?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Граффити и два комода
sagitfaizov
Сагит Фаизов

Граффити и два комода


     Продолжение темы «граффити». В предшествующей статье [1] была рассмотрена надпись Филиппа Микитинича в интерьере Собора Святой Софии – Премудрости Божией, она же Айя-София, в Константинополе-Стамбуле, опубликованная в статье Юрия Александровича Артамонова и  Алексея Алексеевича Гиппиуса «Древнерусские надписи Софии Константинопольской» из «Славянского альманаха» за 2011 г. [2] Сегодня предлагаю вниманию читателей свои наблюдения над следующей надписью, опубликованной в той же статье в виде фотокопии, - «Домки Безуевича» (в чтении Артамонова и Гиппиуса) или Дъмъку Безоевича, как «он» себя прописал.

Надпись.

Дъмъку* Безоевичъ гр(е)шъны «пси»** С***ватая Со(ф)****ие помилоу мя.

Первые три слова, написанные друг под другом, отделены от буквы «пси» и второй части текста из четырех слов изображением четырехконечного креста. Твердый знак («ер»), завершающий слово «Безоевичъ» находится по правую сторону вертикали креста.
*Буква «у», или «вав», из арабского алфавита; Ю. Артамонов и А. Гиппиус посчитали ее за «о» русского алфавита. Любопытно, что мистификатор угадал, как Артамонов и Гиппиус прочтут букву «о» в «Безоевичъ» - как «у», хотя в этом случае «о» следовало читать именно как «о»: ироническая подсказка к правильному чтению последней буквы имени Безоевича.
** Здесь как бы отдельная буква, но она под титлом, то есть предлагается читать ее как слово (об этом слове ниже).
*** Буква «С» снабжена черточкой, уходящей косо вниз от ее нижней оконечности – признак контаминации ее с буквой «гайн» арабского алфавита (о смысле этой акции см. ниже).
**** Фонема «ф» в оригинале обозначена буквой «фита» с числовым значением 9, в слове гр(е)шън третья буква – «ять», числового значения не имеет.


Вербально-числовые характеристики записи.


Числовой ряд «Дъмък(«вав»)»: 4 4 2 6 – 16 – 7 (твердый знак, или «ер», числового значения не имеет, у «вав» числовое значение 6).
Числовой ряд «Безоевичъ»: 5 7 7 5 2 8 9 – 43 – 7 (буква «б» числового значения не имеет).
Числовой ряд «гр(е)шъны»: 3 1 5 – 9 (буква «ы» числового значения не имеет).
Числовое значение «пси» 7.
Числовой ряд «сватая»: 2 2 1 3 1 – 9  (буква «юс малый»,или «я», числового значения не имеет).
Числовой ряд «Со(ф)ие»: 2 7 9 8 5 – 31 – 4; при чтении первой буквы как «гайн»: 1 7 9 8 5 – 30 – 3.
Числовой ряд «помилоу»: 8 7 4 8 3 7 4 – 41 – 5.
Числовое значение «мя» 4.

В записи присутствуют, помимо изображения креста, три части: первые три слова, буква «пси» под титлом, четыре слова после «пси».
Соотношение  конечных числовых значений трех частей, при условии, что «пси» - буква, а в слове «Софие» первая буква читается как «С»:  5 7 4, конечное значение 7.
Соотношение конечных числовых значений трех частей, при условии, что «пси» - «псал»*, а в слове «Софие» первая буква читается как «С»: 5 5 4, конечное значение 5.
*Числовой ряд слова 8213 – 14 – 5; «псал» - вероятная древняя или вероятная подразумевая форма слова «писал» в граффити [3].
Соотношение конечных числовых значений трех частей, при условии, что «пси» - буква, а в слове «Софие» первая буква читается как «гайн»: 5 7 3, конечное значение 6.
Соотношение конечных числовых значений трех частей, при условии, что «пси» - «псал», а в слове «Софие» первая буква читается как «гайн»: 5 5 3, конечное значение 4.
     Числовой ряд вариантных показателей: 7 5 6 4. Его конечное значение 4. Очевидно, что каждое число ряда находится в коррелятивной связи с явно выраженными количественными показателями записи: в нем семь прописанных слов, не прописанное слово «псал» в буквенной форме имеет показатель семь, в развернутой форме – показатель 5, при учете его как развернутого слова справа от креста окажется пять слов; если учесть, что справа от креста записан также «ер» слова «Безоевичъ», то в этой области окажется 6 записей (то есть «ер» не случайно оказалась правее вертикали креста); крест же четырехконечный. Вся запись имеет умозрительную конструкцию.
     Ее умозрительное происхождение креативный автор мог показать и без «гайн». Для чего ему понадобилось через «С» заявить и «гайн»? Прежде всего, для того, чтобы обозначить с ее помощью истинную дату записи – 1798-й год, в первых четырех числах имени «Софие» (Артамонов и Гиппиус датируют запись первой третью XII в. {с. 44}). За Софией же здесь скрывается София Августа Фредерика, или императрица Екатерина II, оставившая бренный мир двумя годами ранее (напомню, что числовое значение буквы «С» - 2). В открытом тексте записи есть прямая подсказка относительно того, что «Дъмъку» обращается к адресату записи вовсе не с мольбой «помилуй»: он записал «помилоу», то есть «помилу», обращаться же к святой Софии с мольбой «помилуй» и вовсе неправильно, она из «Иисусовой молитвы» [4]. В этом же контексте – преномен «сватая», это не ошибка и не диалектизм (cм. об этом далее). Конечное числовое значение «Софие» при чтении первой буквы в качестве «С» равно, как было показано выше, 4, тем же конечным числовым значением наделено имя «Екатерина» (и «Катарина», так на памятнике Петру I). И, наконец, псевдоотчество «Безоевич» недвусмысленно подсказывает, со своей стороны, что запись сделана в 1798 г.: «отчество», обладающее числовым значением 7, провозглашает: «без семи»! - буква «о» в середине «отчества»  наделена числовым значением 7. Какую семерку отрицает Безоевич? Семерку буквы «айн» арабского алфавита. Буква «айн» пишется точно так же, как «гайн», но без точки над графемой. Точки над «С» в записи нет, и автор предупреждает вероятность ошибочного прочтения арабской буквы. Иначе говоря, он настаивает, что единица в числовом ряду 1798 правильная [5].
     Имя Безоевича также связано с Екатериной II. «Дъмъку» - ретроинскрипция, которая, с учетом «вав», читается как «Вау! Комод!» - намек на дом Алексея Разумовского в Москве, в котором канцлер Александр Воронцов посетил фаворита Елизаветы Петровны, чтобы посоветоваться относительно брачных перспектив Екатерины с Григорием Орловым (была «сосватана»). Существует и вторая проекция «ваукомода»: янтарный комод из знаменитой янтарной комнаты, изготовленный в 1711 г., в том году, когда Петр I назвал своей женой другую Екатерину [6].


1. Сагит Фаизов // Граффити, короче // http://www.proza.ru/2014/06/01/1568
2. Артамонов, Ю.А., Гиппиус, А.А. Древнерусские надписи Софии Константинопольской // Славянский альманах за 2011 г. // http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ram/ticket/23/1401547570e3ec2aa0edd202c078f189e1fe3413ad/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%202011.pdf
3. Ю. Артамонов, А. Гиппиус и И. Зайцев в другой статье, посвященной граффити Софии Константинопольской, высказали мнение, что «пси» - последняя буква первой строки левой части текста и перевели «пси» как «писал», по аналогии с другими граффити, где после «пси» следует «л» // Ю. Артамонов, А. Гиппиус, И. Зайцев Из древнерусской эпиграфики Константинопольской Софии // Ruthenica VIII (2009), 227–243 // histans.com/JournALL/ruthenica/ruthenica_2009_8/19.pdf (с. 231).
4. Соответственно, с «помилуй» обращаются к Господу или, в отдельных случаях, к Богоматери, с добавлением «заступись» (и иными). Ошибка «Домки», если он ошибся, нелогична: он паломник, человек воцерковленный, читающий и пишущий. Преподобный Нектарий Оптинский о молитве: «Как скажешь: «Вси святие, молите Бога о мне! так все святые воскликнут на небе: Господи, помилуй! и будет тебе приобретение» // http://www.ioann.ru/parts/molitva/kak-poluchit-pomoshh-svyatyx . Святитель Феофан, Затворник Вышенский: «Ни Божия Матерь, ни Ангелы, ни святые не суть производители и дарователи спасения. Они только ходатайствуют, чтобы образ спасения, Господом Спасителем для всех данный, был и к нам приложен, и мы таким образом в силу его спаслись» // Там же.
5. В прорисовке записи, которую представили три автора в статье 2009 г., у буквы «С» лексемы «Сватая» также показана линия, идущая вниз от нижней оконечности буквы, незаметная на фотокопии 2011 г. Если она действительно есть, то факультативное числовое значение лексемы становится равной 8, обычному маркеру скрытой записи даты в мистифицированных текстах авторов круга Ф. В. Курицына и поздних мистификаторов. Видимо, факультативной (и необязательной) функцией дополнительной черточки первой «С» и объясняется ее малозаметность.
6. См. о двух комодах, например: http://www.aif.ru/society/history/32747;         http://emperfavour.narod.ru/razymovskiy.html; http://www.pokr.ru/legand_elizaveta/; http://ru.wikipedia.org/wiki/Янтарная_комната

Опубликована 4 июня 2014 г.

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.