвы и уездов губернии, вместо изображавшегося там крылатого змея. Дракон изображается с головою и ногами орлиными, туловищем крокодила и крыльями летучей мыши. Змей крылатый – (символ зла и смуты) помещен в старом гербе Москвы, а также Каширы и Казани. В новых гербах Казанской и Московской губерний змей назван драконом» // фон Винклер П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. Спб., 1899 (репринт 1990 г.). С. 38.

Изображение герба Казанского царства в Титулярнике 1672 г. (слева над полем текстов) из: http://forum.violity.kiev.ua/viewtopic.php?t=144450&start=100
Изображение действующего герба г. Казани (в середине над полем текстов) из:
http://designcard.ru/Gerb/%CA/
Изображение Симплициссимуса (справа над полем текстов) из:  http://www.astromeridian.ru/magic/simvol180.html

Как возник дружественный союз Зиланта и Симплициссимуса

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.