Previous Entry Share Next Entry
Древляне уходят от Нестора. Часть 2
sagitfaizov



Сагит Фаизов


Древляне уходят от Нестора*


Помимо явно очерченных репрезентаций драматических страниц из истории русско-польско-литовских отношений в перечне «древних племен» присутствуют, может быть, не столь явственные репрезентации других страниц. Они скрыты в хронологических проекциях, свойственных каждому отдельному списку и осуществлены, в первую очередь, благодаря энигматизированным смыслам этнонимов, часть которых появляется в порядке последовательной, или поочередной, репрезентации.

В первом списке, когда поляне «седоша по Непру», фиксируется тот период истории распространения их власти на территории Киевской Руси, который репрезентован в числовой энигматике первого списка. Они еще не «седоша по Непру», но Кревская уния 1385 г., объединившая Польшу и Литву в одно государство, уже состоялась: «севера» (Литва, распространявшая свою власть на бассейн Днепра, и, в частности, на северские земли, с севера) уже сели по реке Сула, то есть на территориях по широте Киева по обе стороны от Днепра, и дальше кривичи («кривичи» - стороны, заключившие Кревскую унию, то есть Польша и Литва вместе) придут на Сулу [1]. «Деревляне» (Ливонский орден, чья история была тесно связана с Ревелем, «de» - «из», лат.) живут своей жизнью и в 1398 г. они заключают договор с Великим княжеством Литовским, «дрегвичами» и «северами», о разграничении влияния в Северо-Западных областях Руси [2]. То, что они «седоша в лесех», - припоминание Грюнвальдской битвы 1410 г., в которой участвовал союзный Ливонскому Тевтонский орден [3]. Полоцк, «полочане», в то время находится под сюзеренитетом «дрегвичей» (с 1198 г. находится под контролем Литвы, с 1392 г. управляется наместниками)[4]. Новгород, «словене ильменские», тогда, то есть при первом упоминании назвавшийся «своим именем», поддерживает разнообразные отношения с Ливонским орденом, в 1421 г. заключает с «деревлянами» торговый договор [5].

Второй список относится к XIV-XV вв., указывает на функционирование русского (белорусского) языка как государственного в Великом княжестве Литовском и большую роль православного населения в жизни княжества (происхождение «кривичей» от «полочан»). Фиксируется нахождение Смоленского княжества в составе ВКЛ после захвата его Ольгердом в 1356 г. («и уже град есть Смоленьскъ» - у «кривичей»). Дополнительное указание именно на это обстоятельство, а не на возникновение Смоленска, дано в рисунке под словами о Смоленске, изображающем два престола (символика противостояния ВКЛ и Московской Руси по поводу Смоленска). Смоленские престолы, с подставкой для ног, перенесены на рисунок с Большой государственной печати Ивана Грозного (с одним престолом) [6].

В третьем списке зафиксировано существование братства Ф. В. Курицына и союзной с ним партии Елены Волошанки, снохи великого князя Ивана III в последней четверти XV — начале XVI в. в словах: «бужане зане сед(я)ть по Боугу, последи волынци»: букву «оу» автор пишет таким образом, что ее можно читать и как «о», то есть вместо «по Боугу» - «по Богу», то же написание у лексемы «бужане», и ее можно читать как «божане» и, соответственно, видеть в ней обозначение богоискателей; «волынци», которые следуют «божанам», - партия Елены Волошанки, происходивший из Молдавии, на гербе которой изображался и изображается вол [7]. В четвертом и пятом списках «божан» и «волынцев» нет. Отмечается разрыв Кревской уний после смерти Витовта в 1430 г. (исчезновние «кривичей» из списка). Впервые, в примечании к списку, лексема «Русь» упоминается как обозначение народности и государства, в словах: «Дань дают Роуси чюдь, весь, меря...». Перечень данников, в который входят «лив» и «литва» свидетельствует, что «летописец» говорит о Московской Руси, под сюзеренитет которой в результате войн 1500-1503 гг. перешли от Литвы чернигово-северские земли (1/3 земель ВКЛ) и в 1514 г. Смоленское княжество [8]; «ливы», они же «деревляне», с 1503 г. уплачивали так называемую «юрьевскую» дань Пскову, вассалу Москвы [9]. «Северо» этого списка не «севера» первого списка, здесь упоминаются уже «северские» земли.

В четвертом списке проходит тема Ливонской войны 1558-1583 гг., которую вел Иван Грозный против «деревлян» и «полян» [10]. «Радимичи» этого списка, происшедшие от ляхов, - энигматическая конструкция, проецируемая на Rada królewska, учрежденную Казимиром Великим, Раду Великого княжества Литовского и польскую Радомскую конституцию 1505 г., то есть, в конечном счете, на Речь Посполитую, образовавшуюся в 1569 г. Примечание, что предок Радим сидел на Соокю (не на Сожю) относится к предкам польского короля Стефана Батория (за «Соокю» следует видеть английскую лексему «cook» - «кухарка» или «повар»), которого Иван Грозный попрекал низким происхождением. Псевдоэтноним «вятичи» тоже английского происхождения, от слова «watch» («часы»). За ним скрывается припоминание Большой государственной печати Ивана Грозного, на лицевой и обратной сторонах которой изображены по 12 региональных эмблем, и которая являлась одним из важнейших инструментов идеологического обеспечения войны и была тесно связана с полемикой между Грозным и псевдоКурбским [11]. Подтверждение правильности такого понимания «вятичей» представлено в числовой энигматике списка: сумма числовых значений первых букв слов «поляне» и «деревляне» равна 12 (8 и 4 вместе), первые буквы слов «радимичи» и «вятичи» образуют числовой ряд 12.

В пятом списке представлен ряд отсылок, связанных со Смутным временем. В начале списка упоминаются известные участники событий этого времени: «поляне», «деревляне», «северо» (население северских земель, через которые Лжедмитрий I направлялся в Москву), «радимичи», «вятичи» (в данном случае — сыновья Ивана Грозного и Борис Годунов, родственник Ивана Грозного), «хорваты» (те же «поляне», поставившие целью покончить с «вятичами»: формант «ваты» лексемы «хорваты» актуализирует упоминавшуюся английскую лексему «watch», формант «хор» - предлог «без» греческого языка; соответственно, «хорваты» это те, кто желает жить без «watch», то есть без «вятичей»). «Дулебы» - в проекции на события и персон Смутного времени - Лжедмитрий I в детстве: «дулебы» восходят к латинскому «dul» («мальчик») и заключают в себе припоминание того обстоятельства, что Григорию Отрепьеву, взятому под особую опеку в раннем детстве, с того же времени внушали, что он царевич Дмитрий (и он был искренне убежден, что он царевич Дмитрий) [12]. «Улучи» - тот же Лжедмитрий, псевдоэтноним образован из татарского слова «улу» («великий») и татарского же суффикса «чи» (придающего существительным смыслы, связанные с функционированием, например, «арбачи» - «возничий», «язучи» - «писец»), сочетание «улу» и «чи» имеет иронический смысл» («улучи» - тот, кто исполняет роль великого, то есть самозванец). «Тиверцы» - партия «семи бояр», приведшая на русский престол польского королевича Владислава []. Подразумеваемое чтение лексемы «тиверцы» - «двоеверцы»: формант «ти» имеет конечное числовое значение 2 (3 и 8 вместе составят 11, или 2). Вероятно, что здесь присутствует и вторая энигматическая составляющая лексемы «тиверцы», связанная с латинским словом «tiver» («отрицательно»), которая отрицает возможность чтения записи об «улучах» и «тиверцах» «живяхоу по Богу» так, как записано.

В рассматриваемых перечнях и примечаниях к ним существуют проекции также на не упоминавшиеся здесь реалии второй половины XVIII в. Об этом — в отдельной статье.      

     Сноски и примечания.

    * Нестор — имя создателя Повести временных лет, известное по одному из поздних списков. Состоит из двух формантов: отрицательной частицы «не» русского языка, и слегка измененного английского слова «story» (история, рассказ), за которым видно и родственное ему слово «history» (история, прошлое). Древляне — полюбившееся нескольким поколениям историков-древлян и филологов-древлян именование деревлян.


      1. 1. ru.wikipedia.org/wiki/Великое_княжество_Литовское‎; ru.wikipedia.org/wiki/Северщина‎.

        2. ru.wikipedia.org/wiki/Ливонский_орден‎.

        3. ru.wikipedia.org/wiki/Тевтонский_орден‎.

        4. ru.wikipedia.org/wiki/Полоцкое_княжество‎.

        5. ru.wikipedia.org/wiki/Ливонский_орден‎.

        6. Cм. об этом: Сагит Фаизов Обычные смыслы региональных эмблем Большой государственной печати Ивана Грозного. Часть 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/25340.html

        7. См. о Курицыне, его братстве и Елене Волошанке: Сагит Фаизов Повесть о Петре и Февронии: кто есть кто в начале текста // http://sagitfaizov.livejournal.com/28928.html; Он же Житие Михаила Клопского на острове Павла Лунгина // http://sagitfaizov.livejournal.com/29873.html; Он же Персонажи и персоны мастера: Ф.В. Курицын // http://sagitfaizov.livejournal.com/55231.html; Он же Лаодикийское послание: восстановленный текст. Часть 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/26337.html; http://www.proza.ru/2013/11/07/1043

        8. Cм. об этом: ru.wikipedia.org/wiki/Северщина; ru.wikipedia.org/wiki/Новгород-Северское_княжество‎; ‎ru.wikipedia.org/wiki/Смоленское_княжество; Сагит Фаизов «Корона сирая, коро дура я»: Софья Палеолог и другие в Повести временных лет. 1-я часть // http://sagitfaizov.livejournal.com/31606.html

        9. См. об этом: ru.wikipedia.org/wiki/Ливонская_война‎.

        10.Там же.

        11.Cм. об этом: Сагит Фаизов Символика изображений региональных эмблем Большой государственной печати Ивана Грозного // http://sagitfaizov.livejournal.com/24001.html; Он же Переписка Ивана Грозного с псевдоКурбским // http://www.proza.ru/2013/10/30/2010; Он же Обычные смыслы региональных эмблем Большой государственной печати Ивана Грозного. Часть 1 // http://sagitfaizov.livejournal.com/24975.html; Он же Обычные смыслы региональных эмблем Большой государственной печати Ивана Грозного. Часть 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/25340.html; Он же Слова и буквы мастера: одиннадцать // ‎http://sagitfaizov.livejournal.com/75994.html; http://www.proza.ru/2012/12/19/1913; Он же Крылья даны всем детям человеческим // http://sagitfaizov.livejournal.com/62144.html; http://www.proza.ru/2012/11/11/1491. Приписки о предках «радимичей» и «вятичей» поясняют также, в каком дискурсе велась полемика между Иваном Грозным и псевдоКурбским: сидение Вятко на «Оце» является оппозицией сидению Радима на «Соокю», в данной проекции за «Соокю» креативный автор предлагает видеть близкое русское слово, оппозиционное «отцу».

        12. Об особенностях биографии Григория Отрепьева см.: Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. Кн. IV. М., 1960. С. 401-405. См. об этом также: Cагит Фаизов Мистическая символика Бориса Годунова и прочтение ее боярами // http://sagitfaizov.livejournal.com/23277.html

        13. ru.wikipedia.org/wiki/Семибоярщина‎.


        Фаизов Сагит Фяритович Древляне уходят от Нестора. Опубликована 26 января 2014 г.


        Comments Disabled:

        Comments have been disabled for this post.

        ?

        Log in

        No account? Create an account