?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Приглашение к Саросу. Часть 2
sagitfaizov


Сагит Фаизов

               Приглашение к Саросу

Одна из особенностей астрономической составляющей видимых текстов «летописей» — отсутствие фиксаций солнечных и лунных затмений в течение первых двухсот лет описываемой ими, или единственной из них, русской истории. Первое солнечное затмение упоминается под 1064 г. (без числа) в Лаврентьевском списке и под 1065 г. (без числа) в Ипатьевской летописи, второе — под 1091 г. (точно датированное), третье — под 1104 г. (без числа), четвертое (в Ипатьевском списке) — под 1106 г. («неправильно» датированное). Николай Александрович Морозов, сделавший многое для понимания искусственного происхождения «летописания», в своей известной работе попытался исправить датировку затмения 1065 г. (видимо, не заметив датировки Лаврентьевского списка) на 1064 г. (19 апреля) [9], но и мотивация этого действия, и результат ошибочны. Дата 1065, равно и другие «неправильные» даты, порождены не искажением действительной даты информаторами, первичными или вторичными фиксаторами событий, как полагал Морозов, они действительны, но их следует правильно прочитывать. По поводу затмения 1064/1065 гг. прежде всего следует принять во внимание, что Радзивилловский список ПВЛ его игнорирует, он зафиксирован только в двух списках. И с двумя разными датами. Обычный алгоритм действий исследователя в этих случаях предписывает ознакомиться со всеми солнечными затмениями двух лет. В результате ознакомления появится двухлетний календарь затмений, в следующем виде: в 1064 г. произошли два солнечных затмения, одно 19 апреля - в саросе, имеющем южное происхождение, другое — 13 октября, в саросе, имеющим северное происхождение; в 1065 г. произошли также два солнечных затмения, одно 8 апреля, в саросе, имеющим южное происхождение, другое — 2 октября, в саросе, имеющем северное происхождение. Очевидно, что затмения двух лет связаны друг с другом редкой симметричностью: на одни и те же месяцы астрономических событий приходятся саросы одного и того же происхождения. Зеркальная оппозиция событий двух лет предуведомлена и подчеркнута оппозицией списков. «Ошибающийся» мистификатор в данном случае демонстрирует внимательному читателю один из феноменов своей астрономической лаборатории, заодно показывая, насколько тесно связаны между собой списки ПВЛ, происходящие, по мнению тотального большинства комментаторов, из разных и отдаленных друг от друга регионов.

Астрономическое событие 1104 г. Морозов не включил в разряд затмений, что тоже является ошибкой. Оно описано во всех трех списках, и по внешне обозреваемым чертам, действительно, не похоже на затмение: «В се же лето было знамение, стояло солнце в круге,а посреди круга крест, а посреди креста солнце, а вне круга два обаполы солнца, над солнцем же кроме круга дуга, рогами на север». Так же, как в предшествующем случае, здесь следовало заглянуть в справки с характеристиками затмений 1104 г. (или высчитать характеристики и рассчитать карты затмений самому). В 1104 г. имели место два солнечных затмения: 27 февраля и 22 августа. Первое из них подчинялось саросу южного происхождения, второе — саросу северного происхождения, сарос первого начал свою жизнь в 94 г. н.э., сарос второго -в 329 г., то есть довольно близко по времени от первого сароса. Противоположные по полюсным характеристикам рождений два затмения удивительно схожи между собой по картам: это две огромные дуги, первая из которых, февральская, опирается одним концом дуги в Австралию, а другим — в Кубу, вершина дуги достигает Северного полюса, вторая, августовская, как бы опрокинута, «вершина» дуги находится в Антарктиде, ее западный конец находится на северо-восточном побережье Южной Америки, а восточный — в середине Индийского океана. Точка наивысшего затмения первой находится ровно посередине между сторонами дуги, аналогичная точка второй близка к середине. Описание «знамения» в ПВЛ объединяет географические проекции и другие характеристики двух затмений 1104 г. «Солнце в круге» - указание на то, что затмение 22 августа было кольцеобразным, под кругом подразумевается кольцо, в которое превращается солнце при таком затмении. «Посреди круга крест, а посреди креста солнце» - указание на визуальное возникновение короны солнца в высшей фазе полного затмения (затмение 27 февраля было полным). «Вне круга два обаполы солнца» - фиксация двух фаз в развитии затмения: фазы, когда солнце закрыто наполовину диском луны в начале события, и той, когда солнце закрыто наполовину диском луны в конце события (старинное слово «обаполы» имеет два основных значения: «соседство» и «горбыль», числительное «два» подсказывает, что в рассматриваемом случае речь идет о двух «горбылях»). «Над солнцем же кроме круга дуга, рогами на север» - указание на дугообразную топографию прохождения тени Луны по Земле. Акцент здесь сделан на дуге августовского затмения, ее рога направлены на север (что показано и на рисунке Радзивилловской летописи, иллюстрирующей сюжет), но дуга февральского затмения не забыта: «круг», оказавшийся над солнцем, - напоминание о второй дуге и карте февральского затмения [10].

На астрономическое событие 1106 г. Морозов не обратил никакого внимания, ограничившись фразой, что «солнечные затмения 1064, 1091 и 1106 года внесены в «Начальную летопись» много более поздним ее составителем по иностранным — византийским или болгарским, чешским, польским, если не латинским — первоисточникам, и это подтверждается и записанными в ней кометами, заимствованными явно из греческих хроник» [11]. Но и здесь можно увидеть нечто более интересное, чем заимствованную запись. В Радзивилловском и Лаврентьевском списках событие не отмечено, в Ипатьевском: «Того же лета помраченье быс в солнци августа... 8 лет». В 1106 г. произошли два наблюдавшихся на территории будущей Российской империи затмения, одно 1 августа, другое 27 декабря [12], первое северного происхождения, второе — южного, последнее затмение сароса, в которое входит августовское затмение, произойдет в 2206 г., последнее затмение второго сароса состоялось в 1233 г. «8 лет», как бы случайно прибавленные к фразеосочетанию о затмении находятся в очевидной коррелятивной связи с годичной датой 1106 (сумма чисел равна 8) и порядковым номером месяца август январского года. Креативный автор акцентирует внимание читателя на числе 8, но сопряжение восьмерки с со словом «лет» подсказывает, что он напоминает о средневековом календаре от сотворения мира с мартовским годом, в обращении с которым позднему историку приходится от даты, обозначенной в записях средневекового происхождения, вычитать число 5508 (по поводу событий с марта по декабрь). Конечная сумма ряда 5508 равна 9 — напоминание о числе 9, которым приходится заменять 8, когда датируемое событие приходится на январь и февраль. Год последнего затмения первого сароса 2206 по конечному числовому значению равно 1, то же числовое значение имеет ряд 5509, год последнего затмения второго сароса 1233 имеет конечное числовое значение 9, равное аналогичному показателю ряда 5508. Рассматриваемая энигматическая конструкция находится в референтной связи с записью Лаврентьевского списка о последних событиях 1106 г.: «В се же лето пострижеся Еупракси, Всеволожа дщи, месяца декабря въ 6. В то же лето прибеже Избыгневъ к Святополку. В то же лето пострижеся Святославь, сынъ Давыдовъ, внук, Святославль, месяца февраля въ 17 день. Том же лете победиша зимегола Всеславичь всю братью и дружины, убиша их 9 тысящь». В имени «Еупракси» цитируемого фрагмента прочитываются два форманта: латинская лексема «praxi» и слог «Еу» с числовым значением 9. Соответственно, имя следует воспринимать как словосочетание «практика числа 9». Упоминаемое далее 6 декабря, или 6.012 также имеет конечное значение 9. Святослав принял постриг 17 февраля, число 17 после суммирования слагаемых превращается в 8. Пали в бою с зимоголой 9 тысяч воинов или Всеславичь победил зимеголу, потерявшую 9 тысяч человек. Бой произошел зимой, на это указывает «зимегола». Декабрь отмечен двумя девятками, февраль — восьмеркой. Но, возможно, бой состоялся в феврале. На февраль же приходится 10, сумма слагаемых даты 17.02. Креативный автор здесь подсказывает, что при написании текста можно маркировать событие февральской или январской датой, которая потребует вычесть из даты мартовского года от сотворения мира 5509, но можно предложить такую дату, которая потребует вычесть 5508 или 5510, или предложить такую, которая потребует вычесть 5508 там, где нужно вычесть 5509, и наоборот. Вариативность выбора между маркировками января-февраля мартовского года и вероятность манипулирования датой, которую вычислит будущий историк, - это то, что демонстрирует креативный автор в рассматриваемых фрагментах Ипатьевского и Лаврентьевского списков. Он подсказывает читателю, что встречающийся в «летописях» разнобой в датах не есть следствие применения двух мартовских систем датировки с необъяснимыми переходами от одной к другой, предпринимаемыми наивным летописцем или переписчиком, и не следствие их ошибок, а практика («praxi») манипулирования хронологией со стороны действительного автора (авторов) «летописей».

Образец манипулирования датами креативный автор представил в следующем после 1106 г. зафиксированном в открытом тексте затмении, которое в Радзивилловском и Лаврентьевском списках он представил как событие 6622 г., а в Ипатьевском списке как событие 6621 г. При этом в Радзивилловском списке оно отнесено к 29 марта, а в Ипатьевском и Лаврентьевском — к 19. Запись Лаврентьевского списка: «В лето 6622. Бысть знаменье въ солнци въ 1 час дне, бысть видети всем людем. Остася его мало, акы месяць долу рогома, месяца марта въ 19». В Ипатьевском добавлено: «А луны в 9. 20».

Н. А. Морозов счел, что датировка «19 марта» ошибочна, а «подлинное затмение» 6621/6622 гг. следует видеть в 1112 г.: «Действительно, на 29 марта находим солнечное затмение, но только не в 1114, а в 1112 году. Полоса его полной видимости шла в вечернее время по Северной Африке на Суэцкий перешеек, за которым и окончилась на закате солнца. В Киеве оно могло быть видимо на самом закате солнца, но в слабой фазе. Это описание, по-видимому, взято из Царь-Градских сообщений. А думать, что дело идет о затмении 23 июля 1115 года, как допускал Вильев, нет основания, потому что время дано точно: 29 марта. Скорее можно допустить, как думает В. Г. Сушаков, что дело идет о затмении 19 марта 1113 года» [13].

Здесь ошибка Морозова заключается в том, что он не заметил вхождения наблюдаемого на Руси затмения 2 августа 1114 г. в тот же самый сарос, в который входило затмение 4 марта 862 г. Между тем, именно на это обстоятельство указывает, в частности, «ошибочная» датировка «19 марта», проведенная в двух списках. Без этих «ошибок», невозможно было бы получить значение «4 марта», которое образуется, если сложить мартовские числа 29, 19 и 19 (сумма слагаемых числа 29 равна 11, или 2; сумма слагаемых каждого из чисел 19 равна 10, или 1; конечная сумма равна 4). Обеспеченная таким образом коррелятивная связь между двумя затмениями позволяет уверенно датировать «мартовское» астрономическое событие то ли 6621, то ли 6622 года 6622, или 1114, годом. Изображенный на рисунке Радзивилловской летописи (л. 155об) край солнца «акы месяць долу рогома» репродуцирует карту затмения 2 августа, на которой траектория лунной тени образует дугу, концы которой направлены к югу, или «долу». «Небо» этого рисунка повторяет чашеобразный контур территорий, охватываемых во многих случаях частными солнечными затмениями.

Дополнительная связь между событиями 862 и 1114 гг. проведена «летописцем» через описанный им сюжет призвания Владимира Мономаха киевлянами на киевский великокняжеский престол (ирония креативного автора то ли над «призванием» Рюрика, то ли над «призванием» Мономаха, то ли над обоими «призваниями»). Добавление «а луны в 9.20» является шуткой: креативный автор припоминает почасовое исчисление времени, принятое в России с XVIII в. (На всякий случай: 6 марта 1791 г. заход Луны в Москве произошел в 21.20, 24 марта — в 09.20.)

Под 1102 г. в ПВЛ зафиксировано его единственное сообщение о лунном затмении. В Радзивилловском списке: «В то же лето знамение быс в луне месяца фев(раля) 5». Н. А. Морозов по этому поводу пишет: «Тут речь может идти только о лунном затмении, так как 5 февраля действительно было полнолуние с ожидаемостью (при неточных астрономических знаниях) лунного затмения... Но вот беда! В действительности (т. е. по современным нам точным вычислениям) оно произошло лишь через два оборота луны, не 5 февраля, а 5 апреля 1102 года, со значительной максимальной фазой 9"2, около 8 часов утра по Киевскому времени, т. е. уже при заходящей луне. Как же автор отметил в этом году не существовавшее февральское затмение и не отметил настоящего, бывшего через два месяца?» [14] Все он отметил этот автор и в очередной раз пошутил. Он напоминает читателю, что оперирует преимущественно месяцами мартовского года, но смотрит на мартовский календарь через январский. Когда он «ошибочно» перемещает лунное затмение с 5 апреля на 5 февраля, он, в частности, напоминает, что февраль и апрель близнецы: февраль — второй месяц январского года, апрель — второй месяц мартовского года. Близнецы они и в том отношении, что февраль — месяц «враль», как и апрель, начинающийся со дня вранья (15). Предшествующие форманту «враль» буквы имеют конечное числовое значение равное 1 (5 и 5 вместе образуют 10, или 1), поэтому «февраль» - месяц одного враля или первого враля, что семантически сближает этот месяц с первым апреля и, благодаря этому, с апрелем в целом. Дополнительная маркировка родства февраля и апреля и выдвижение апреля на первый план проведены креативным автором благодаря упоминанию двух других астрономических явлений, примыкающих по времени к лунному затмению: пожарной зари по ночам, начавшейся января в 29 день и продолжавшейся 3 дня, и знамения в солнце, «огородившей» себя февраля в 7 день 3 дугами. В маркировке участвуют, помимо прямо прописанных чисел, названия месяцев «январь» и «февраль» (в той форме, в какой они написаны: «ген» с конечным числовым значением 4, «фев» с конечным числовым значением 3) и порядковые номера месяцев в мартовском годе: 2 (январь 11 месяц) и 3 (февраль 12 месяц) [16]. Если выстроить числовые ряды трех упоминающихся вместе астрономических явлений, ряд начинается с конечного числового порядкового номера месяца, то получится следующее: у январского события 2 4 2 3, у первого февральского события 3 3 5, у второго — 3 3 7 3. Сумма всех чисел трех рядов равна 38, или 11, или 2. Двойка объединяет февраль и апрель по признаку их места в череде месяцев двух календарей, но у апреля преимущество, поскольку кодировка построена на базе мартовского календаря. Следовательно, и вторая кодировка фрагмента указывает на то, что астрономическое событие, первично отнесенное к 5 февраля, на самом деле прописано в апрельском календаре. Перечисление четырех стран света по поводу пожарной зари является дополнительным указанием на присутствие в скрытом тексте четырех, а не двух месяцев. Смысл представленной энигматической конструкции — в репрезентации взаимодействия мартовского и январского календарей при строгом учете астрономических явлений и их периодичности в процессе написания истории.

Сноски и примечания.



    1. Cм. в гл. II следующего издания: www.doverchiv.narod.ru › Н.А.Морозов › «Христос». 8 книга


    2. Знамение 1104 г. имеет еще одну проекцию, она будет рассмотрена отдельно.


    3. В гл. II указанного выше издания.


    4. Третье произошло 5 февраля над Антарктидой.


    5. В гл. II указанного выше издания.


    6. Там же.


    7. Ранее о 1 апреля в шутку и всерьез креативный автор говорил по поводу затмения 1 апреля 1764 г.


    8. В Лаврентьевском и Ипатьевском списках названия месяцев февраль и январь написаны полностью, то есть акцент сделан на присутствии форманта «враль» в «феврале». Конечное значение чисел записи в этом случае равно 7, значению порядкового номера марта в сентябрьском годе. Числовые значения «января» и «февраля» при полном написании уравниваются со значением 8, такой же порядковый номер апреля в сентябрьском годе. Креативный автор припоминает здесь второй старинный календарь, предшествовавший январскому.



Сведения о затмениях и их циклах извлечены из: http://xjubier.free.fr/en/site_pages/eclipses.html; http://www.secl.ru/

Фаизов Сагит Фяритович Приглашение к Саросу. Опубликована 16 января 2014 г.


Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.