Previous Entry Share Next Entry
Приглашение к Саросу. Часть 1
sagitfaizov


Сагит Фаизов


Приглашение к Саросу

Остановлюсь на сюжете Повести временных лет, породившем наибольшее число дискуссий, комментариев, статей и книг, из   тех, которые связаны с ПВЛ,- «призвании варягов на Русь». Трудно сказать, как излагался этот сюжет в первоначальной        редакции памфлета, чем, собственно, является вся ПВЛ. В последней редакции в Радзивилловском списке он выглядит    следующим образом:

                «В лето 6367 имахоу дань варязи из-за мория* в чюди и на словенех, на мерях и на всех кривичех, а козаре имахоу                      на полех и на севере, и на вятичех имахоу по белей девици от дыма.


                                    В лето 6368, в лето 6369, в лето 6370.

Бывша варягы за морьи и не да им дани, и почаша сами в собе володети, и не бев в них правды. И восташа род на род, и быша в них оусобици воевати и по <...>**.

И идоша за море к варягом роу(си) сицi бо <...>*** и звахоу варязи роус, яко и дроузи их оуръмяни, инъгляне, дроузии нготе. Тако жи реша роуси, чюд и словене, и кривичи, и вси: Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидете оу нас княжити и володети.

И избрашась 3-е братя з роды своими и пояша собе всю роу. И приидоша к словеном первое и сроубиша город Ладогоу. И седе в Ладозе Старей Рюрикъ, а другий Синеусъ сиде оу нас на Беле озере, а третий Труворъ въ Изборьску. И о тех варягъ прозвася роуская земля» [1].

       * Допустимо читать: «из амория».

       ** Из-за дефекта бумаги не читается одна строка.

       *** Не читаются две буквы.

    Год 6370-й, когда славяне, чудь и веся пошли за море звать к себе варягов, традиционно приравнивается к 862 г. современного календаря (от Р.Х.), который считается отправной точкой в истории Русского государства. Однако принять эту дату как подлинную, равно и полагать основателями государства Рюрика и двух его братьев никак нельзя: в именах трех варягов закодирована дата 862-й год. Вероятность случайного совпадения между математическими характеристиками имен варягов и известной даты очень низка. Но даже сколь-нибудь низкая вероятность исключается вербальным энигматическим сопровождением числовой кодировки.

    Первые буквы имен трех братьев, взятых в том порядке, в каком обозначает их летописец, Р С Т, представляют собой фрагмент русского алфавита (более на слуху фрагмент к л м н о п р с т). Второе удивительное их свойство: числовые значения букв есть прогрессирующий простой числовой ряд: 1 - 2 - 3 (первоначальные значения 100, 200, 300, но нули в числовой энигматике факультативны). Такое свойство трех имен подсказывает, что в них присутствует числовая кодировка. Ее раскодировка осуществляется в обычном алгоритме. В начале следует высчитать конечные числовые значения букв имен: Рюрикъ — 1182 (буква «ю» и твердый знак не имеет числового значения), при сложении элементов этого ряда получается 12, или 3, Синеусъ — 285542 — 26 - 8, Труворъ — 314271 — 18 — 9. Далее ряд 1 2 3 располагается над числовыми значениями имен:

    1 2 3

    3 8 9

    В полученном числовом узле первые и последние числа двух рядов, расположенные в противоположных углах условного прямоугольника образуют, при их сложении, следующие соотношения: 1 и 9 вместе - 10, или 1; 3 и 3 вместе образуют 6. Средние числа двух рядов 2 и 8 вместе образуют 10, или 1. Сумма чисел верхнего ряда по горизонтали равна 6, у нижнего ряда аналогичный показатель равен 20, или 2. Очевидно, что горизонтальные показатели 6 и 2 образуют числовой ряд 62, сумма ранее полученных показателей (1, 6, 1) равна 8. Весь числовой ряд: 862.

    В Лаврентьевской и Ипатьевской списках имя второго из братьев написано как Синеоусъ, но это никак не отражается на качестве коррелятивной связи между именами и датой (датами). Алгоритм раскодировки в случае с «оу» несколько иной, чем в первом случае, он не требует выстраивания числового узла. Конечное числовое значение имени Синеоусъ равно 6, числовой ряд конечных значений трех имен - 3 6 9 (равномерно возрастающий). При сопоставлении его с рядом 1 2 3, отражающим числовые значения первых букв имен, очевидно, что возрастание ряда 3 6 9 обеспечивается числом 3, разницей между числами, аналогичный показатель у ряда 1 2 3 равен 2. Полученный ряд 62 способен сам образовать недостающую восьмерку. Дополнительная связь «именных» чисел с датами репрезентована тем же числовым рядом 3 6 9, он тождественен последним числам даты 6369, средней из приведенного «летописцем» ряда дат; имя Синеоус, породившее такую связь, также среднее из трех имен. Энигматика, заложенная в написание «Синеоуса» в Лаврентьевской и Ипатьевской списках, подсказывает, что все три разновидности Повести временных лет разрабатывались в одно и то же время и одними и теми же людьми [2].

    Полученные числовые показатели подкрепляются математической кодировкой на рисунке, представленном на том же листе, на котором находится рассказ о приглашении варягов. Рисунок изображает трех братьев, сидящих в своих уделах, между ними двое из «местного» населения. Братья в красных хитонах, один из «местных» в голубом хитоне, другой — в зеленом. Все персоны расположены фронтально, братья отделены друг от друга «местными». Расположение хитонов (слева направо) следующее: красный, голубой, красный, зеленый, красный. Ряд числовых значений первых букв: 2 3 2 7 2, - конечное числовое значение — 7. То же конечное числовое значение имеют даты 6370 (7) и 862 (7). Ряд чисел, обозначающих порядковый номер цветов хитонов в спектре (радуге): 1 5 1 4 1, - конечное числовое значение равно 3 (то же числовое значение имеет имя Рюрик, с тем же промежуточным числом 12, братьев трое, сообщению о приглашении варягов предшествуют три даты, разновидностей ПВЛ - три).

    И еще одна числовая корреляционная конструкция. Если суммировать числа дат 6368, 6369 и 6370, то получится конечное значение, равное 9. Лист, на котором начинается сообщение о посольстве к варягам, пронумеровано в нижнем правом углу числом 9 (буквой «фита»).

    Наиболее важная кодировка в сюжете с приглашением варягов представлена все-таки в рисунке — в изображении трех загадочных полумесяцев на стене башни, у которой восседает Рюрик, «окнах» башни и связанных с полумесяцами и «окнами» деталях в изображении людей (л. 9об нижней нумерации).

    Появление полумесяцев на башне трудно чем-либо понятным мотивировать: варяги не были мусульманами. Трудно объяснить и то, почему два полумесяца небольшие, а третий, левый крайний, заметно больше. Внутри двух небольших полумесяцев ясно прочитывается буква «с». Как она связана с полумесяцами? Читатель вправе полагать, что перед ним находится кодировка. Эта догадка может быть подкреплена тем, как изображены окна, и их расположением. Все окна лишь обозначены - при помощи одной вертикальной линии, которая на «третьем» и «втором» этажах снабжена на своих концах горизонтальными черточками вверху и внизу и благодаря этому имеет вид латинской «I». Вертикали «первого» этажа не имеют горизонтального добавления, но они короче вертикалей «второго» и «третьего» этажей и отсутствие горизонталей представляется зрителю следствием обобщения точечной структуры рисунка [3]. На третьем «этаже» расположены три единицы, под ними располагаются три полумесяца (которые подсказывают существование счетной связи с «окнами» и, соответственно, существование счетной природы «окон») , на втором этаже попарно расположены четыре единицы, на первом — шесть (по три). В сопряжении в порядковым номером этажа единицы образуют следующие соотношения: 3 единицы и 3 образуют 6, 2 единицы и 2 образуют 4, 4 единицы и 2 образуют 6, 3 единицы и 1 образуют 4, 6 единиц и 1 образуют 7. Вертикальные связи между «этажами»: общая связь образует либо числовой ряд 3 4 6 (при отсчете сверху), либо — 6 4 3. Локальная вертикальная связь: 3 2 3 (между верхними тремя единицами и группами единиц двух нижних этажей). В наибольшей степени в в полученной совокупности чисел представлено число 3, за ней следует число 4. Оба эти числа находятся в коррелятивной связи с тремя полумесяцами и их буквами, число 4, в частности, связано с суммой числовых значений буквы «с», равной 200, или 2, и изображением полумесяцев в ¼. Буква «с», графически противостоящая изображению полумесяца, противостоит ему и в дискурсе идентификации изображения: она прочитывается (в первой проекции) как первая буква слова «солнце» и подсказывает, что читатель видит на стене не полумесяцы, а изображение трех солнечных затмений, одно из которых связано с основным событием рисунка.

    Из двух солнечных затмений 862 г. изображение связано с тем, которое состоялось 4 марта (другое имело место 29 августа) и было видно из Восточной Европы и Скандинавии (августовское не было видно из этих регионов) [4]. В числовом отношении оно находится в перекличке с единицами третьего и второго «этажей», сумма которых равна семи: конечное числовое значение даты 862 равно 7 (862-16-7), семи равна и дата 4.03. Сумма 7 и 7, равная 14, преобразуется в 5 (пяти равна и локальная вертикальная связь между числами 3 и 2 двух верхних «этажей»). Кольцеобразность затмения показана художником дважды: кольцом в руках ближайшего к зрителю всадника и неполным кольцом, которое образовано линией воротника хитона Рюрика и линией башенной арки. Таким образом, приглашение варягов на Русь состоялось 4 марта 862 г. в 12 часов 22 минуты московского времени (начало высшей фазы затмения), переговоры длились 4 минуты 49 секунд.

    Вторая проекция полумесяцев — солнечное затмение 1 апреля 1764 г., линия наибольшего затемнения которого прошла через восточное побережье Скандинавии, то есть варяжские земли, и российское Заполярье. Оно было также кольцеобразным. Предсказание этого затмения, с составлением его карты, было осуществлено первым французским астрономом и математиком из женщин Николь-Рейн Лепот. Она присутствует на рисунке — в контаминации с фигурой мужчины в парике и красном хитоне в центре изображения, ее правый глаз одновременно является ртом мужчины, нижняя часть ее лица принадлежит барашку, в образе которого она и репрезентована, — замаскированная репродукция ее известного портрета, на котором она изображена с прической, напоминающей шерсть барашка [5]. Длительность этого затмения (6 мин 20 сек), его порядковый номер (26) и два последних числа даты (64) отразились в числовом узле, образованном рядами чисел 3 8 9 и 1 2 3:

    3 8 9

    1 2 3

    Если сложить числа противостоящих углов этого узла, то получатся показатели 6 (сумма 3 и 3) и 1 (сумма 1 и 9 без нуля), если сложить числа трех вертикалей, получатся показатели 4, 1 (10 без нуля) и 3 (12-3). В итоге образуется числовой ряд 6 4 1 3 1, который может быть продолжен конечными суммами чисел верхнего и нижнего рядов: 2 и 6. Конечный числовой ряд: 6 4 1 3 1 2 6, в котором представлены указанные выше характеристики затмения 1764 г. Числа 1 3 1 образуют энигматическое коромысло, подсказывающее возможность чтения ряда как слева направо, так и справа налево; число 46, появляющееся при чтении справа налево, - дата предшествующего затмения, 1746 г., того же цикла, которому принадлежит затмение 1764 г., число 62 находится в коррелятивной связи с датой 862. Цифра 9 первичного первого ряда отражает конечное числовое значение даты 1764, предшествующее ей число 8 отражает конечное числовое значение дат затмений цикла до 1601 г. включительно (например, дат 1565, 1583, 1601). То, что рисунок находится на листе 9об, является дополнительным свидетельством умозрительного происхождения записи о приглашении варягов.

    Восемнадцатилетние циклы солнечных и лунных затмений, о которых напоминают числа 8 и 9, носят название «сарос». Слово «сарос» и является второй проекцией буквы «с», изображенной внутри двух «полумесяцев» (само то обстоятельство, что буква изображена именно дважды, подчеркивает ее двойную проекцию). Сарос состоит из 223 синодических месяцев (в среднем приблизительно 6585,3213 дня или 18,03 тропического года), по прошествии которых затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке [6]. Каждый сарос является частью большого цикла, который может длиться 1226 до 1550 лет и состоять из 69 до 87 затмений, после чего исчерпывает себя. Большой цикл начинается с затмения у Южного или Северного полюса Земли. Если саросский цикл начинается около Южного полюса, он постепенно движется на север с каждым следующим затмением и наконец заканчивается у Северного полюса. В других случаях то же самое происходит в обратном порядке [7]. Сарос был известен древним цивилизациям, прогнозировать затмения по саросу умели, в частности, древние греки, научная теория сароса и практика точного исчисления прошлых и будущих затмений сложились в XVII-XVIII вв. [8]

    Все ключевые события Повести временных лет и XII-XIV вв., описанные будто бы в других «летописях», вписаны в эволюцию нескольких саросских циклов. При этом события, действительно имевшие место, являются казуальным поводом для выбора цикла, на эволюционный стержень которого нанизывались либо выдуманные события, либо те из действительных, которые хронологически находились возле астрономического события (затмения). Ниже представлены характеристики трех основных сквозных «летописных» конструкций, опирающихся на циклы солнечных затмений.

    Цикл, начинающийся в «летописи» с «призвания варягов».

    Действительное его начало, на Южном полюсе, приходится на 77-й год д.н.э, конец — на 1240-й год н.э. Номер, под которым он учтен в современных «канонах», - 92. Первоначально конечное значение его дат было равно 5, с 772 г. и до 1240 г. оно равно 7. Свойство дат любого саросского цикла длительное время сохранять одно и то же конечное числовое значение было хорошо известно креативному автору ПВЛ и авторам других «летописей» и использовалось ими для создания энигматических хронологических циклов, внутри которых затмение маркировало год события или событий. При этом для креативного автора не имело особенного значения, наблюдалось затмение на Руси или нет, но действительное прохождение тени над какими-либо территориями Руси или будущей Российской империи учитывалось. Крупнейшие события 92-го цикла в «летописное» время: «призвание варягов» в 862 г. (затмение было 4 марта, порядковый номер в «канонах» 53, в Восточной Европе наблюдалось), крещение Руси в 988 г. (затмение было 18 мая, порядковый номер 60, на Руси наблюдалось), занятие киевского великокняжеского престола Владимиром Мономахом в 1114 г. (затмение было 2 августа, порядковый номер 67, на Руси наблюдалось), битва на Неве и взятие Киева войсками Батыя в 1240 г. (затмение было 16 октября, порядковый номер 74, на Руси не наблюдалось, последнее затмение сароса). Каждое следующее из обозначенного ряда затмений является седьмым по отношению к предыдущему, то есть между затмениями 862 г. и 988 г. находится еще шесть затмений, на которые приходятся менее значимые события; в промежутке между 1114 и 1240 гг. имело место такое значительное событие, как взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. (затмение 25 сентября), но оно произошло вне Руси. Из перечисленных выше великих 4 или 5 событий «семикратного» энигматического цикла несомненным казуальным поводом для выбора сароса послужило крещение Руси, решение о котором было принято великим князем Владимиром в 988 г. (или приблизительно в это время). Дата «призвания варягов» является ретроспективной семикратной проекцией от 988 г. Занятие великокняжеского престола Владимиром Всеволодовичем, по сведениям Ипатьевской «летописи», произошло в 1113 г., но Радзивилловская и Лаврентьевская списки ПВЛ датируют это событие «правильным» 1114 годом (вероятный феномен «подтягивания» действительного земного события к астрономическому событию или мистифицированного происхождения даты). Естественное подпадение битвы на Неве и батыевского нашествия на территорию будущей Украины под год, маркированный седьмым затмением после 1114 года и двадцать первым после 862 г., маловероятно.

    Цикл, начинающийся в «летописи» с заключения русско-византийского договора 911 г.

    Действительное его начало, на Южном полюсе, приходится на 803-й год, окончание предстоит в 2083 г. В современных «канонах» учтен под номером 118. До 1163 г. конечное числовое значение его дат равнялось 2, с 1182 г. по 1596 г. равнялось 3. Соответственно, до 1163 г. наделялся значимым событием год каждого третьего затмения. Перечень таких событий: русско-византийский договор 911 г. (затмение 28 июля, порядковый номер 7, на Руси не наблюдалось), отправление княгини Ольги в новгородские и псковские земли в 947 г. (затмение 19 августа, порядковый номер 9, на Руси не наблюдалось), покорение ятвягов великим князем Владимиром и антихристианские волнения в Киеве в 983 г. (затмение 9 сентября, порядковый номер 11, на Руси не наблюдалось), битва на реке Альте в 1019 г. (затмение 1 октября, порядковый номер 13, на Руси не наблюдалось), появление половцев у границ Киевской Руси в 1055 г. (затмение 23 октября, порядковый номер 15, на Руси не наблюдалось), солнечное затмение 21 мая 1091 г. другого цикла (затмение 13 ноября, порядковый номер 17, на Руси не наблюдалось), поход великого князя Мстислава на Полоцк в 1127 г. (затмение 5 декабря, порядковый номер 19, на Руси не наблюдалось), договор о мире великого князя Ростислава Мстиславича с князем Мстиславом Изяславичем и половцами в 1163 г. (затмение 27 декабря, порядковый номер 21, на Руси не наблюдалось; в том же году имело место затмение 3 июля, 113 цикла, наблюдавшееся на Руси, но не отмеченное в ПВЛ). Далее, с 1182 г. разрыв между значимыми затмениями увеличивается на одну единицу. Из событий этого цикла особенно приметны разорение Торжка Всеволодом Большое Гнездо и утверждение на новгородском княжеском столе Ярослава Владимировича в 1182 г., завоевание Волжской Булгарии войсками Батыя и подготовка похода татаро-монгольских войск на Русь в 1236 г., предсказание падения метеорита святым Прокопием Устюжским в 1290 г.

    Все затмения указанных двух циклов, с шагами «каждое третье затмение и каждое четвертое затмение», за время, охватываемое Радзивилловским, Лаврентьевским и Ипатьевским списками ПВЛ (до 1304) являются антарктическими. Затмение 12 марта 1290 г. своей центральной тенью, полосой наибольшего затмения, проходит над Южной Америкой, но периферия тени охватывает и Антарктиду. Казуальное, предопределившие выбор сароса, земное событие этого цикла: нашествие войск Батыя на Волжскую Булгарию в 1236 г. Любопытный прецедент маркировки одного астрономического явления другим в 1091 г. имеет своим смыслом репрезентацию доминирущей функции астрономических явлений в конструировании хронологии «летописания»: астрономическое явление замещает земное в ситуации, когда земные события сменяют друг друга в согласии с циклическими взаимоотношениями Солнца, Земли и Луны. Присутствие здесь особого смысла подчеркнуто тем обстоятельством, что затмение 21 мая 1091 г. - единственное точно датированное из четырех солнечных затмений, упоминаемых в открытом тексте ПВЛ (то есть до 1110 г. включительно). Допустимо предполагать также, что это затмение — единственное подлинное событие из разряда «земных», имеющих годичную дату с конечным числовым значением 2 (в рассматриваемом цикле).

    Цикл, начинающийся в «летописи» с записи о Сильвестре и о завершении им летописи в 1110 г.

    Действительное начало сароса, северного происхождения, имеющего сегодня номер 123, приходится на 29 апреля 1074 г., завершится цикл 31 мая 2318 г. Затмение 1110 г. является третьим в саросе. На необходимость начинать отчет «летописных» циклов от третьего затмения указывает игумен Михайловского монастыря, когда он в Лаврентьевской летописи под 1110 (6618) г. отмечает собственную запись 1116 годом (6624). Конечное числовое значение двух дат, любого из двух календарных систем, равно 3. Дата 1110, с которой следует начинать отсчет «летописных циклов», также имеет конечное числовое значение 3, и именно она занимает ключевое место среди чисел «рюриковой» башни (три единицы). Немаловажно, что в записи «Силивестра» на предпоследней странице его «летописи», где он фиксирует явление огненного столпа, отразилась и фамилия Лепот — в словах «явися столпъ огненъ от земля до небеси»: эти слова прописаны таким образом, что на «явися сто» заканчивается одна строка и с «лпъ» начинается другая, выделенный таким образом формант «лпъ» находится в связке с «отъ» - в силу того, что лексема «огнень», написанная в оригинале с «омегой» (ее числовое значение 8), имеет конечное числовое значение 8, выполняющее в данном случае, благодаря узлу восьмерки, объединяющую функцию. Неслучайность конечного числового значения букв «огненъ» подчеркнута присутствием в этом слове «омеги» и дублированием «омеги» в «отъ».

    Конечное числовое значение дат цикла до 1470 г. равно 3. Соответственно, каждое четвертое затмение цикла имеет особое значение.

    Перечень событий цикла, до 1489 г.: завершение игуменом Сильвестром «летописи» в 1110 г. (затмение 20 мая, порядковый номер 3, наблюдалось преимущественно в Заполярье восточнее Уральских гор и до Берингова пролива), поход Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию в 1164 г. (затмение 21 июня, порядковый номер 6, наблюдалось на Руси на широте Смоленска и севернее), принесение в г. Владимир части древа св. Животворящего Креста Господня, обеих рук св. мученика Лонгина и части мощей св. Марии Магдалины в 1218 г. (затмение 24 июля, порядковый номер 9, наблюдалось на всей территории Руси), обретение Василием Ярославичем, братом покойного Александра Ярославича Невского, великого княжения Владимирского в 1272 г. (затмение 25 августа, порядковый номер 12, наблюдалось в Зауралье, Сибири и на Дальнем Востоке), обретение великого княжения Владимирского Александром Михайловичем, великим князем Тверским в 1326 г. (затмение 26 сентября, порядковый номер 15, наблюдалось на Дальнем Востоке), Куликовская битва 1380 г. (затмение 28 октября, порядковый номер 18, наблюдалось на Дальнем Востоке), начало войны великого князя Василия II против Василия Юрьевича в ходе междоусобной войны 1433-1453 гг. в 1434 г. (затмение 30 ноября, порядковый номер 21, на территории будущей Российской империи не наблюдалось), визит посла Священной Римской империи Конрада Поппеля в Москву, отправление в Священную Римскую империю посольства Юрия Траханиота, массовый переход «верховских» князей (княжеств в верховьях Оки) под сюзеренитет России в 1489 г. (затмение 1 января, порядковый номер 24, на территории будущей Российской империи не наблюдалось)*.

    Важнейшая особенность этого цикла: все его земные события до 1380 г. включительно маркированы астрономическими событиями, проецированными на территорию будущей Российской империи. Казуальные, предопределившие выбор сароса, события этого цикла являются выдуманными: завершение ПВЛ в 1110 г. и Куликовская битва 1380 г.

    * Включение событий 1489 г. в «летописно-астрономический» цикл является условным, с последней четверти XIV ст. на Руси существует традиция бюрократически обеспеченной фиксации событий аппаратом централизованного государства.

      Сноски и примечания

      1. Лл. 9 («фита») - 9об нижней нумерации. В цифровой фотокопии (http://radzivilovskaya-letopis.ru//index.php) стр. 23-24.



        1. См. о времени написания и вероятных авторах ПВЛ в моей ст-е: Древляне уходят от Нестора // http://www.proza.ru/2014/01/26/1376; http://sagitfaizov.livejournal.com/92022.html; http://sagitfaizov.livejournal.com/92389.html, - и других моих статьях: «Корона сирая, коро дура я»: Софья Палеолог и другие в Повести временных лет. 1-я часть // http://sagitfaizov.livejournal.com/31606.html; Братья Орловы, Григорий Потемкин и сестра их Лыбедь // http://www.proza.ru/2014/01/20/56; http://sagitfaizov.livejournal.com/2014/01/19/; Обры Хаджи-Гирей, Екатерина II и дулеб Джон Доу // http://www.proza.ru/2014/01/29/1549; http://sagitfaizov.livejournal.com/92515.html


        2. Черточками окна изображены и на других рисунках, но небрежно и без такой четкой композиционной организации, какая наблюдается на рисунке листа 9об.


        3. В 862 г. состоялись также два лунных затмения, но они были полутеневыми и не могли быть замечены человеком.


        4. Cм. ее портрет и сведения о ней: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%82,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%BD


        5. См. о саросе: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%81


        6. Cм.: http://www.xliby.ru/kulturologija/misterija_luny/p21.php; eclipse.gsfc.nasa.gov/SEsaros/SEsaros.html; http://www.astrologos.su/AstroLogos_Library/Predictive_Astrology/Brady/Brady_5_4.htm; http://galspace.spb.ru/index32


        7. Cм. об этом: ru.wikipedia.org › Альмагеста › Птолемея‎ (об Эдмунде Галлее), ru.wikipedia.org/wiki/Майер,_Тобиас‎, ru.wikipedia.org/wiki/Эйлер,_Леонард‎; ru.wikipedia.org/wiki/История_астрономии



      Сведения о затмениях и их циклах извлечены из: http://xjubier.free.fr/en/site_pages/eclipses.html; http://www.secl.ru/

      Фаизов Сагит Фяритович Приглашение к Саросу. Опубликована 16 января 2014 г.


      Comments Disabled:

      Comments have been disabled for this post.

      ?

      Log in

      No account? Create an account