Previous Entry Share Next Entry
Древляне уходят от Нестора. Часть 1.
sagitfaizov

Сагит Фаизов

Древляне уходят от Нестора*

Когда под забором в крапиве

Несчастные кости сгниют,

Какой-нибудь поздний историк

Напишет внушительный труд.

Вот только замучит, проклятый,

Ни в чем не повинных ребят

Годами рождения и смерти

И ворохом скверных цитат.

А. Блок Друзьям. 1908. Фрагмент.

Записав, что нужно было записать про Кия, Щека, Хорива и их сестру [1], креативный автор Повести временных лет обратился к научной реконструкции отношений между славянами за последние 500 лет, предшествовавшие написанию Повести [2], и дал краткий обзор отношений между теми из славян, кто еще в доисторическое время ушел с территории современной Польши на Днепр и Ладогу, а затем еще далее, и теми, кто остался на Висле.

Обзор представлен в известном описании-перечне ушедших славян, которые в конечном счете образовали титульное население Киевской Руси: полян, деревлян, дреговичей и пр. Кодировка должных смыслов проведена преимущественно на основе вербально-числовой энигматики — с привлечением графических средств. Присутствуют напоминания о труде арабского географа X в. аль-Масуди «Золотые луга» [3], откуда — в адаптированной форме - извлечены этнонимы-протоформы «валинана», «дулаба» и «харватин», и «Баварском географе» (источник IX или X вв., обнаруженный в 1722 г.) [4], из которого также в адаптированной форме перенесены «Busani» («бужане») и «Unlizi» («улучи»).

Здесь рассматривается Радзивилловский вариант Летописи временных лет, или Радзивилловская летопись.

Племена восточных славян перечисляются в ней, с краткими пояснениями, не один или два раза, а пять раз: на листах 3-6об, - и это обстоятельство есть важнейший энигматический инструментарий креативного автора.

Перечни следующие.

Первый, и первичный, перечень, размещен на л. 3 после упоминания «ляховых полян».


  1. Поляне, которые «седоша по Непру», произошли от «тиих словен», но видимый контекст не позволяет уверенно идентифицировать «тиих».


  2. Деревляне, «седоша в лесех».


  3. Дрегвичи, «седоша меж Припятью и Двиною».


  4. Полочане, сели на реке Полота, притоке Двины.


  5. Словене ильменьские, «седоша около озера Ильменя», назвавшись «своим именем».


  6. Севера, сели по рекам Десне, «Семи» и Суле.


Второй перечень следует после упоминания смерти трех братьев и их сестры Лыбедь, он записан на лл. 4об и 5. Отмечается, что племена начинают жить каждый сам по себе. Номинирование двух первых племен проведено только через указание места их проживания.


  1. В полях.


  2. В деревех.


  3. Дрегвичи.


  4. Словене — в Новгороде.


  5. Полочане.


  6. Кривичи — в верховьях Волги, Двины и Днепра, происходят от полочан, и город есть — Смоленск. От кривичей происходят севера.


Третий перечень находится на л. 5, после упоминания финно-угорских племен, с предуведомлением: «Се бо токмо словенскый язык в Руси».


  1. Поляне.


  2. Деревляне.


  3. Новгородцы.


  4. Полочане.


  5. Дрегвичи.


  6. Северо.


  7. Бужане, «зане сед(я)ть по Боугу».


  8. Волынцы.


Четвертый список представлен на л. 6 после упоминания смерти обров, появления печенегов и прохода угров мимо Киева [5].


  1. Поляне.


  2. Деревляне.


  3. Радимичи, произошли от ляхов. Предок Радим сидел на Соокю (принято читать «на Сожю», «на Соже»), и прозвались радимичи.


  4. Вятичи, произошли от ляхов. Предок Вятко сидел по «Оце», и прозвались вятичи.


Пятый список (л. 6) отделен от четвертого фразой «и живяхоу в мире», адресат которой, вероятно, субъекты предыдущего списка.


  1. Поляне.


  2. Деревляне.


  3. Северо.


  4. Радимичи.


  5. Вятичи.


  6. Хорваты.


  7. Дулебы, живут «по Богоу» (другое чтение: «по Бугоу»).


  8. Улучи (они же «улубичи», «оулучи», «аоулучи», «аоулубичи»), живущие «по Богу» и по Днепру до моря.


  9. Тиверцы, живущие «по Богу» и по Днепру до моря.


Весь пятый список номинирован как «Великая Скоуфь»,то есть «Великая Скифия».

Совокупный список племен, вошедших под эгиду Киева и упоминаемых в перечнях.


  1. Поляне.


  2. Деревляне.


  3. Дрегвичи.


  4. Полочане.


  5. Словены ильменьские (они же новгородцы).


  6. Севера.


  7. Северо.


  8. Кривичи.


  9. Бужане.


  10. Волынцы.


  11. Радимичи.


  12. Вятичи.


  13. Хорваты.


  14. Дулебы.


  15. Улучи.


  16. Тиверцы.


Очевидно, что конечное числовое значение количества племен пяти списков (6, 6, 8, 4, 9, всего 33, или 6) тот же, что аналогичный показатель количества племен общего списка видимого текста, то есть при исчислении «севера» и «северо» как одного племени (15, или 6), — важный маркер энигматического происхождения перечня племен.

Полочане, кривичи и севера находятся в поколенном родстве — феноменальное явление в порядке описания, в других случаях «летописец» ограничивается указанием одной поколенной связи (у полян, деревлян, полочан и иных предок — словене, которые не ляхи, но у радимичей и вятичей — словене, которые ляхи). Немаловажно здесь, что «лях» не самоназвание поляков, а первое письменное именование протополяков (и поляков) «ляхами» дано именно в ПВЛ, семантика слова остается, по существу, неизвестной.

Из тех пяти этнонимов, которые могли быть заимствованы «летописцем» из «Баварского географа» и у аль-Масуди, ни один не может быть уверенно локализован на территории Киевской Руси — в силу отсутствия сколь-нибудь конкретной географической привязки называемых ими племен и существования различных вариантов чтения именований (например, «валинана» может читаться как «в.линана», «в.л.таба», «вината», а «дулаба» - «дулана», «унлици» - не обязательно «уличи» [6]. Аль-Масуди описывает славян вообще, маркеров расположения племен на карте у него очень мало, его «дулаба» или «дулана» уверенно локализуется исследователями в Южной Чехии, «Баварский географ» во второй части своего списка, где упоминаются «Busani» и «Unlizi», перечисляет те племена, которые находятся далеко от восточной границы Франкского государства, и не только славянские.

Закодированные смыслы именований славянских племен.

    Конечные числовые значения именований племен первого списка образуют числовой ряд 1349: поляне (8, 7, 3, 5, 5 в сумме образуют 28-10-1), деревляне (4, 5, 1, 5, 2, 3, 5, 5 в сумме образуют 30-3), дрегвичи (4, 1, 5, 3, 2, 8, 9, 8 в сумме образуют 40-4), полочане (87379155 в сумме образуют 45-9). Благодаря полученному ряду «летописец» напоминает о 1349 г., когда Польша, при короле Казимире III, захватила Галицию и г. Львов и начала борьбу с Литвой за влияние на Волыни [7]. Соответственно, поляне — это поляки (как те, которые на территории Польши, так и те, которые пришли на территорию Руси — в Галицкую Русь), загадочные «тии словене» - тоже поляки. Конечные числовые значения именований «словене» и «севера» (в оригинале после «с» лексемы «севера» использована «ять», не имеющая числового значения) равны 2 (2 и 2 вместе равны 4) с промежуточными показателями 38 и 11, образующими в сумме 49,— подтверждение правильности даты 1349.

    Записанное после лексемы «поляне» словосочетание «а дроузии» (деревляне), повторенное тотчас перед дреговичами в форме «а дроузiи» вместе образуют сочетания чисел 1 39 и 1 32. Способ образования особого лексического ряда посредством одного и того же словосочетания, и равенство форманта «iи» числу 9 подсказывают, что последние числа двух рядов требуют объединения в одном ряду: 1392. Это год, когда Галицкое княжество окончательно отошло к Польше, а Волынское — к Литве [8].

    Следующая хронологическая проекция списков — Андрусовское русско-польское перемирие 1667 г., завершившее войну 1654-1667 гг. [9]. Оно закодировано в суммах числовых значений первых букв именований 1, 3, 4 и 5 списков. 2-й список участвует в кодировке факультативно — в силу обозначения полян и древлян не посредством их именований, а указанием местностей. Конечный показатель суммы первых букв первого списка равен 1, второго списка — 6, третьего списка — 6, четвертого — 7. Полученный числовой ряд — 1667. Во втором списке «севера» указаны как бы в примечании, отмечается их происхождение от кривичей, которые на 6 месте завершают список. Если прибавить в список «севера», они окажутся на 7 месте. Порядковые номера «родственников» образуют короткий числовой ряд 67 с вполне ясным назначением — подтверждение уже полученной даты 1667.

    Шесть наименований первого перечня — в сопряжении с элементами контекста - наделены также проекциями на реалии второй половины XVIII в. Cопровождаемые специфическими примечаниями «поляне» напоминают о разделах Речи Посполитой и включении польской и литовской знати в состав российской управляющей корпорации и ближайшего окружения Екатерины II. Загадочное написание лексемы «рад(и)» в словосочетании «нарекошась полочане реки рад(и), яже течет в Двиноу» (л. 3), где буква «р» написана совсем иначе, нежели в контексте, а буква «и» отсутствует, предлагает читать верхнюю часть буквы «р» как скорописный «малый юс», представляющий собой контаминацию «i» и «а» и находящийся в коррелятивной связи с полууставным «малым юсом» лексемы «яже». Полууставной «малый юс» и отсутствие буквы «и» у «рад(и)» указывают на необходимость перенесения компонентов скорописного «малого юса» в конец лексемы «рад(и)» и чтения его в двух вариантах: «рада» и «ради». Прописанная таким образом лексема «рада» напоминает о «Rada Nieustająca», «постоянном совете», учрежденном для управления Речью Посполитой после первого раздела Р. П. в 1772 г. [10]. Вертикаль буквы «р», написанная отдельно от «бочонка» - юса, смыкается с геометризированным титлом над буквой «с» и образует трехлучевую фигуру — символ расчленения-раздела Речи Посполитой между тремя государствами (Россией, Пруссией и Священной Римской империей). Повторное отчетливое напоминание о разделах Речи Посполитой проведено креативным автором и псевдолетописцем на листе 3 в написании вместо «нарекоша» «нареноша» - в фразеосочетании «и соделаша город и наре(н)ошаНовъгородъ» (словенами ильменьскими). Слова «и», «нареноша» и «Новгород» написаны слитно, в этой контаминации выделяется фрагмент «ношано» - вербальное энигматическое коромысло с двумя «но» по бокам, подсказывающее необходимость рокировки «но», но в силу того, что простая рокировка бессмысленна, читатель должен произвести рокировку между подразумеваемым в «нареноша» «ко» и «Но» «Новгорода». В результате этой акции город «словен», или славян, получает название «Ковгород», под которым подразумевается Ковно (Каунас), перешедший под российский сюзеренитет в результате третьего раздела Р. П в 1795 г.. Слитное написание «и» с «нарекоша» в этой ситуации подразумевает чтение «ина рекоша» - указание на «иное» понимание ойконима Новгород и псевдоэтнонима «словене ильменские». На присутствие здесь Ковно указывает и псевдоэтноним «дрегвичи», в котором формант «дрег» происходит от древнерусского «дрегва» - «болото», но ойконим Ковно в балтийских языках также означает «болото» [11].

    Напоминание о разделах Р. П. закодировано также и в рисунке, изображающем строительство Новгорода, на том же третьем листе. Город строят пять человек, показанные фронтально. Из них трое в красных хитонах, двое — в зеленых, расположение хитонов перемежающееся: к з к з к. Числовой ряд первых букв названий цветов: 2 7 2 7 2. Дважды репрезентованное сочетание 7 2 является фрагментом даты 1772. Это же сочетание, 7 и 2, показано еще дважды: в паре, несущей бревно (слева человек в зеленом хитоне, справа — в красном, процесс строительства развернут, в чередовании операций, слева направо), и в паре, находящейся внутри «города». Пара 7 и 2, взятая 4 раза, образует число 36, состоящее из двух чисел 18, упоминавшаяся Rada Nieustająca состояла из 36 человек, 18 — от сенаторов, 18 — от шляхты. Рада была разделена на пять департаментов, столько же человек на рисунке. Размахивание топорами двух человек, находящихся в «городе», вероятно, имеет сатирический смысл: Рада спустя 18 лет после своего образования заключила союз с Пруссией и объявила войну России, закончившуюся поражением и вторым разделом Р. П. Первая двойка из числового ряда 2 7 2 7 2, вероятно, является маркером короля Станислава Понятовского, руководившего Радой, и его бывшей любовницы императрицы Екатерины II, отношения с которой, когда она стала императрицей, развивались противоречиво [12].

    Сноски и примечания.

    * Нестор — имя создателя Повести временных лет, известное по одному из поздних списков. Состоит из двух формантов: отрицательной частицы «не» русского языка, и слегка измененного английского слова «story» (история, рассказ), за которым видно и родственное ему слово «history» (история, прошлое). Древляне — полюбившееся нескольким поколениям историков-древлян и филологов-древлян именование деревлян.

    1. См.: Сагит Фаизов Братья Орловы, Григорий Потемкин и сестра их Лыбедь // http://www.proza.ru/2014/01/20/56; http://sagitfaizov.livejournal.com/2014/01/19/

    2. Автор статьи полагает возможной вероятность того, что текст ПВЛ, написанный в XVIII в., является переработкой текста, созданного во второй половине XV или начале XVI в., однако скептически оценивает вероятность существования летописей вообще. Любопытно мнение оппонента М.В. Ломоносова Августа Шлёцера о 500-летней истории ПВЛ: «...И что во всей прочей истории среднего века не найдется такой всеобщей грубости, с которой поступали с ним переписчики в течение пяти варварских веков» // Шлёцер, А. Л. Нестор. Русские летописи на древне-славенском языке // http://dlib.rsl.ru/viewer/01004172245#?page=1 (С. XXII). (Шлёцер искренне верил, что всякого рода очевидные погрешности видимого текста «летописей» — следствие небрежности или произвола переписчиков.)

    3. См.: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/11.htm. Извлечения из Масуди в 1740 г. издал А. Шультенс в "Monum. Arabiae" (Лейден), в 1786 г. "Hist. Joctanidarum"; в 1710 г. - Renaudot, "Auc. rel. des Indes et de la Chine" // http://bibliotekar.ru/bem/293.htm

    4. См.: http://de.wikipedia.org/wiki/Bayerischer_Geograph

    5. В этом фрагменте припоминаются татаро-монгольское иго и обретение суверенитета русским государством, вероятна дополнительная проекция. Дулебы, страдающие от угнетения обров и указанные как «доулебы», отличаются от дулебов пятого списка. Сюжетам фрагмента будет посвящена отдельная ст-я.

    6. См.: http://idrisi.narod.ru/masudi_sch.htm. А.П. Ковалевский и Б.А. Рыбаков отождествляли волынян с жителями г. Волина на Балтийском море. См. об этом: В.Д. Королюк, В.Д. Воляняне Аб-ул-Хасана ам-ал-Масуди и Повести временных лет // http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/2213/1/adsv-10-23.pdf; Рыбаков, Б.А. Первые века русской истории. Москва, 1964. С. 23. По Ключевскому (с ним солидарны И.Я. Фроянов и В.В. Седов), волыняне располагались по Западному Бугу. См.: Ключевский, В.О. Полный курс лекций в трех книгах. Книга первая. М., 1993. С. 91; Фроянов, И.Я. Киевская Русь. Ленинград, 1980. С. 15. См. также поучительные поправки к мнению Константина Багрянородного о тождестве великих и белых хорватов в рецензии Максима Жиха на книгу А.В. Майорова http://suzhdenia.ruspole.info/node/3718. Существующая в литературе разноголосица в вопросе о расположении племен ПВЛ, очень выразительно иллюстрируется, в частности, статьей Википедии о бужанах: в самой ст-е бужане локализованы на Западном Буге, на карте, приложенной к ст-е, они расположены на р. Южный Буг (по состоянию на 23.01.2014).

    7. ru.wikipedia.org/wiki/Королевство_Польское; ‎u.wikipedia.org/wiki/История_Польши‎; ru.wikipedia.org/wiki/Галицко-Волынское_княжество‎.

    8. ru.wikipedia.org/wiki/Война_за_галицко-волынское_наследство‎.

    9. См. о русско-польской войне третьей четверти XVII в. и Андрусовском перемирии: Галактионов, И.В. Из истории русско-польского сближения в 50-60-х годах XVII в. Саратов, 1960; Фаизов, С.Ф. Неизвестная страница из предыстории отставки А.Л. Ордина-Нащокина // Славянский сборник. Вып. 3. Саратов, 1985. С. 66-76; Он же Статейный список Гаврилы Михайлова (третья четверть XVII в.): Попытка условной реконструкции // Археографический ежегодник за 1991 год. М., 1994. С. 60-63.

    10. ru.wikipedia.org/wiki/Разделы_Речи_Посполитой.
    11. См. об этом: ru.wikipedia.org/wiki/Дреговичи‎; ru.wikipedia.org/wiki/Каунас‎.
    12. 12 бревен, образующих стену, - вероятная отсылка к «Золотым лугам» аль Масуди,где арабский географ упомянул 11 славянских племен и 1 русское (варяжское). С бревном, которое несут к стене, количество бревен на рисунке будет равно 13, - вероятная отсылка к «Баварскому географу», где во второй части реестра упомянуты 58 племен (сумма 5 и 8 равна 13). Левый крайний человек на рисунке, стоящий меж двух деревьев, образует вместе с деревьями, фигуру, напоминающую букву «м», две персоны, несущие бревно, образуют, вместе с бревном, фигуру, сходную с буквой «п», - пожалуй, не что иное, как репрезентация первых букв двухчастной фамилии Мусин-Пушкин.  

    Фаизов Сагит Фяритович Древляне уходят от Нестора. Опубликована 26 января 2014 г.


      Comments Disabled:

      Comments have been disabled for this post.

      ?

      Log in

      No account? Create an account